Г. С. Меркин Литература Смоленщины. 9 класс. Рабочая программа

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Заревская основная школа»


«Согласовано»

на заседании РМО

________ Рогатнева В.Л.

«__» ________ 2015г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Заревская ОШ»

_________ Зайцева О.В.

«___» ___________ 2015г.



Рабочая программа учебного курса

«Литература Смоленщины»

9 класс











Составитель программы:

учитель

Дольникова Наталья Владимировна

1 квалификационная категория



2015-2016

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

  2. Примерной программы для образовательных учреждений Смоленской области. Региональный компонент. Литература Смоленщины.- Смоленск. Траст-Имаком, 2009 г. Автор Г.С. Меркин.

  3. ООП ООО МБОУ «Заревская ОШ»

  4. Учебного плана МБОУ «Заревская ОШ»

  5. Федерального перечня учебников

  6. УМК по предмету

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Примерная программа включает в себя перечень произведений художественной литературы Смоленщины с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Цели и задачи курса

Цель литературного краеведения:

• открытие учащимся прекрасного в окружающем мире, в людях и природе родного края, активизация познавательной деятельности учащихся;

• формирование информационной культуры;

• формирование навыков коммуникативного общения;

• формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности, расширение кругозора учащихся закрепление умения работать с аналитической литературой.

Литературное краеведение способствует пробуждению у школьников чувства любви к «малой родине». Прежде всего, оно направлено на изучение литературы прошлого и настоящего, оно совмещает в себе черты истории литературы и литературной критики.

Задачи литературного краеведения:

• развить коммуникативные умения учащихся;

• обеспечить внимание к изучению культуры своего края;

• способствовать воспитанию любви к Родине;

• соединить обучение и воспитание в единый процесс;

• развить у учащихся индивидуальные склонности и способности.

Общая характеристика учебного предмета

Литература Смоленщины-учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в формировании миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Литературное краеведение как одна из форм работы по литературе актуальна и современна в наши дни, т.к. образовательное и воспитательное значение курса литературы в школе не проявится в полной мере без литературного краеведения, которое позволит обучающимся глубже осмыслить личность писателя и его творчество. Литературно-краеведческие материалы не только приобщают нас к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но и помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже понять процесс развития всей русской литературы.

Основная задача курса Литература Смоленщины - познакомить учащихся с некоторыми сведениями о писателях, связанных с родным краем, и на этой основе вызвать интерес к занятиям краеведением, к исследовательской работе.

В основу курса положено чтение и изучение художественных произведений.

Кроме литературы для чтения и изучения, предлагаются произведения для самостоятельного чтения.

Основу содержания литературы Смоленщины как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Каждое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте.

Программа построена по принципу вариативности, учитель может выбрать для чтения и изучения материал с учетом своих возможностей, особенностей класса, изменить количество часов на изучение той или иной темы.

Основной задачей регионального компонента по литературе является познакомить обучающихся с некоторыми сведеньями о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у них интерес к занятиям краеведеньем, к исследовательской работе.

Необходимо помочь обучающимся осознать себя частичкой этого процесса и увидеть особенности, отличия своего края.

Г.С. Меркин, собирая книгу, учел все возможности, интересы обучающихся. Из каждого раздела девятиклассник вместе с учителем может выбрать то, что ему ближе всего по душе. В учебник-хрестоматию включены тексты или их фрагменты для обязательного, факультативного и самостоятельного чтения. То же по отношению к вопросам и заданиям. На некоторые из них можно ответить, прочитав учебник, но есть такие вопросы, которые требуют дополнительной исследовательской работы учащихся. К некоторым материалам нет вопросов и заданий, это значит, что приведенные тексты предполагают самостоятельное чтение и осмысление. Курс краеведческого материала начинается с общего знакомства с поэтами и писателями Смоленщины, он вводит обучающихся в чарующий мир художников слова, готовит их к знакомству с богатым, разнообразным миром Смоленской литературы, в учебнике даны также краткие биографические характеристики писателей, приведены примеры произведений, предложена богатая система комментирования, рубрик под названиями: «Подумаем. Обсудим», «Руководство для самостоятельной работы», «Советы начинающим участникам фольклорных поисков»; в рамках можно найти высказывания, указана литература, в которой обучающийся может найти дополнительный материал.

Содержание тем учебного предмета

Введение. Литературная Смоленщина (общий обзор) - 1 час. Цель и задачи курса. Литературная карта Смоленской области. Литературное краеведение родного города (села, района). Теория: понятие литературного краеведения, основные «литературные гнезда Смоленщины».

Фольклор Смоленщины - 2 часа. Собиратели фольклора В.Н. Добровольский, Н.Д. Бер, П.М. Соболев, В.Ф. Шурыгин. Основные жанры. Песни обрядовые, лирические. Частушки. Сказки. Легенды и предания. Престольные праздники на Смоленщине. Изменение фольклора в современную эпоху.

Поисковая работа: запись песен, частушек, встречи с песенницами, сказителями, исполнителями частушек.

