- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект открытого урока на тему Действительные и страдательные причастия
Конспект открытого урока на тему Действительные и страдательные причастия
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гончарова О.М. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка по теме:
«Действительные и страдательные причастия»
Автор:
Гончарова О.М, учитель русского языка и литературы ГКС(К) ОУ «Мещовская школа-интернат III-IV вида»
Предмет, учебник
Русский язык; учебник русского языка 7 класса М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. - М.: Просвещение, 2015.
Тип урока
Открытия новых знаний.
Класс, тема
7 класс, «Действительные и страдательные причастия»
Применяемые педагогические технологии
Проблемное обучение, схемная и знаковая модель учебного материала, ИКТ, здоровьесберегающие технологии
Цель:
Задачи:
-
Формирование понятия о действительных и страдательных причастиях.
1)создать условия для развития мышления, памяти, самостоятельности, умения построить речевое высказывание во время устного ответа
2)способствовать формированию чувства ответственности, уверенности, настойчивости
3)способствовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся
5)создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку
Ключевые понятия
Действительные и страдательные причастия
Оборудование
Компьютер, проектор, интерактивная доска
Формы организации учебной деятельности
фронтальная, индивидуальная
Методические приемы
Повторение пройденного, объяснение, беседа, тестирование, наглядный , элементы сопоставительного анализа, поиск необходимой информации, самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексия
Планируемые образовательные результаты
Предметные результаты:
-
- различать действительные и страдательные причастия, используя алгоритм рассуждения
-
- правильно находить границы причастного оборота
- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки
- объяснять постановку запятых в устной форме (рассуждение) и на письме (графически)
Личностные УУД:
- формулировать и аргументировать собственное мнение;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- проговаривать алгоритм определения вида причастия;
- осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:
- находить нужную информацию;
- проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;
- выстраивать логическую цепь рассуждений - анализ объектов с целью выделения признаков;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи;
-учиться критично относиться к собственному мнению.
Ход урока:
Психологический настрой:
- Сегодня вам предстоит продолжить знакомство с одной из самых сложных частей речи - причастием. Я вам желаю успешной работы и отличных отметок.
Актуализация имеющихся навыков:
Однако знакомство с новой темой опирается на уже имеющиеся у нас знания. Поэтому нам просто необходимо повторить некоторые вопросы. Приступим.
- Какая часть речи называется причастием?
- Также мы знаем, что причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.
Но вот беда - все признаки перемешались. Я прошу вас распределить признаки в две колонки:
Признаки глагола
Признаки прилагательного
вид, время
падеж, род, число.
- С причастием связан еще один термин - причастный оборот. Дайте определение причастного оборота.
1 СЛАЙД
- Теперь займемся редактированием текста. Задание называется «Улыбнемся ошибке». Найдите ошибки, объясните эти орфограммы и запишите в тетрадь измененные предложения.
Солнце, показавшаяся из-за тучь, уже осветило лес. Остров, озаренный сонцем, пышно и ярко сиял.
- Молодцы, вы хорошо потрудились. А теперь идем дальше. Но для этого нам необходимо определиться с темой и целью урока.
Изучение нового материала:
2 СЛАЙД
- Я вам уже говорила, что причастие мы больше не будем изучать ни в одном классе. Значит все сведения об этой части речи будут вами усвоены уже сейчас. А значит вы сможете дать ответы на любые вопросы по теме «Причастие». А может быть вы уже всё знаете?
- Посмотрите на это задание. Я его взяла из книги для подготовки к основному государственному экзамену для 10 класса, давайте его прочтем: ………
- Вы можете выполнить это задание, ведь что такое причастие мы с вами уже изучили? (НЕТ)
- Почему возникли затруднения? Каких знаний не хватает нам, чтобы его выполнить? (Что такое страдательное причастие)
- А ведь если есть страдательные причастия, значит есть и другие причастия, которые нужно отличать от страдательных? Значит какова же цель нашего сегодняшнего урока? (Узнать, на какие группы делятся причастия и научиться их различать)
- Итак, приступим.
Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию.
Но действия бывают разные. Одно и то же действие может быть произведено кем-то (чем-то) и над кем-то (над чем-то).
Например, кран поднимает груз - Он это делает сам. Преобразуем глагол в причастие и получаем кран (какой?) поднимающий груз.
А груз в это время испытывает воздействие крана, он какой? Груз поднимаемый краном. От груза здесь ничего не зависит, на него воздействует кран.
Еще один пример: Однажды Маша разбила вазу.
Но когда пришел папа и спросил, кто это сделал, Маша закричала: «Ваза разбилась сама!»
Сравним два словосочетания с причастиями:
разбившаяся внезапно ваза и
разбитая девочкой ваза.
В первом случае ваза разбилась сама. Во втором - ее разбила девочка.
Получается, что первое причастие обозначает признак, который возник в результате действия САМОГО предмета. Найдите в учебнике, как называются такие причастия? (ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ)
Разбившаяся - это действительное причастие
Действительное причастие - от слова «действовать» - обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.
Например:
бегущий от медведя охотник (это тот охотник, который бежит)
Собака, встречающая хозяина - то есть та, которая встречает - тоже действительное причастие.
А причастие разбитая обозначает признак, который возник у предмета под действием другого предмета. Найдите в учебнике, какое это причастие? (СТРАДАТЕЛЬНОЕ) Да, это страдательное причастие.
Что же такое страдательное причастие? Страдательное причастие - от слова страдать - обозначает признак предмета, возникший у него под воздействием другого предмета.
