Урок литературы на тему Н. А. Некрасов. Поэма Русские женщины (7 класс)

Урок познакомит учащихся с жизнью и творчеством Н. А. Некрасова, с историей создания поэмы «Русские женщины», на примере героинь  произведения  позволит раскрыть проблему нравственного выбора русских женщин. Задачи урока: 1. Продолжить изучение жизни и творчества Н.А. Некрасова, познакомить учащихся с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов, используя историко-литературный материал 2. Развивать умение размышлять на заданную тему, оценивать поступки героев ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организационная информация

Тема урока

Н. А. Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Анализ эпизода «встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

Предмет

Литература

Класс

7

Учитель

Иванова Ирина Егоровна

Образовательное учреждение

МБОУ «Большеанненковсая средняя общеобразовательная школа»

Адрес

Курская область, Фатежский район, с. Большое Анненково

Методическая информация

Тип урока

Открытие нового знания

Цель урока

Изучение поэмы Н.А.Некрасова "Русские женщины", построенной на принципах историзма.

Задачи урока

1. Продолжить изучение жизни и творчества Н.А. Некрасова, познакомить учащихся с историей создания поэмы "Русские женщины", с ее героинями - женами декабристов, используя историко-литературный материал

2. Развивать умение размышлять на заданную тему, оценивать поступки героев произведения.

3. Прививать навыки "игрового" выразительного чтения эпизодов поэмы, пробудить чувство уважения к женщине, способной преодолеть самые тяжкие жизненные испытания, а также уважение к труду поэта, увековечившего память о наших соотечественницах.

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования

Размышлять, оценивать поступки героев произведения.

Читать выразительно наизусть фрагменты поэмы.

Оборудование и материалы

Презентация с материалом о жизни и творчестве Н.А.Некрасова, восстании декабристов, компьютер, проекционный экран, СD-проигрыватель.

Сценарный план урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Оргмомент

Формирование осознанного , уважительного и доброжелательного уважения к другому человеку (Л)

Здравствуйте ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

Приветствуют учителя.

Делают записи в тетрадях.

2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. (К)

Сегодня у нас не совсем обычный урок. На нашем уроке присутствуют гости, учителя нашей школы. Я надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы будете активно и хорошо работать, и мы получим взаимное удовольствие от общения друг с другом.

3.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Овладение приёмами отбора, сравнения и систематизации материала на определённую тему. (П)

Начнём наш урок с викторины. Определите, из каких произведений приведены строки:

Однажды, в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел. Был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

(Крестьянские дети)

О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, но утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.

(На Волге)

Да не робей за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ,

Вынес эту дорогу железную -

Вынесет всё, что господь ни пошлет!

(Железная дорога)

Кто автор этих произведений?

Отвечают на вопросы викторины.

«Крестьянские дети».



«На Волге»





«Железная дорога»



Н. А. Некрасов.

4.Выявление места и причины затруднения, целеполагание.











Фиксирование индивидуального затруднения. (Р)

Целеполагание. (Р)

Действительно, автором этих строк является замечательный поэт 19 века Н. А. Некрасов. Поэзия Н.А. Некрасова служила "великим целям века". В этом источник ее бессмертия, ее неувядающей силы. Вот почему нам, она близка своей верой в Родину и человека, светлым жизнелюбием и мужеством, влюбленностью в русскую природу. Вот почему при каждой встрече мы заново открываем для себя Некрасова, и стихи его будят в нас высокие и добрые помыслы, помогают познать мир и самих себя, делают нас щедрее и отзывчивее на все прекрасное. "Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь…" Вся любовь и все помыслы поэта принадлежат России, русскому народу, крестьянству, забитому, втоптанному в грязь, но духовно не сломленному.

На сегодняшнем уроке мы будем знакомиться с творчеством Н. А. Некрасова, его поэмой «Русские женщины»

Что вам известно о Н. А. Некрасове?

Какова основная тема его творчества?











Великий русский поэт, автор множества стихотворений .

Тяжёлая жизнь русского народа.

5. Построение проекта выхода из затруднения.

6.Реализация построенного проекта

Планирование решения учебной задачи. (Р).



Умение находить информацию в источниках.(П)



Заполните таблицу

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Научился


Более подробно с биографией Н. А. Некрасова нас познакомит Анненкова Юлия.