Смоляне в древнерусской литературе - 2 часа "Сказание о Борисе и Глебе", "Повесть о Меркурии Смоленском", "Житие Авраамия Смоленского". Климент Смолятич. Лука Смолянин. "Поучение Владимира Мономаха". Легенды о Мономахове соборе в Смоленске. История Смоленской Одигитрии. Радзивиловская летопись. "Хождение смолян в Иерусалим и Царьград". Смоляне и "Слово о полку Игореве" (перевод "Слова ..." Н.И. Рыленкова), «Фрески города Горухщи» О. Ермакова (по выбору учителя).

Теория: понятие древнерусская литература, жанры древнерусской литературы (житие, воинская повесть).

Для самостоятельного чтения: Древняя история Смоленска на страницах современных произведений (Л.Корнюшин), "В годину смуты" (главы из романа), В. Тазов. "Подснежники Мономаха" (очерк), Н. Рыленков. "Великая Замятия" (поэма), Е. Алфимов. "Зодчий Федор Конь", А. Бодренков. "Тогда еще не было русской державы..."

Для внеклассной работы: праздник славянской письменности на Смоленщине.

Литературная жизнь Смоленщины XVIII - начала XIX веков 2 часа Общая характеристика эпохи (Петр I и его реформы). М.Н. Муравьев. Драматурги А.А. Шаховский и Н.Н. Хмельницкий. Смоленские вольнодумцы. Смоленск конца XIII века в повести Ф. Эттингера "Башня Веселуха". Сведения об авторе. В. Кудимов "Мартын - живописец". Панорама русской народной жизни конца XVIII - начала XIX века. Нравственная красота человека из народа. Судьба художника-самоучки Мартына Калинкина из села Алексино Смоленской губернии (по выбору учителя).Традиции М.В. Ломоносова, драматургия.

"Смоленская тема" в творчестве писателей XIX века (обзор)- 1 час А.С. Грибоедов и Смоленщина. Смоляне в окружении А.С. Пушкина. Е.А. Баратынский. Л.Н. Толстой и Смоленщина. Переписка со смолянами. Влияние Л.Н. Толстого на демократическую интеллигенцию Смоленщины конца XIX - начала XX века. Л.Н. Толстой и С.А. Рачинский. Ф.И. Тютчев в Рославле ("Вот от моря и до моря" и др.). Книгоиздательское дело на Смоленщине. История журналистики.

Война 1812 года и Смоленщина - 2 часа Отражение войны 1812 года в творчестве писателей. Н. Дурова "Записки кавалерист-девицы", Л. Толстой "Война и мир" (Алпатыч в Смоленске, имение Лысые Горы). Денис Давыдов на Смоленской земле. Н. Рыленков "На старой Смоленской дороге", "Кутузов в пути", "Памятник 1812 году". Е.В. Максимов.

Декабристы-смоляне - 1 час "Отчизне посвятим души прекрасные порывы" - нравственное кредо лучших людей эпохи. Ф. Глинка. Личность; судьба его творчества. Благородство гражданской и нравственной позиции. Близость песен Глинки ("Вот мчится тройка удалая...", "Сон русского на чужбине") устному народному творчеству. Произведения о людях чести, совести, долга. Их отношение к товарищам, родным, любимым (П.Г. Каховский, И.Д. Якушин и др.).

Для самостоятельного чтения: Н. Тынянов "Кюхля", В.С. Орлов, В.Г. Вержбицкий "Декабристы-смоляне", И.Д. Якушин "Записки". "Записки княгини М.Н. Волоконской".

Забытые имена - 1 час В.А. Вонлярлярский "Смоленский Дюма", анализ глав романа «Большая барыня». Романтические картины и бытописание в романе. Картины родного края в произведениях В.А. Вонлярлярского. Традиции Н.В. Гоголя. Знакомство с понятием беллетристика.

Смоленские публицисты XIX века - 1 час А.Н. Энгельгардт. Особенности композиции, манера повествователя, образ повествователя. Смоленщина в творчестве писателя. Знакомство с развитием публицистики на Смоленщине.

КОНЕЦ XIX - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА

Талашкино - культурный центр России -1 час Воспоминания М.К. Тенишевой "Впечатления моей жизни". Жизнь и деятельность М.К. Тенишевой на Смоленщине. Значение Талашкино в развитии культуры России.

Пролетарская поэзия начала XX века - 1 час А. Гмырев, П. Арский, В. Александровский, В. Кириллов. Идейное и художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов начала XX века, связанных со Смоленщиной. Мотивы борьбы за социальную справедливость, торжество принципа «хозяин тот, кто трудится». Художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов

А. Беляев - основоположник советской научной фантастики - 1 час Своеобразие личности и творчества фантаста. Его связь со Смоленщиной. Роман А. Беляева "Человек-амфибия". Красота и чистота человеческих чувств. Гимн богатству океана.

М. Булгаков и Смоленщина - 1 час "Записки юного врача", "Роковые яйца". Идейное и художественное своеобразие произведений Булгакова, связанных со Смоленщиной. Сатирическое и фантастическое изображение действительности.

Литературная Смоленщина 20 - 30-х годов XX века - 1 час Хроника литературной жизни: М. Горький, В. Маяковский, А. Серафимович, М. Зощенко в Смоленске.

М. Пришвин на смоленской земле - 2 часа Жизнь и творческая деятельность Пришвина в Дорогобужском районе. М. Пришвин - педагог, создатель краеведческого музея. Отражение этого периода жизни в творчестве писателя (очерки "Школьная Робинзонада", "Охота за счастьем", "Мирская чаша"). Тема добра в творчестве Пришвина. Автобиографическая проза.

