Конспекты уроков по теме О-а в корне -гор-- гар-

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс6

Тема урока: «Чередующиеся гласные О // А в корне -ГОР- /-ГАР-.»

Цели (задачи) урока:

-сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне -ГОР-/-ГАР-;

-знать лексическое значение корня -гор - - -гар-;

-выработать умение определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;

-тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.

Результаты обучения:Ученики будут знать способы выбора написания букв О-А в корне -ГОР-/-ГАР-; уметь различать и комментировать условия написания.

Тип урока:изучение нового материала

Основные методы: проблемный метод

Оборудование:Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. Учебник 6 класса, С.И. Ожегов «Словарь русского языка», «Уроки русского языка в 6 классе» Г.А. Богданова, Г. А. Бакулина «Конспекты уроков для учителя русского языка. 6 класс. Интеллектуальное развитие школьников» Москва, Владос, 2004; О.В. Беляева, О. А. Даценко «Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс». - М.: ВАКО, 2009.

Ход урока

Этапы проведения урока

Время 45минут

Деятельность учителя

Деятельность учеников


Организационный момент

2 мин

Приветствие, Слово учителя:
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
(проверка присутствующих, мобилизация)

Подготовка к уроку

Актуализация опорных знаний

6мин

Сбор тетрадей для проверки домашнего задания.

-Что такое орфограмма?

- А для чего мы должны изучать орфограммы?

- Пригодится ли в жизни это качество - быть грамотным человеком?

Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне?

(перечисляют).

На доске записаны слова.

1)Предпол..жить, предпол..гать, загар.

2)Возр..стной, гореть, отр..слевой.

3)Горелый, прик..сновение, к..сание.

-Прочитайте ряды слов вслух. Выделите в каждом ряду слово по двум признакам одновременно.

- Прочитайте слова первого ряда. Скажите, какое в нем можно выделить слово и почему?

- Расскажите о написании безударной гласной в корне -лаг- - -лож-. В качестве примеров используйте слова первого ряда.

- Прочитайте слова второго ряда. Скажите, какое в нем можно выделить слово и почему?

- Расскажите о написании безударной гласной в корне -раст- - -рос-. В качестве примеров используйте слова второго ряда.

- Что вы можете сказать о совах третьего ряда?

- Расскажите о написании безударной гласной в корне -кас- - -кос-. В качестве примеров используйте слова третьего ряда.


- Назовите слова, выделенные из каждого ряда. Скажите, какие гласныеи в какой части слова выделены. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Запись темы на доске

Сформулируйте цель урока, опираясь на тему урока?



Ошибкоопасное место

Чтобы быть грамотными людьми

Да, конечно




В первом ряду можно выделить слово загар. Это имя существительное, а остальные - глаголы. В словах предположить, предполагать безударная гласная пишется в корне -лаг- - -лож-, а в слове загар - в корне -гар-.

Во втором ряду можно выделить слово гореть. Это глагол, а остальные - имена прилагательные. В словах возрастной, отраслевой безударная гласная пишется в корне -раст- - -рос-, а в слове гореть - в корне -гор-.

В третьемряду можно выделить слово горелый. Это имя прилагательное, а остальные - имена существительные. В словах прикосновение, касание безударная гласная пишется в корне -кас- - -кос-, а в слове горелый - в корне -гор-.

Мы выделили слова загар, гореть, горелый. В корне этих слов выделены А-О. Значит тема сегодняшнего урока «Гласные О и А в корне -гор- - -гар-»

Цель урока: познакомиться с правилом написания гласных А-О в корне -гар- - -гор-; учиться находить и правильно писать слова с этим корнем.

Этап изучения нового материала

10мин

  1. Определение лексического значения.

Напишите в строчку выделенные слова в начале урока.

Горелый, гореть, загар.

Выделите в этих словах корень.Скажите, какое лексическое значение имеют слова горелый, гореть, загар.

- Мы видим, что корень -гор- - -гар- имеет значение поддаваться воздействию огня, жара. А теперь поставьте в словах горелый, гореть, загар ударение. Определите, от чего зависит чередование гласных О и А в корне -гор- - -гар-. Сформулируйте вывод.

2. Послушайте лингвистическую сказку

про двух друзей «Гор» и «Гар».