Певец Родины, Н.А. Некрасов, был певцом волевых и мужественных характеров, людей борьбы и действия. С особой силой и талантом поэт воспел самоотверженный подвиг женщины в поэме "Русские женщины". Эта поэма состоит из 2-х частей: "Княгиня Трубецкая" (1872 г.) и "Княгиня Волконская" (1873 г.). Первоначально поэма была названа "Декабристки".

Как вы думаете, о ком это произведение? Что вам известно о восстании декабристов?

Об этом событии в истории нашей страны расскажет Масканов Дмитрий.

Заполнение таблицы

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Научился


Выступление заранее подготовленной ученицы. Жизнь и творчество Н.А. Некрасова.





Главными героинями произведения являются жёны декабристов.

14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге состоялось восстание декабристов.

Выступление заранее подготовленного ученика.

7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. (К)

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.(К)

Вскоре за многими декабристами последовали их жёны: Муравьёва, Трубецкая, Е. Нарышкина, Волконская и др. Жёны сосланных на каторжную работу лишались всех гражданских прав, бросали богатства, общественное положение и ехали в неволю, в страшный климат Сибири, под ещё более страшный гнёт местной полиции.

Поэма "Русские женщины" рассказывает нам об этих самоотверженных женщинах.

В первой части поэмы поэт воссоздал характер мужественной женщины, всецело разделяющей взгляды своего мужа - декабриста Сергея Петровича Трубецкого, и которая, преодолевая множество трудностей: сопротивление родителей, препятствия, чинимые властями, в конце концов, добивается у царя разрешения последовать за мужем в Сибирь.

Ее примеру последовали многие, некоторые ехали даже не за мужьями, а за женихами.

Центральным эпизодом этой части поэмы является встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором, который получил строжайший приказ любыми средствами удержать ее и не разрешить ехать вслед за мужем.

Предлагаю вам посмотреть инсценировку эпизода "Трубецкая у губернатора"







Инсценировка диалога «Трубецкая у губернатора»

8. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.(К)

- Почему лично сам губернатор встретил княгиню?

- Какие доводы приводит губернатор, говоря о том, что княгиня немедленно должна вернуться домой?

- Сколько дней уговаривал княгиню губернатор?

- Какой довод он приводит последним, самый страшный?

- Что значит идти по этапу? (Текст стр. 242-243).

- Почему Трубецкая на все доводы отвечает отказом?

- Кто оказывается морально более стойким в этом диалоге?

- Какие черты характера проявила героиня в этой сцене?

- Каков финал этой части поэмы?

Губернатору пришла бумага с просьбой любыми средствами вернуть княгиню назад домой).

Путь верст до восьмисот, восемь месяцев зимы, люди душой черствы, жизнь в общей казарме, что ее ждет смерть, потеря всех прав, имущества….

Я отпустить не в праве вам, княгиня, лошадей! Вас по этапу поведут с конвоем…



Губернатор осознает моральное превосходство княгини и обещает в три дня довезти ее на место, даже если за это его снимут с должности

9.Включение в систему знаний и повторение.







10. Рефлексия

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.(К)



















Рефлексия способов и условий действия.(П)

Пройдя рука об руку с мужем тяжкий 28-летний путь каторги и ссылки, Трубецкая всего двух лет не дожила до того дня, когда декабристам и их женам было разрешено вернуться в Россию.

- Как вы думаете, почему Н.А. Некрасов заменил первоначальное название «Декабристки» на «Русские женщины»?

Замена первоначального названия «Декабристки» на «Русские женщины» подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков. Некрасов показал, что образ «величавой славянки» не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщин всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его - духовная красота. Княгиня Трубецкая у Некрасова - обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.

Закончить наш урок мне хотелось бы романсом в исполнении А. Герман «Гори, гори, моя звезда»

Включается аудиозапись романса«Гори гори, моя звезда» в исполнении Анны Герман.

Как вы считаете, как этот романс связан с темой нашего урока?

Что нового вы узнали на уроке? Чему вы научились»

Заполните колонки в таблице «Узнал», «Научился»

Главное для поэта в поэме - показать подвиг не просто представительницы дворянского класса, а русской женщины.





Эта музыка передает судьбу русской женщины, судьбу печальную со смутными надеждами на счастливую звезду.

Заполнение колонок «Узнал», «Научился»

11.Домашнее задание

Читать и пересказывать биографию Н. А. Некрасова, знать содержание поэмы «Русские женщины», отвечать на вопросы.

Записывают в дневники домашнее задание.

12.Оценки

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.(П)

Выставление оценок в дневники.





13


© 2010-2022