И.С. Соколов-Микитов - 2 часа Художественный мир И.С. Соколова-Микитова. Природа и люди Смоленщины в творчестве писателя ("Медовое сено", "Глушаки"). Жизнь и деятельность писателя на дорогобужской земле (рассказы "Камчатка", "Цыган" - всепобеждающая сила искусства). Использование Смоленского фольклора в творчестве (сатирическая сказка "Скрипица"). Воспоминания смолян о Соколове-Микитове. Развитие навыков художественного анализа.

Для самостоятельного чтения: К. Федин, повесть "Трансвааль", написанная на местном материале.

Произведения современных смоленских писателей о природе (по выбору учителя).

Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие - 3 часа Смоленские страницы жизни и творчества М.В. Исаковского. А.Т. Твардовский. и Смоленщина «По праву памяти». Малая и большая родина в его творчестве. Н.И. Рыленков. История родного края в произведениях Рыленкова. Поэтический календарь природы Смоленщины в его поэзии. Использование фольклорных жанров в творчестве поэтов. Песни М. Исаковского и Н. Рыленкова, ставшие народными. Современная поэзия Смоленского края. Традиции и новаторство. Основные черты Смоленской поэтической школы.

"Ради жизни на земле" - 3 часа. Произведения о Великой Отечественной войне (по выбору учителя и учащихся). Писатели Смоленщины на войне. Судьба народа в годину испытаний на страницах дневников, очерков, повестей (В. Ильенков. "Большая дорога", рассказы; Н. Рыленков. "По пути к Смоленску" (очерк); А. Твардовский. "Родина и чужбина"; М. Шолохов. "Гнусность"; К. Федин. "Мальчик из Семлева", Л. Леонов «Твой брат Володя Куриленко»(по выбору учащихся).

Их молодость совпала с войной. В. Звездаева. "Грачи прилетели"; А. Очкин. "Иван - я, Федоровы - мы", "Непокоренные", Г. Кириллов. "Юная гвардия"; Н. Журкович "Соль" и др.

Они прошли фронтовыми дорогами Смоленщины (А. Сурков, М. Шолохов, Э. Казакевич, А. Фадеев, К. Симонов) (обзор). К. Симонов "Софья Леонидовна", "Дым Отечества", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...", "Дом в Вязьме".

Для самостоятельного чтения: П. Проскурин. "Судьба" (Смоленские страницы), И. Стаднюк "Война".

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

У разоренного гнезда - 2 часа Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян (Е. Марьенков "Вдалеке от больших городов", Н. Рыленков "Великая Росстань" и др.). Т. Ян «Баллада о веселых жаворонках».

Раздумья о времени и о себе - 1 час В. Сальковский "Смоленская дорога"; Л. Козырь "Ярь" (сборник); Н. Семенова "Девки, в круг!", "Печка на колесе"; А. Мишин, Ю. Пашков, Е. Аникеев и др. проблема литературы 70-80-х годов.

Боль поколения - 1 час О. Ермаков "Афганские рассказы", "Знак зверя". Знакомство с современными прозаиками Смоленщины. Художественные особенности.

"Моя родная сторона, Смоленщина моя" в изображении писателей-земляков - 1 час Общая характеристика литературной жизни Смоленщины наших дней. Знакомство с творчеством местных поэтов.

Повторительный обобщающий урок - 1 час

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Введение

1

Фольклор

2

Древнерусская литература

2

Литература XVIII - начала XIX веков

2

"Смоленская тема" в творчестве писателей XIX века (обзор)

1

Война 1812 года и Смоленщина

2

Декабристы-смоляне

1

Забытые имена

1

Смоленская публицистика

1

Конец XIX века - первая половина XX века

15

Литература второй половины ХХ века

6

Итого

34

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.

Планируемые результаты достижений обучающихся

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература Смоленщины" на этапе основного общего образования являются:

-выделение характерных причинно-следственных связей;

-сравнение и сопоставление;

-умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

-самостоятельное выполнение различных творческих работ;

-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развернутом виде;

-осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор использования выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

-составление плана, тезиса, конспекта;

-подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет- ресурсы и другие базы данных;

-самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Основные виды деятельности учащихся

• чтение учебно - познавательное (быстрое, чтение - просмотр, сканирование) и творческо - эстетическое;

• выразительное и исполнительское чтение как средство и результат восприятия и анализа художественного текста;

• аналитико - синтетическая и оценочная работа над художественным текстом адекватно усваиваемым теоретико - литературным и лингво - стилистическим знанием, постижение целостного смысла произведения и его личностная интерпретация и оценка;

• речевая деятельность: пересказ (изложение) художественного текста с сохранением стилевых особенностей источника и выражением оценки, анализа и оценка законченного фрагмента текста или отдельного произведения (рассказа, стихотворения); сочинение - рассуждение проблемного характера по изучаемому произведению или нескольким произведениям;

• рецензия на произведения литературы, живописи, кино - или телеискусства; доклад и реферат на литературно - краеведческую тему; аннотация, план, тезисы, конспект литературно - критической статьи или собственного доклада; очерк, репортаж, статья на литературную или публицистическую тему.

