Что за прелесть эти сказки!

Материал подойдет как для итогового урока по литературе в пятом - шестом  классах, так и для внеклассного занятия, посвященного творчеству А.С.Пушкина. Урок проводился в 6 классе во время Недели русского языка и литературы. Конспект урока сопровождается презентацией, в которой представлены биографические сведения о поэте,  задания различного характера: на знание текста, на знание различных сказок, а также кроссворд по уже изученным произведениям.Можно отметить высокий интерес учащихся к содержан...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Что за прелесть эти сказки…»

Цель: знакомство с богатством литературного языка Пушкина, привлечение внимания к сказкам Пушкина, развитие у школьников интереса к чтению.

ХОД УРОКА

1 часть - вступительное слово учителя

Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку, дороги так, как может быть дорога родина, народ и его история.

Мы с хорошей сказкой неразлучны.

А чудес у сказки - до небес.

Вы представьте, как бы было скучно,

Если б в мире не было чудес.

Я думаю, что все вы читали сказки Пушкина, смотрели мультфильмы, а вот насколько внимательны вы были при чтении и как хорошо вы их узнали, мы и проверим сегодня.

Выступление учеников с сообщениями об основных этапах жизни А.С.Пушкина.

1 ведущий: А.С.Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. Детство его прошло в Москве, он воспитывался французскими гувернерами, рано научился читать и много времени проводил в библиотеке отца, Сергея Львовича, не чуждого литературным занятиям и принимавшего в своем доме известных русских писателей Карамзина, Дмитриева и других. Поэтический дар юного Пушкина проявился в раннем детстве, его первые стихи были написаны по-французски. Летние месяцы Пушкин обычно проводил у бабушки в подмосковном селе Захарово. Большое значение для воспитания юного поэта оказало общение с няней - Ариной Родионовной. Эта женщина из простого народа искренне любила Пушкина и окружила его теплом и лаской, от нее Пушкин получил первые впечатления о русской сказке и песне и приобщился к богатому народному русскому языку. Уважение и любовь к няне великий поэт пронес через всю свою жизнь.

2 ведущий: Позже А.С.Пушкин учится в Царскосельском Лицее, учебном заведении с университетской программой с преимуществом гуманитарных наук. Обстановка Лицея способствовала развитию таланта Пушкина. Поэтические опыты поощрялись, корректировались Жуковским, Вяземским, Батюшковым и другими поэтами старшего поколения. В Лицее завязывается дружба Пушкина с Чаадаевым, Раевским, Пущиным, Кюхельбекером, позже ставшими декабристами. Общение с этими людьми способствовало формированию политических настроений поэта.

Из лицея Пушкин был выпущен в 1817 г в чине коллежского секретаря и определен в коллегию иностранных дел. Служба мало интересует поэта, зато круг его петербургских знакомых растет. Не принимая участия в деятельности первых тайных организаций, он связан дружескими узами со многими декабристами пишет резкие политические эпиграммы и гражданские стихи, в которых обличает пороки царского режима.

3 ведущий: весной 1820 года Пушкина вызывают для дачи объяснений по поводу его политических стихотворений. Пушкину грозит ссылка в Сибирь, однако благодаря друзьям - Карамзину, Чаадаеву - ссылка была заменена переводом по службе из Петербурга в Екатеринослав, а позже в Кишинев. В это время он путешествует, сопровождая генерала Раевского по Крыму и Кавказу. Эти впечатления легли в основу последующих произведений Пушкина. «Южные» поэмы, написанные в это время, поставили Пушкина во главе всей русской литературы того времени. 4 года длилась «южная» ссылка Пушкина, но в 1823 году из Кишинева Пушкина переводят в Одессу. В результате доносов, придирок и интриг по службе Пушкин в 1824 году подает прошение об отставке, и его направляют в имение Михайловское под надзор родителей.

