Открытый урок по русскойсловесности на тему А. С. Пушкин Станционный смотритель ( 6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата: Класс: 6 «Г»

Тема: А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

Цель урока:познакомить с содержанием повести, её героями,выявить нравственные проблемы повести через аналитическую беседу; обогатить лексику учащихся; осмыслить понятие «нравственность»; познакомить с понятием «маленький человек» в литературе, развивать способность эмоционального восприятия произведения; продолжить формировать умение понять и оценить поступки героев, воспитывать любовь к родителям, уважительное отношение к человеку.

Ожидаемый результат: учащиеся смогут анализировать повесть,учащиеся расскажут о проблеме трагедии Самсона Вырина, о месте образа Дуни в повести, учащиеся будут работать в паре, группе.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока:

- А.С.Пушкин ,Москва,1968год.

- Портрет А.С. Пушкина,текст повести «Станционный смотритель»,

• иллюстрация картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»,

-Иллюстрации к повести "Станционный смотритель", ИКТ, ватман, фломастеры.

Используемые модули и методы:Новые подходы в образовании, Критическое мышление, оценивания обучения, оценивание для обучения.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Создает психологическую атмосферу в классе.

Приветствие друг другаДобрый день, ребята. -Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка - это поцелуй души». А теперь громко скажем друг другу: «Добрый день!» Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, делятся на 3 группы по пазлам.1.гр.Доброта 2гр.Забота 3.гр.Любовь

С помощью разрезанныхпазлов, класс делится на группы.


Пазлы

5 мин.

II.Побуждение.Прием « Ассоциации» Ассоциации к слову «Счастье»С помощью наводящих вопросов, подвести к теме урока.

Проверка домашнего задания.

- Опережающее задание (чтение повести «Станционный смотритель» , подобрать пословицы на казахском языке о родителях.)

Демонстрируют свои знания, умения.

Раскрывают тему урока

Получают листы самооценивания.Рядом родители

СЧАСТЬЕ

Понимание между детьми друзья

и родителями

когда тебя любят мир в доме, стране взаимопонимание в

семье

Карточки

Листы самооценивания

15мин.

III. Актуализация знаний

Эпиграф к уроку: «… долго не мог я забыть старого смотрителя, долго думал я

о бедной Дуне…»

Ребята, вы прочитали повесть «Станционный смотритель». Какое впечатление осталось у вас после прочтения?

Скажите, кому принадлежат слова, взятые мной в качестве эпиграфа? (Рассказчику.)

А.С.Пушкин никогда не был равнодушен к боли другого человека. В центре любого его произведения стоит человек со своими слабостями, достоинствами и недостатками. Пушкин всегда становился на защиту человеческого достоинства униженных и оскорбленных. Поэтому повесть « Станционный смотритель» является повестью о человеке, добре и зле, горе и радости, о человеческих взаимоотношениях, о том, что такое счастье, в чём оно.

Давайте поразмышляем и попытаемся ответить на возникшие вопросы. Но прежде просмотрим фрагмент из фильма «Станционный смотритель», на слайде кадры из фильма.

Работая в группах,ученики делятся впечатлениями: грустная повесть, жаль смотрителя, Минский непорядочно поступил, жаль Дуню; высказывают своё мнение в виде вопросов: почему Дуня оставила отца одного?

Учебник

10мин.








2 мин.

IV. Закрепление урока. Работа с карточками (вопросы) 1гр. Назовите главных героев повести; Что отличало Самсона Вырина от других станционных смотрителей?Какой мы увидели Дуню в начале повести? -Учит.Обвиняете ли вы Дуню или защищаете?

2гр.Какие картинки увидел рассказчик у смотрителя в доме? Что на них изображено?

Скажите, какое произведение легло в основу сюжета повести?

3гр.Что же стало с отцом после отъезда дочери?Как прошла первая встреча смотрителя и ротмистра в доме последнего в Петербурге?

Как обошёлся Минский с Самсоном Выриным во время последней встречи?

Учит.-Что же показал Пушкин через взаимоотношения Вырина и Минского?

Социальное неравенство, судьбу «маленького человека».

Запись на слайде: «Маленький человек» - так в литературе называют героев, которые «не вышли в чины» и терпели унижения от вышестоящих чиновников. Пушкин первым вывел образ этого человека в своей повести. Забитый и терпеливый станционный смотритель, который по вине легкомысленного гусара теряет свое единственное достояние - приветливую и любимую дочь, - образ огромной значимости.

Физминутка «Австралийский дождь»

Ученики обсуждают в парах и представляют всему классу.

Выразительное чтение отрывков.

Учащиеся: Притча о блудном сыне.

(Минский пытается загладить свою вину деньгами.)

Минский не бросил её, несмотря на опасения старого смотрителя: Дуня теперь светская дама…)

Образ маленького человека.



Повторяют движения за учителем.

Бумага А4







10 мин.

V. Рефлексия

Разноуровневые задания

1)1гр. «Диаграмма Венна» Сходства и различия повести и притчи О блудном сыне

2гр. Составьте «Синквейн» на тему Образ Дуни.

3гр. Таблица «Фишбоун»

2) Чтение пословиц на казахском и русском языках

Работают в группах

Презентуют свои задания

Дуня:

• красивая,

• приветливая,

• хозяйственная,

• печальная,

• виноватая.


5 мин.

VI.Итог урока. Организует самооценку результатов учебной деятельности. Систематизирует и обобщает совместное достижение. Проводит рефлексию.

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным для вас?

- Что вам больше понравилось?

- Что вы взяли себя из сегодняшнего урока?

Да, в повести поднимается важная проблема - проблема взаимоотношения родителей и детей. Вы сейчас находитесь в таком возрасте, когда, может быть, не всегда прислушиваетесь к мнению родителей, не всегда дарите им теплые слова. Пройдет время, и вы по-другому будете относиться к самым родным людям на земле. Ловите каждое мгновение, говорите близким о своей любви.

Ведь так важно успеть сказать родителям, что мы их ЛЮБИМ!

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Оценочный лист

Стикеры

2 мин.

VII.Домашняя работа. Объясняет выполнение домашней работы.

Напишите письмо от лица Самсона Вырина.


Записывают домашнюю работу в дневниках.


Рефлексия урока:________________________________________________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

  • А вот и град - настоящая буря. (Топот ногами).

  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

  • Солнце! (Руки вверх).











1гр. Назовите главных героев повести; Что отличало Самсона Вырина от других станционных смотрителей? Какой мы увидели Дуню в начале повести?

2гр. Какие картинки увидел рассказчик у смотрителя в доме? Что на них изображено?

Скажите, какое произведение легло в основу сюжета повести?

3гр.Что же стало с отцом после отъезда дочери? Как прошла первая встреча смотрителя и ротмистра в доме последнего в Петербурге?

Как обошёлся Минский с Самсоном Выриным во время последней встречи?

Доброта









Забота

Любовь

© 2010-2022