Знания о литературе

  • обобщение наблюдений над родо - жанровыми особенностями литературы Смоленщины;

  • обобщение наблюдений над соотношением жизненной правды и художественного вымысла, способами выражения авторского сознания в произведении;

  • биографические сведения о писателях, творческая история этапных произведений;

  • представления о месте литературы Смоленского края в общем литературном процессе страны и движении ее во времени, о богатстве ее содержания, форм, об ее общественном значении.

Знания о стилистике

  • первичные обобщения о стиле произведения (выразительно - изобразительные средства в их единстве);

  • стихотворная речь (Смоленская поэтическая школа);

  • лексика, отражающая внутренний мир человека, его чувства, переживания, интеллектуальные проявления.

Умения

  • владение различными видами устной и письменной речи;

  • собирание краеведческих (литературных) материалов на определенную тему, их описание, систематизация;

  • составление библиографии по теме;

  • работа с каталогами литературы;

  • составление сценария вечера, видеоролика по определенной теме, другие виды творческой деятельности;

  • умение оперировать приобретенными знаниями по теории литературы;

  • умение собирания фольклорного материала и его паспортизации, обработки.

Формы и виды контроля достижений обучающихся



Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Контроль успеваемости - это выявление, измерение и оценивание знаний и умений обучающихся.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  1. знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  2. умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  3. понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  4. знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  5. умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  6. уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе Смоленщины могут быть следующие критерии:

Оценка «5» ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Оценка «4» ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Оценка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Оценка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе Смоленщины критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

1.Литература Смоленщины.9 класс: В 2т.: Учебник-хрестоматия по литературному краеведению /Составление, методические материалы Г.С. Меркина.-2-е изд. ,перераб.- Смоленск: Универсум, 2003.

2.Полякова Т.К. 34 урока по литературе Смоленщины. Методическое пособие для учителя русского языка и литературы.-Смоленск: СОИУУ, 2001

3.Смоленский край в литературе и фольклоре. Учебное пособие по литературному краеведению. Под общей редакцией проф. В.В. Ильина.-Смоленск: Траст - Имаком, 1995

4.Электронный сайт - Культурное наследие земли Смоленской // nasledie.smolensk.ru

5.Официальный сайт Смоленской области //http//admin. smolensk.ru

6.Программа для образовательных учреждений Смоленской области. Региональный компонент. Литература Смоленщины.- Смоленск. Траст-Имаком, 1995


Календарно-тематическое планирование курса «Литература Смоленщины» 9 класс по программе Г.С. Меркина

№п/п

Тема урока

Количество часов

Содержание образования

Виды учебной деятельности

Планируемый результат освоения

материала

Внутри и меж предметные связи

Виды

контроля

Домашнее

задание

Дата

проведения

1

Введение.

Литература

Смоленщины.

1

«Моя родная сторона..». Литературное краеведение. Литературная карта Смоленской области.

Репродуктивная: составление литературной карты, тезисного плана или конспекта лекции

Знать: основные закономерности литературного краеведения как составной части науки о литературе, «литературные гнёзда» Смоленщины.

Уметь: составить тезисный план или конспект лекции

История: исторический фон эпохи.

Литература: связь литературы Смоленщины с русской классикой.

Тезисный план,

литературная

викторина

Индивидуальные задания:

подготовить сведения о современных собирателях фольклора; учить тезисы лекции, страницы учебника

2

Фольклор

Смоленщины

1

Собиратели и исследователи Смоленского фольклора

Репродуктивная: работа со словарём литературоведческих терминов, составление таблицы

Знать: исследователей и собирателей Смоленского фольклора.

Уметь: составить тезисный план, конспект лекции, вести в тетради записи «для памяти»

История: внимание этнографов к связи событий истории с духовно-нравственным воспитанием человека

Русский язык:

Внимание к «слову» как носителю национальной культуры

Работа со словарём, запись лекции учителя

Записи в тетради об интересных обрядах, тезисный план о собирателях фольклора (по вариантам), страницы учебника

3

Основные жанры фольклора

1

Жанры фольклора, бытующие на Смоленщине. Отражение истории края, быта в фольклоре. Роль фольклора в развитии литературы Смоленщины.

Рецептивная:

чтение и полноценное восприятие текста произведений фольклора.

Продуктивная, творческая:

выразительное чтение произведений.

Поисковая:

самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы.

Знать: жанры фольклора, предметы народных промыслов.

Уметь: выразительно читать произведения фольклора, выступать с сообщениями, отвечать на вопросы.

История: отражение в фольклоре важных исторических событий.

Театр: сценичность жанров фольклора

Составление альбома, сценическая интерпретация обрядов

Групповые

и индивидуальные задания: составление презентации о жанрах фольклора, альбома «Народные промыслы», страницы учебника

4

Смоляне в

древнерусской литературе

1

История и литература древней Смоленщины в контексте истории древней Руси: первое упоминание о Смоленске, Смоленск в составе Киевской Руси, Первые святые. «Сказание о Борисе и Глебе», «Поучение Владимира Мономаха» и др.

Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции.

Рецептивная:

чтение и полноценное восприятие текста произведений фольклора.