В чудесной стране «Орфография» жили два друга - корни «Гор» и «Гар». С самого детства они были неразлучны. Однажды друзья встретили красавицу девушку по имени «Ударение». «Гор» и «Гар» влюбились в неё до беспамятства и в один миг стали соперниками. «Гар» был благородным и добрым, и «Ударение» ответила ему взаимностью. «Гар» и «Ударение» поженились, и с тех пор живут вместе - где «Ударение» - там и «Гар». «Гор» же не смог простить «Ударение» за её выбор и до сих пор обходит эту девушку стороной.

Слово горелый означает обожженный огнем, жаром, но окончательно ими не уничтоженный

Слово гореть означает уничтожаться огнем

Загар - это смуглый цвет кожи от воздействия жарких лучей солнца

В корне с чередованием -гор- - -гар- в безударном положении пишется буква О, а под ударением - А.

Правило повторяют 3-4 ученика.

Физминутка

2 мин

Этап закрепления нового материала.

5 мин

5 мин



10 мин

1.Объяснительный диктант

Загар, гореть, загорать, подгорелый сгоревший, огарок, выгорать, загорелся

Обозначьте изученную орфограмму.

2. Комментированное письмо

- Ребята, а теперь мы выполним упр. 140. Запишите с корнем -гар- - -гор- и с приставками с-, вы-, до-, на-, раз- глаголы несовершенного вида.

3. Выборочный диктант

- упр.142. Прочитайте текст. Кто из спорящих прав?

- выпишите сначала слова с корнями - кас-/-кос-, -гар-/-гор-, -лаг-/-лож-, затем все остальные

Выполняем по цепочке, объясняя условия выбора А-О в изученной орфограмме.



Обсуждают, как должны были поступить каждый из участников.

Проверяем у доски.1 ученик выписывает слова с -кос-/-кас-; 2 - с -гор-/-гар-, 3 - с -лаг-/-лож-. Остальные слова проверяем по цепочке.

Дом.задание:

1мин

Комментирование домашнего задания: упражнение 145

Выучить правило

Обобщениеизучаемого на уроке


3мин

- Какую орфограмму изучили?

- От чего зависит выбор гласной в корне -гар- - гор- ?

- Молодцы, вы все правильно сказали. В корне с чередованием -гор- - -гар- в безударном положении пишется о.

От ударения. В корне с чередованием -гор- - -гар- в безударном положении пишется о.

Рефлексия

1 мин

Какое открытие вы сделали для себя на уроке?

Справились ли мы с поставленными задачами?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Отвечают на вопросы

Урок 2

Тема урока: «Чередующиеся гласные О // А в корне -ГОР- /-ГАР-.» (продолжение)

Цели (задачи) урока:

- закрепить навыки выбора О//А в корне-ГОР-/-ГАР-;

-знать лексическое значение корня -гор - - -гар-;

- повторить правило написания корней с проверяемой и непроверяемой безударной гласной;

- вырабатывать умение находить слова с изученной орфограммой, навык по написанию слов с указанными корнями;

- развивать память и мышление учащихся;

- воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока: закрепление изученного

Основные методы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, самостоятельная, игровые приёмы, демонстрация в форме презентации.

Оборудование:Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. Учебник 6 класса, С.И. Ожегов «Словарь русского языка», «Уроки русского языка в 6 классе» Г.А. Богданова, Г. А. Бакулина «Конспекты уроков для учителя русского языка. 6 класс. Интеллектуальное развитие школьников» Москва, Владос, 2004; О.В. Беляева, О. А. Даценко «Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс». - М.: ВАКО, 2009.

Ход урока

Этапы проведения урока

Время 45минут

Деятельность учителя

Деятельность учеников


Организационный момент

1 мин

Приветствие, Слово учителя:

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

А у нас всегда в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?
(проверка присутствующих, мобилизация)

Ребята проверяют порядок на партах и готовность к уроку.

Проверка домашнего задания

- давайте проверим, как вы справились дома с заданием

Зачитываем слова

Актуализация опорных знаний

6мин

Лингвистическая сказка

- В некотором царстве, в некотором государстве жили-были братья-близнецы -ГАР- и -ГОР- (загар,загореть), жили дружно, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горе и гора спокойствию братьев и решили разрушить их покой.

- Мы твои истинные братья, - нашептывали они корню -ГОР-. - Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горевать, горец. Бери нас в свою семью, а корень -ГАР- гони подальше.

