Технологическая карта урока литературы на тему Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока литературы 9 класс

Урок 26

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

А.С. Пушкин. «К Чаадаеву

Тема: Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар».

Цели:

- познакомить и дать понятие о свободолюбивой лирике Пушкина;

- научить анализировать стихотворения, выразительному чтению;

- воспитывать любовь к лирике.

Тип урока: урок-анализ стихотворений.

Задачи с позиции УУД

1.Предметные: Знать: основные периоды жизни и творчества А.С. Пушкина; содержание стихотворений «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». Понимать: философский смысл, свободолюбивый, патриотический, гуманистический пафос стихотворений; мысли и чувства автора. Уметь: выразительно читать наизусть и анализировать стихотворения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов и выражений; строить аргументированные высказывания на основе прочитанного.

Метапредметные.Понимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи самостоятельно, под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, контролировать свои действия в процессе его выполнения.

Личностные.Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способ действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организация класса

Организация работы

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы

на рабочем месте, демонстрируют

готовность к уроку.

II. Опрос по домашнему заданию

1. Выразительное чтение 2-3 строф стихотворения 19 октября» (1825 г.).

2. Проверка индивидуальных сообщений о жизни А.С. Пушкина в Петербурге, в южной ссылке и Михайловском (по карточкам 18, 19, 20).

3. Ответ на вопрос 2 домашнего задания «Почему творчество поэта вызвало гнев царя Александра I?».

Выразительно читают, отвечают на вопросы

. Работа по теме урока.

1.Чтение и анализ знаменитого послания А.С. Пушкина «К Чаадаеву» (1818- 1820).

Слово учителя

Беседа по вопросам:

1. Найдите четверостишие, из которого взят эпиграф к уроку. Как вы понимаете смысл этого эпиграфа?

2. Найдите в стихотворении признаки жанра послания. Отметьте обращения лирического героя к другу, найдите слова, подчеркивающие единство мыслей автора и адресата. Каким чувством проникнуто обращение лирического героя к Чаадаеву? Как оно выражается?

3. Проследите, как меняется интонация стихотворения от первых до последних строк. Как вы объясните эти изменения? Прочитайте выразительно стихотворение, показав эти изменения.

4. Как звучит в стихотворении тема Родины, ее будущего?

- В каких строчках содержится основная мысль этого стихотворения?

- Что возникает в финале стихотворения

2. 19 октября 1827

Беседа по вопросам:

1. Докажите, что это стихотворение относится к жанру послания. К чему призывает поэт своих сосланных друзей?

2. Найдите эпитеты, характеризующие отношение поэта к идеям декабристов, к их делу, их судьбе.

3. Как вы понимаете последние строки этого стихотворения?

3.Стихотворение «Анчар» (1828).Анализ стихотворения «Анчар». работа с презентацией.

4. «К морю».

Просмотр презентации





Ответы на вопросы















Просмотр презентации, запись в тетрадь основных положений



IV.итог урока. Подведение итогов изучения комедии.

Учитель: Подводя итог уроку, хотелось у вас, ребята, узнать, что нового узнали на сегодняшнем занятии?







V.Домашнее задание:

1. Выучить наизусть послания А.С. Пушкина «К Чаадаеву»

2. Подготовить устный ответ на тему «Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина».

3. Индивидуальные задания:

а) подготовить устный анализ стихотворения «Арион»;

б) подготовить сообщение на тему «После ссылки» (по карточке 21).



© 2010-2022