Знать: основные закономерности историко-литературного процесса Смоленщины.

Уметь: анализировать тексты с позиции историко-культурного контекста

История: исторический фон эпохи.

Литература: связь литературы Смоленщины с русской классикой.

Изобрази-тельное искусство

Выразительное чтение текстов, инд. сообщения об исторических событиях, отразившихся в изучаемых произведениях, составление синхронной таблицы

Дописать синхронную историко-литературную таблицу.

Сочинение-миниатюра

«Нравственные уроки древнерусской литературы»,

страницы учебника

5

Смоляне в

древнерусской литературе

1

Независимое Смоленское княжество. «Житие Авраама Смоленского», «Слово о полку Игореве», Набеги татар. «Повесть о Меркурии Смоленском»

Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции.

Рецептивная:

чтение и полноценное восприятие текста произведений фольклора.

Знать: основные закономерности историко-литературного процесса Смоленщины.

Уметь: анализировать тексты с позиции историко-культурного контекста

История: исторический фон эпохи.

Литература: связь литературы Смоленщины с русской классикой.

Изобрази-тельное искусство

Выразительное чтение текстов, инд. сообщения об исторических событиях, отразившихся в изучаемых произведениях, составление синхронной таблицы

Цитатный план прочитанного произведения, страницы учебника

6

Литературная жизнь

Смоленщины

XVIII - начала XIX века

1

Общая характеристика эпохи (Пётр I и его реформы). Театр на Смоленщине

Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции.

Рецептивная:

чтение и полноценное восприятие произведений фольклора.

Поисковая:

установление связей худ. текста с произведениями киноискусства

Знать: основные закономерности историко-литературного процесса, идейно-художественные особенности конфликта, жанра и композиции драматургического произведения.

Уметь: составлять синхронную историко-культурную таблицу

История: исторический фон эпохи, преобразовательская деятельность Петра I.

Литература: связь литературы Смоленщины с русской классикой.

Выборочный пересказ,

анализ текста, ответы на вопросы проблемного характера

Страницы учебника, подготовиться к чтению по ролям сцен из комедии «Говорун» Н. Хмельницкого

7

Литературная жизнь Смоленщины

XVIII - начала XIX века

1

Смоленск конца XVIII века в повести Ф.Эттингера «Башня Веселуха» и Б.Кудимова «Мартын - живописец»

Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции.

Рецептивная:

чтение и полноценное восприятие произведений фольклора.

Поисковая:

установление связей худ. текста с произведениями живописи

Знать: основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе и искусстве конца XVIII-начала XIX века.

Уметь: анализировать и интерпретировать текст произведения

История: исторический фон эпохи.

Литература: связь литературы Смоленщины с русской классикой.

Выборочный пересказ,

анализ текста, ответы на вопросы проблемного характера, инд. сообщения «Адресаты лирики

А.С. Пушкина»

Подготовить ответы на вопросы по анализируемым произведениям, страницы учебника.

8

«Смоленская тема»

в творчестве писателей и поэтов XIX века

1

Грибоедов и Смоленщина.

Смоляне в окружении А.С. Пушкина. Книгоиздательское дело на Смоленщине. История журналистики.

Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции.

Поисковая: адресаты лирики А.С. Пушкина и их корни на Смоленщине

Исследовательская: анализ стихотворения и история его создания

Знать: основные этапы жизни и творчества А.С. Пушкина и А.С. Грибоедова

в контексте историко-литературных событий на Смоленщине.

Уметь: анализировать и интерпретировать стихотворение.

История:

исторический фон эпохи.

Музыка:

романсы М.И. Глинки на стихи А.С. Пушкина, вальс А.С. Грибоедова.

Живопись:

адресаты лирики А.С. Пушкина

на полотнах художников XIX века

Выразительное чтение стихотворений

Чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина,

составление презентации

«Адресаты лирики

А.С. Пушкина»,

страницы учебника.

9

Война 1812 года и

Смоленщина

1

Отражение войны 1812 года в творчестве писателей (Н. Дурова, Л. Толстой, Денис Давыдов, Н. Рыленков)

Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции.

Рецептивная:

чтение и полноценное восприятие произведений

Поисковая:

самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы.

Знать: основные

закономерности историко-литературного процесса начала XIX века

Уметь: составлять тезисный план, выступать с сообщением на литературную тему.

Понимать: связь художественной литературы и культуры с событиями эпохи

История:

исторический фон эпохи.

Литература:

отражение событий начала

века в русской классике

Киноискусство: фрагменты из кинофильмов «Война и мир», «Гусарская баллада»

Индивид. задания - сообщения «Героические страница войны 1812 года на Смоленщине»

Подготовить выставку книг, альбомов, портретов о героях Отечественной войны 1812 года,

страницы учебника.

10

Война 1812 года и

Смоленщина

1

Литература и другие виды искусства: изображение партизанской войны на полотнах Верещагина.

Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции.

Поисковая:

установление связей худ. текста с произведениями живописи

Понимать: связь художественной литературы и культуры с событиями эпохи

Живопись:

изображение партизанской

войны 1812 года на полотнах Верещагина

Архитектура:

заочная экскурсия «Памятники Отечественной войны 1812 года»

Индивидуальные сообщения, заочные экскурсии

Составить презентацию

«Памятники Смоленщины», посвящённую событиям и героям Отечественной войны 1812 года, страницы учебника

11

Декабристы-смоляне и их литературное творчество.