- Давайте подумаем, почему эти причастия называются страдательными.
сваренная в кипятке вишня
Вишня пострадала - ее сварили.
пойманный в море осьминог
Осьминог тоже пострадал - его поймали.
Но, конечно, страдательные причастия совсем не обязательно обозначают чьи-то страдания. Просто они обозначает признак, возникший под воздействием другого предмета.
Физкультминутка.
- Давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста.
Ваша задача - из названий произведений нужно выбрать: произведение, в названии которого есть причастие (хлопать в ладоши) и произведение, в названии которого есть прилагательное (поднимать руки вверх).
-
Снежная королева (руки вверх)
-
Спящая царевна (хлоп.)
-
Василиса Прекрасная (руки в.)
-
Заколдованная королевна (хлоп.)
-
Волшебная дудочка (руки в.)
-
Говорящий сверток (хлоп.)
-
Бегущая по волнам (хлоп)
-
Иван - крестьянский сын и чудо-юдо (руки в.)
-
Очарованный странник (хлоп)
Молодцы. Продолжаем работу.
- Можем ли мы теперь сформулировать тему нашего урока? (Да, Действительные и страдательные причастия). Запишите тему в тетрадь.
- Как же нам различить, где страдательное причастие, а где действительное?
ВИДЕОУРОК
- Давайте посмотрим фрагмент видеоурока, в котором это объясняется. (ВИДЕОУРОК: 4мин 08 сек)
- 4мин 38 сек ПАУЗА. У нас начинает получаться алгоритм, по которому мы будем рассуждать, различая причастия. Спишите его себе в тетрадь вот так:
- Продолжаем слушать и запоминать. (ВКЛ)
- 5 мин 02 сек ПАУЗА. Продолжим наш алгоритм так:
ПОДОБРАТЬ МЕСТОИМЕНИЯ
САМ (САМА, САМО, САМИ) КЕМ-ТО (ЧЕМ-ТО)
3 СЛАЙД
- А теперь давайте рассмотрим состав причастий и посмотрим, чем же они различаются по составу?
Действительные причастия Страдательные причастия
Читающий книгу читаемая учеником
Везущий сено перевезённое крестьянином
Любящий маму любимые мною
- Делаем вывод: чем отличаются действительные и страдательные причастия? (Суффиксами)
- Продолжим наш алгоритм:
ВЫДЕЛИТЬ СУФФИКСЫ
-ущ-(-ющ), -ащ-(-ящ-), -вш-, -ш-. -им-, -ем-(-ом-), -енн-(-ённ-), -нн-, -т-.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ
- Теперь вы можете пользоваться составленным алгоритмом для выполнения практических заданий.
Закрепление и практическое применение знаний:
4 СЛАЙД
А теперь попробуем распределить причастия по группам и записать в столбики, применяя получившийся алгоритм:
выделеное слово (стр.), хохочущий ученик (действ.), сомневающийся читатель (действ.), расколотый орех (стр.), выросший цветок (действ.), забиваемый гвоздь (стр.), залаявшая собака (действ.).
- Молодцы.
Рефлексия:
- А теперь представьте, что ваша одноклассница заболела и не знает данной темы. Попробуйте ей всё объяснить, используя созданный нами алгоритм, на примере причастий одевающаяся девочка, одеваемая девочкой. Можно начать своё объяснение со слов: оказывается все причастия делятся на … (действительные и страдательные. Чтобы их различить, можно задать вопрос, например, одевающаяся девочка - это кто? (значит дейст. причастие), а если одеваемая девочкой, то - одеваемая кем? (страд. прич.) Также можно подставить местоимения: одевающаяся САМА девочка (дейст. пр.), одеваемая кем-то девочка (стр. прич.). Или вид причастия можно определить по суффиксу: одевающаяся - суффикс -ЮЩ- (дейст.пр.), одеваемая - суффикс - ЕМ- (стр.пр.)
- Таким образом, что обозначают действительные причастия? (Действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действия САМОГО предмета)
А что обозначают страдательные причастия? (Страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под ДЕЙСТВИЕМ другого предмета)
5 СЛАЙД
- А теперь обобщим то, что вы узнали сегодня на уроке: заполните пропуски (ЗАДАНИЕ НА ИНТ. ДОСКЕ):
1. Суффиксы -ущ(-ющ) принадлежат … причастиям. (действительным)
2. Причастие улыбающийся является… (действительным)
3. … причастия обозначают признак, который возник в результате действия САМОГО предмета. (действительные)
4. … причастия обозначают признак, который возник у предмета ПОД ДЕЙСТВИЕМ другого предмета. (страдательные)
5. Причастие отмытый является…(страдательным)
6 СЛАЙД
А теперь подведем итог нашего урока, используя эти незаконченные предложения:
-
Я не знал(а)…. теперь я знаю
-
Сегодня я узнал(а)…
-
Было интересно…
-
Было трудно…
-
Я выполнял(а) задания…
-
Я понял(а), что…
-
Теперь я могу…
-
Я почувствовал(а), что…
-
Я приобрел(а)…
-
Я научился (научилась)…
-
У меня получилось …
-
Я смог…
-
Я попробую…
-
Меня удивило…
-
Урок дал мне для жизни…
-
Мне захотелось…
ОЦЕНКИ. Д/З:
-
Переписать алгоритм в справочник.
-
Параграф 16 - выучить правило.
-
Упр. 99. Здесь вы должны списать предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, а также найти действ. и страд. причастия.