Засомневался корень -ГОР-:и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?

- Помогите корню -ГОР- ! Может ли корень -гор-принять в свою семью слова горевать, горец? Почему? Как называются корни в этих словах?

- Вывод: какое основное значение имеет корень-ГОР- с чередующейся гласной?

Таким образом, однокоренные ли слова:. Как называются такие слова?

Омо́нимы (др.-греч. ὁμός - одинаковый + ὄνομα - имя) - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка.











Нет, у них разное лексическое значение. Горевать - испытывать чувства горести.

Горец - житель гор.

Омонимичные корни.

Поддаваться огню, уничтожаться огнем

Гора, гореть, горе-это слова с омонимичными корнями

Этап закрепления

10мин

  1. Распределительный диктант

Распределите по трем колонкам слова.

Загораться, пригорел, гористый, пригорок, угарный, загар, угоревший, горец, загорелый

-гор-//-гор-//-гар-

- Как вы думаете, почему дважды записан корень -гор-?

Корень -гор- записан дважды, т.к. это омонимичные корни.

  1. Загораться, пригорел, угоревший загорелый

  2. Гористый, пригорок

  3. Угарный, загар

Физминутка

2 мин

10 мин





10 мин

1. Запишите слова с графическим объяснением выбора гласных

Располагать свободным временем, школьный возраст, богатая растительность, разобрать предложение, соприкасаться с разными людьми, загорелый юноша, летний загар.

  1. Объяснительный диктант

1)Ослепительное солнце воображения загорается только от прикосновения к земле. Оно не может гореть в пустоте (К. Паустовский) 2) загорелась зорька красная в небе темно-голубом. (С. Есенин) 3) Он слегка коснулся его руки.

Выполняем по цепочке, объясняя условия выбора А-О в изученной орфограмме.







Дом.задание:

1мин

Комментирование домашнего задания: упражнение 143

Обобщениеизучаемого на уроке


3мин

- Какую орфограмму изучили?

- От чего зависит выбор гласной в корне -гар- - гор- ?

- Молодцы, вы все правильно сказали. В корне с чередованием -гор- - -гар- в безударном положении пишется о.

- А что еще интересного, нового вы узнали про корень -гор-?

-А как их различать?

Да, действительно. Корень с чередованием имеет значение поддаваться огню, уничтожаться огнем

От ударения. В корне с чередованием -гор- - -гар- в безударном положении пишется о.

У корня -гор-/-гар- есть омонимичный корень -гор-

По лексическому значению.

Рефлексия

1 мин

Какое открытие вы сделали для себя на уроке?

Справились ли мы с поставленными задачами?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Отвечают на вопросы

Урок 3

Тема урока: «Правописание корней с чередованием гласных о-а.»

Цель: закрепить правила написания чередующихся гласных о-а в корне слова.

Задачи: научить различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением;

активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий;

Тип урока: обобщение изученного

Основные методы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, самостоятельная, игровые приёмы, демонстрация в форме презентации.

Оборудование:Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. Учебник 6 класса, С.И. Ожегов «Словарь русского языка», «Уроки русского языка в 6 классе» Г.А. Богданова, Г. А. Бакулина «Конспекты уроков для учителя русского языка. 6 класс. Интеллектуальное развитие школьников» Москва, Владос, 2004; О.В. Беляева, О. А. Даценко «Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс». - М.: ВАКО, 2009.

Ход урока

Этапы проведения урока

Время 45минут

Деятельность учителя

Деятельность учеников


Организационный момент

1 мин

Приветствие, Слово учителя:

Звенит звонок веселый

Зовет нас на урок.

Такой порядок в школе

Не забывай, дружок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись

Тихо сели за свой стол

Начинаем разговор
(проверка присутствующих, мобилизация)

Ребята проверяют порядок на партах и готовность к уроку.

Проверка домашнего задания

- давайте проверим, как вы справились дома с заданием. Назовите лишнее слово в 1 строке. Почему? Какие слова вы добавили.

-А во второй?

- В третьей?

- Какие слова оказались лишними в четвертой строке?

- Что вы не выписали в пятой строке?