1

«России верные сыны». Нравственное кредо лучших людей эпохи (Ф. Глинка, М. Якушкин, П. Каховский)

Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции.

Знать: имена декабристов и их литературное творчество

Понимать: влияние исторических событий на творческий процесс: идею, тему произведения

Литература:

связь с русской классикой.

Живопись:

декабристы на полотнах русских художников

Индивидуальные сообщения,

Составить презентацию

«России верные сыны»,

страницы учебника.

12

«Смоленский Дюма»

А. Вонлярлярский и его романы

1

Относительность понятия «забытые имена». «Смоленский Дюма»

Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции.

Поисковая:

самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы.

Знать: определение и особенности беллетристики - произведений для лёгкого чтения.

Уметь: находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать её и выступать с сообщением на заданную тему

Литература:

связь русской литературы с мировой классикой.

Работа со словарём, ответы учащихся на проблемные вопросы, анализ текста

Индивидуальные задания:

Б.Н. Алмазов - поэт и переводчик. Письменный ответ на вопрос «Каким предстал перед вами главный герой». План 1 части, страницы учебника.

13

Человек на земле хозяин. Смоленские публицисты

XIX века

1

Краткий обзор жизни и творчества А.Н. Энгельгардта, Н.В. Шелгунова, М.К. Цебриковой. Роль публицистики в решении проблем. важных общественных вопросов XIX века

Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции.

Поисковая:

самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы.

Знать: основные темы и проблемы, получившие развитие в публицистике XIX века; в чём своеобразие творческой манеры писателей-публицистов.

Уметь:

анализировать произведения в единстве формы и содержания; составлять развёрнутый план

История:

исторический фон эпохи.

Русский язык:

особенности публицистики как стиля

Тезисный план или конспект лекции учителя, работа со словарём,

краткий пересказ

Индивидуальные сообщения,

страницы учебника.

14

Талашкино - культурный цент России

1

Обзор жизни и творчества М. Тенишевой.

История рода.

Роль М. Тенишевой в развитии искусства, народных промыслов

Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции.

Исследовательская: создание сценария заочной экскурсии в Талашкино

Знать: биографические сведения о М. Тенишевой.

Уметь:

найти информацию в источниках разного типа, систематизировать её, выступать с сообщением на заданную тему.

Изобразительное искусство:

иллюстрации,

альбомы с картинами, портреты

Подбор

материала о художниках, связанных с Талашкином

Групповые задания:

подобрать

материал

о художниках, связанных с Талашкином

15

Литература и другие виды искусства

1

Значение Талашкино в жизни Рериха, Серова, Коровина. Язык природы

и живописи на полотнах художников

Поисковая:

установление связей художников с Талашкином.

Продуктивная творческая:

создание видеопроекта на заданную тему

Понимать:

связь литературы с другими видами искусства

Уметь:

найти информацию в источниках разного типа, систематизировать её, выступать с сообщением на заданную тему.

Изобрази-тельное искусство:

иллюстрации,

альбомы с картинами, портреты

Видео презентация о художниках

Индивидуальные задания по созданию видео презентации, страницы учебника

16

А. Беляев- основоположник русской научной фантастики

1

Фантасты живут на Смоленщине. Своеобразие личности и творчества знаменитого фантаста

Рецептивная:

чтение и полноценное восприятие текста произведения.

Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции.

Продуктивная творческая:

устное словесное рисование

Знать: художественные особенности произведения жанра фантастического романа

Литература:

особенности русского фантастического романа.

Киноискусство:

фрагменты фильма «Человек - амфибия»

Устное словесное рисование; ответы на проблемные вопросы

Подготовить индивидуальные сообщения «Булгаков и Смоленщина». «Записки юного врача» ,

страницы учебника

17

Булгаков и Смоленщина

1

Идейное и художественное своеобразие произведений М.А. Булгакова, связанных со Смоленщиной

Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции.

Рецептивная:

чтение и полноценное восприятие текста произведения.

Знать:

содержание рассказов, их идейно-художественное своеобразие.

Уметь:

составлять тезисный план или конспект лекции учителя, выступать сообщениями на заданную тему

Литература:

связь с русской классикой

Пересказ, ответы на проблемные вопросы

Инд. сообщение:

«Сюжет фантастической повести

«Роковые яйца».

Письменный ответ на вопрос «Чем запомнились произведения М.А. Булгакова, связанные со Смоленщиной»

18

Литература 20-30 годов XX века. Смоленские страницы творчества И.С. Соколова-Микитова,

М. Пришвина

1

Художественный мир И.С.

Соколова-Микитова.

Факты биографии, страницы творчества, связанные со Смоленщиной

Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции, выборочный пересказ эпизода

Рецептивная:

чтение и полноценное восприятие текста произведения.

Знать:

особенности сопоставительного анализа, особенности стиля писателя

Уметь:

составлять тезисный план или конспект, выступать с сообщениями на заданную тему

История:

исторический комментарий к произведениям

И.С. Соколова-Микитова

Литература:

традиции фольклора в произведениях

И.С. Соколова-Микитова

Пересказ, ответы на проблемные вопросы

Чтение и пересказ рассказов И.С. Соколова-

Микитова,

страницы учебника

19

Литература 20-30 годов XX века. Смоленские страницы творчества И.С. Соколова-Микитова,

М. Пришвина

1

Жизнь и деятельность писателя на дорогобужской земле. Воспоминания смолян о И.С. Соколове-Микитове

Рецептивная:

чтение и полноценное восприятие текста.

Исследовательская:

анализ текста произведения

Знать:

особенности анализа художественного текста

Уметь:

анализировать и интерпретировать художественный текст

Литература:

связь с русской классикой

Русский язык:

особенности

построения текста и работа со словарём

Пересказ, ответы на проблемные вопросы

Иллюстрации к рассказу, найти в рассказе «Глушаки» диалектные (смоленские) слова,

страницы учебника

20

Литература 20-30 годов XX века. Смоленские страницы творчества И.С. Соколова-Микитова,

М. Пришвина

1

Жизнь и творческая деятельность Пришвина в Дорогобужском районе.

М.М. Пришвин-

педагог, создатель краеведческого музея (очерки «Школьная Робинзонада»

Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции, осмысление сюжета произведения, изображённых в нём событий и характеров

Знать:

особенности автобиографической прозы М.М. Пришвина

Уметь:

анализировать и интерпретировать художественный текст, используя сведения из истории и теории литературы

История:

исторический комментарий к произведениям

Литература:

особенности автобиографической прозы М.М. Пришвина

Краткий пересказ, ответы на проблемные вопросы

Прочитать рассказы М. Пришвина, подготовить их краткий пересказ,

страницы учебника

21

Литература 20-30 годов XX века. Смоленские страницы творчества И.С. Соколова-Микитова,

М. Пришвина

1

Место «Смоленской темы» в «Охоте за счастьем». Тема добра в творчестве.

Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции, осмысление сюжета произведения, изображённых в нём событий и характеров

Знать:

особенности автобиограф. прозы

Уметь сопоставлять особенности творческой манеры писателей, работающих в жанре автобиограф. прозы

Литература:

традиции фольклора в творчестве М. Пришвина

Краткий пересказ, ответы на проблемные вопросы

Сравнительная характеристика автобиографической прозы

Пришвина и Соколова-Микитова,

страницы учебника

22

Смоленская поэтическая

школа, её своеобразие

1

Краткий обзор жизни и творчества М. Исаковс-кого. Своеобразие художественного мира поэта. М. Исаковский - основатель Смоленской поэтической школы

Исследовательская:

создание сценария заочной экскурсии «На родине Исаковского»

Продуктивная творческая:

написание сочинения-рассуждения

«Край мой Смоленский, край мой родимый»

Знать:

основные факты биографии и этапы творческого пути М. Исаковского

Уметь:

составлять историко-культурную таблицу, аргументированно

отвечать на вопросы

Литература:

традиции русской поэтической школы в произведениях

М. Исаковского

Музыка и киноискусство:

песни на стихи М. Исаковского

Составление учащимися синхронной историко-культурной таблицы, выразительное чтение стихотворений

Наизусть одно стихотворение автора, страницы учебника

23

Смоленская поэтическая

школа, её своеобразие

1

Н.И. Рыленков. Этапы жизни и творчества поэта. Малая и большая родина в его творчестве. История родного края на страницах его произведений

Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции.

Рецептивная:

чтение и полноценное восприятие текста.

Знать:

основные факты биографии и этапы творческого пути

Н.И. Рыленкова

Уметь:

отбирать материал для выборочного и краткого пересказа

Русский язык:

особенности построения поэтического текста.

Литература:

традиции русской поэтической школы в произведениях

М. Исаковского

Сочинение-миниатюра

Групповые и индивидуальные задания:

составление кроссворда по произведениям

Н. Рыленкова на темы истории и культуры, мини-сочинение,

страницы учебника

24

Смоленская поэтическая

школа, её своеобразие

1

Песни Исаковского и Рыленкова, ставшие народными. Фольклоризм

художествен-ной манеры поэтов, особенности стиля.

Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции.

Рецептивная:

чтение и полноценное восприятие текста.

Исследовательская:

сравнительный анализ стихотворений

Поисковая:

составление литературно-музыкальной композиции

Знать: характерные особенности песенной лирики Рыленкова и Исаковского

Уметь:

объяснять стилевые особенности песенной лирики поэтов, выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной задачи

Русский язык:

особенности художественного стиля речи (образность, широкое использование изобразитель-но-выразительных

средств)

Литература:

традиции русской поэтической школы в произведениях

Рыленкова

Выразительное чтение наизусть стихотворений

Заочное путешествие «На хуторе Загорье»

25

Смоленская поэтическая

школа, её своеобразие

1

Смоленские страницы жизни и творчества А.Т. Твардовского. Малая и большая родина. Тема исторической

памяти в творчестве Исаковского.

Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции.

Рецептивная:

чтение и полноценное восприятие текста.

Исследовательская:

сравнительный анализ стихотворений

Знать: этапы и

особенности творчества поэта,

Уметь:

отбирать материал для выборочного и краткого пересказа

Русский язык:

особенности художественного стиля речи (образность, широкое использование изобразитель-но-выразит.