1 - росток, т.к. даны слова с корнем -лаг-/-лож-

2 - коснуться, т.к. даны слова с корнем -раст-/-рос-

3 - предлагать, т.к. даны слова с безударными е-и в корнях с чередованием

4 - приложение, перегореть, т.к. даны слова с корнем -кас-/-кос-

5 - соберу, касание, т.к., даны слова с корнем -гар-/-гор-

Актуализация опорных знаний

6мин

Взгляните на этот красивый цветок. Все знают, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень.

- Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут?

- Так и человек без «корней», то есть семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будучи совершенно одиноким.

Слова как люди. В словах также главной частью является именно корень.

-Почему?

- На доске записаны слова:

Излагать, коснуться, коса, растение, загар.

- Прочитайте их, выделите корни, найдите лишнее слово. Аргументируйте свой ответ.

- Попытайтесь сформулировать тему урока. (Запишем число, тему урока в тетрадь)

- А какова цель урока?

- А что мы должны уметь в конце урока?



Без корня



Он содержит в себе главное, что есть в слове, - его лексическое значение, а также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое

Коса. В слове коса безударная гласная о проверяется ударением.

Правописание корней с чередованием гласных о-а.

Закрепить правила написания чередующихся гласных о-а в корне слова

Этап обобщения и закрепления

10мин

  1. Объяснительный диктант.

Костёр разгорается, красивый загар, вырастить цветы, слегка прикасаться, отрасль развивается, прилагать усилия, замирать от счастья, приехать в Ростов, угарный газ.

- В данном диктанте назовите те слова, написание которых проверяется ударением?

Ребята, предлагаю вам ещё раз повторить написание корней, зависящих от ударения.

Ребята, вы должны не только хорошо знать корни с чередованием, но и уметь отличать их от безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Следующий вид работы поможет нам разобраться в этом.

2 Распределительный диктант.

Растение, положение, отпирать, касаться, прилагательное, удивительный, запереть, блистать, показаться, хохотать, заря, блестеть, дрожать, возгорание, веселиться.

Диктант проверяется по цепочке.





Учащиеся выполняют это задание в парах.



Учащиеся распределяют слова в два столбика в соответствии с правилом. Проверка осуществляется через компьютер.

Физминутка

2 мин



10мин















10мин

Сейчас я предлагаю вам более сложный вид работы - выборочно-распределительное письмо. Вы должны прочитать текст (листочки с текстом лежат у учащихся на столе), найти в нём слова с пропусками, определить орфограмму и распределить слова по группам.

Слова с чередованием, написание которых зависит от суффикса - а -.

Слова с чередованием, написание которых зависит от ударения.

Слова с чередованием, написание которых зависит от согласного.

Слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

Текст.

Мы предпол..гали выехать рано, но задержались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой пор..сли, не было видно никакой другой р..стительности. В полдень мы устроились на отдых у озера. Заг... релые ребятишки плавали на самой его середине на пл... ту. Солнце п... кло так, что к песку нельзя было прик..снуться. В лучах солнца озеро сверкало, как зеркало.

Дог..рала в..черняя з..рька, когда мы вернулись домой.

4.Диктант «Проверь себя»

Мы предполагали выехать рано, но задержались.

Вдоль дороги, кроме кустарников поросли, не было видно никакой другой растительности. В полдень мы расположились на отдых у озера, заросшего камышом. Загорелые ребятишки плавали на самой его середине на плоту. Солнце пекло так, что к песку нельзя было прикоснуться. В лучах солнца озеро блестело, как зеркало. Догорала вечерняя зорька, когда мы вернулись домой.

- Найдите глагол по схеме ¬ ¬

Проверка осуществляется через компьютер на большом экране.

Дом.задание:

1мин

Комментирование домашнего задания: упражнение 143

Обобщениеизучаемого на уроке



3мин

Итак, ребята, вы хорошо поработали. Предлагаю вам поиграть в лингвистическую игру. Каждый ряд приготовил для двух других задание, которое сейчас представит.

Задание 1 ряда: найдите лишнее слово: растут, загореть, роскошный, замирать.

Задание 2 ряда: распределите данные слова в 2 столбика: прикасаться, перебирать, выращивать, положить, расти. Объясните свой выбор.

Задание 3 ряда: однокоренные ли это слова: гора, загорать, горе? Почему? Что такое омонимы?

Рефлексия

1 мин

Какое открытие вы сделали для себя на уроке?

Справились ли мы с поставленными задачами?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Отвечают на вопросы



© 2010-2022