средств)

Литература:

традиции русской поэтической школы в произведениях

Рыленкова

Выразительное чтение наизусть стихотворений

Составление презентации

«Смоленщины любимые поэты», страницы учебника,

26

Ради жизни на земле

1

Военные дороги Смоленщины на страницах дневников, очерков, повестей (М. Шолохов, К. Симонов)

Рецептивная:

чтение и полноценное восприятие эпизодов, воссоздающих события Великой Отечественной войны

Поисковая:

комментированное чтение эпизодов

Знать: в чём заключается идейная направленность произведений о Великой Отечественной войне

Уметь: составлять исторический комментарий к тексту; анализировать и интерпретировать художественный текст

Литература:

нравственные

истоки подвига

История:

исторический комментарий к произведениям

Русский язык:

особенности художественного и публицистического стилей речи

Киноискусство: художественный фильм «Живые и мёртвые»

Выборочный пересказ, комментированное чтение, ответы на вопросы проблемного характера

Выборочный пересказ, анализ текста по плану, страницы учебника

27

Ради жизни на земле

1

Их молодость совпала с войной (В. Звездаева, Н. Журкович, Л. Леонов, К. Федин)

Рецептивная:

чтение и полноценное восприятие эпизодов, воссоздающих события Великой Отечественной войны

Исследовательская: сравнительный анализ литературных и исторических источников

Знать: какова роль эпизода

Уметь: проводить сравнительный анализ героев и событий, отвечая на проблемные вопросы, оптимально использовать как исторический, так и литературный фон

Понимать: специфику художественного произведения, вымысел и правда

История:

исторический комментарий к произведениям

Литература:

нравственный эталон человека и иерархия духовных ценностей человека на войне, психологизм прозы о войне

Выборочный пересказ, ответы на вопросы проблемного характера, выразительное чтение отрывка, словесное рисование

Литературный

монтаж, составление цитатного плана, страницы учебника

28

Ради жизни на земле

1

«Строка. оборванная пулей..»(Стихи поэтов, погибших на войне)

Рецептивная:

чтение и полноценное восприятие стихотворений

Продуктивная творческая:

выразительное чтение стихотворений

Знать: факты биографии поэтов, средства художественной выразительности поэтических текстов

Уметь: производить сравнительный анализ поэтических текстов

История:

исторический комментарий к произведениям

Литература:

традиции и новаторство лирики военных лет

Выразительное чтение стихотворений

Домашнее сочинение «Во имя жизни на земле…»

29

Литература второй половины XX века

1

Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян (Е. Марьенков, Н. Рыленков, А. Твардовский)

Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции, осмысление сюжета произведений, изображённых в нём событий и характеров

Рецептивная:

чтение и полноценное восприятие произведений

Знать: основные закономерности историко-литературного процессов

Уметь: находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать её и выступать с сообщениями на заданную тему, анализировать и интерпретировать текст

История:

исторический комментарий к произведениям

Литература: ответ на проблемный вопрос: героический портрет эпохи на страницах произведений разных жанров и стилей

Составление учащимися синхронной историко-культур-ной таблицы; выборочный пересказ

Индивидуальные задания на тему: «Раздумья о времени и о себе..» (Смоленщина в литературе 60-80 г.г.)

30

Литература второй половины XX века

1

Раздумья о времени и о себе (Смоленщина в литературе 60-80 годов: проза, публицистика, поэзия).

Поисковая:

составление литературного монтажа о жизни Смоленщины второй половины XX века, отражённой в творчестве писателей и поэтов Смоленщины

Рецептивная:

чтение и восприятие текста

Знать: особенности разных жанров литературы

Уметь: анализировать и интерпретировать тексты художественных произведений

История:

исторический комментарий к произведениям

Литература:

герой времени в литературе 60-80 годов XX века, отрывки из литературных сборников Смоленщины

Составление рецензии на сообщение учащегося

Составление презентации

«Литература Смоленщины наших дней»

31

Литературная Смоленщина наших дней

1

Литературная Смоленщина наших дней. Обзор.

Репродуктивная:

выборочный пересказ, ответы на вопросы репродуктивного характера

Продуктивная творческая:

обсуждение материалов презентации

Знать: темы, проблематику литературы наших дней

Уметь:

отбирать материал для составления развёрнутого плана,

анализировать и интерпретировать тексты

художественных произведений

История:

исторический комментарий к произведениям

Риторика:

владение искусством

слова

Составление рецензии на сообщение учащегося, комментированное чтение

Мини-сочинения:

« Моё первое знакомство с поэтом (писателем, публицистом),

«Уроки литературы Смоленщины».

Подготовка проекта

«Моя родная сторона, Смоленщина моя»

32-33

Повторительно-обобщающий урок

2

Защита проекта

«Моя родная сторона, Смоленщина моя»

Продуктивная творческая:

защита индивидуальных авторских проектов

Знать: темы, проблематику произведений курса «Литература Смоленщины»

Уметь:

отбирать материал для составления проекта,

Риторика:

владение искусством

слова

Литература:

место литературы Смоленщины в контексте русской литературы

Выступления учащихся,

работа в группах, рецензия

выступлений учащихся

34

Резервный урок




9


© 2010-2022