Отец пытался приструнить сына, чем вызвал ужасную ссору. В Михайловской ссылке рядом с Пушкиным находилась няня Арина Родионовна. Пушкин много общается с простым народом. Кроме того, его навещают друзья - Пущин и Дельвиг. В это время Пушкин много работает. Михайловская ссылка была плодотворным периодом жизни поэта.

В сентябре 1826 года Пушкина вызывают в Москву. Николай 1 гарантирует Пушкину личное покровительство и освобождение от цензуры, царь приглашает поэта в союзники в новой программе литерализации страны. Пушкин принимает приглашение, догадываясь о стремлении приручить опального поэта.

Однако дальнейшее творчество поэта вынуждает правительство установить за ним негласный политический надзор. К этому времени Пушкин чувствует необходимость житейских перемен. Он сватается к московской красавице Наталье Гончаровой, а осенью 1830 г отправляется в имение Болдино для вступление во владение деревней Кистенево, подаренной отцом к свадьбе. Пушкин задерживается в Болдино на 3 месяца, и это время было очень плодотворным для поэта. Пушкин пишет не только стихотворения, но и прозаические произведения.

4 ведущий: 18 февраля 1831 года в Москве Пушкин венчается с Натальей Гончаровой. С начала 30-х гг в творчестве Пушкина преобладает проза: роман «Дубровский», позже «Капитанская дочка». Изучая историю Емельяна Пугачева. Пушкин в 1833 году предпринимает поездку на Волгу и Урал, там он слушает народные предания о Пугачеве, предводителе крестьянского восстания.

В 1836 году назревает конфликт поэта со светской знатью. Сплетни, распространяющиеся в светских салонах, порочили честь семьи поэта. 8 февраля 1837 года Пушкин был смертельно ранен на дуэли и через 2 дня скончался. Поэт был убит французским офицером. Бароном Дантесом, который оскорбил Пушкина. Пушкин был вынужден вызвать его на дуэль.

День смерти поэта был днем великого народного горя. «Солнце русской поэзии закатилось», - скажет поэт Одоевский в некрологе. Жизнь Пушкина оборвалась, но его поэзия принадлежит вечности.

Слово учителя: Спасибо ученикам за сообщения, сейчас обратимся к творчеству великого поэта. Мы знаем, что Пушкин писал не только серьезные произведения для взрослых, но и произведения для детей. Это были сказки. Вот им-то мы и посвятим наш урок.

Итак, начнем. Первый наш конкурс называется «Словесный портрет»

Представьте, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я познакомлю вас с портретами героев сказок, а вы дайте полное ее название и, конечно же, узнайте героя. Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого. (Царевна. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива. (Царица-мачеха.)

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит. (Царевна-лебедь.)

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки. (Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

Вот у нас и появились первые знатоки сказок. Но наш путь продолжается дальше. И чем дальше, тем больше чудес.

Проведем аукцион

Необыкновенный аттракцион.

Угадайте, из какой сказки Пушкина данные предметы (на слайде показ предметов: яблоко, рыбка, корыто, собака, месяц, орехи, веревка и т.д.)

А Балда над морем опять шумит

Да чертям веревкой грозит.

Вот еще одно заданье,

Которое требует вниманья.

Есть дорожка, есть секрет!

Кто оставил на ней след?

Чтоб по ней прогуляться,

Со следами разобраться,

Нужно нам! Вот первый след

Называй скорей ответ.

(на доске - следы с вопросами)

  1. Сколько лет прожил у моря

Старичок с старухой злою? (33 года)

  1. Верно, верно - молодцы!

А работу для Балды кто нашел? (поп, конюх, плотник)

3. Вот и третий след готов, а вопрос к нему таков:

Как царица, очень злая,

В зеркало свое ворчала? (Свет, мой, зеркальце, скажи…)

4. Молодцы! Следок другой, а вопрос в нем не простой.

Как петух той темной ночью разбудил

Все царство точно? (кричал)

5. Вот и пятый уж следок,

А вопрос к нему таков:

Елисей скакал по свету

За невестою своей,

У кого спросил о ней? (месяц, ветер. Солнце)

6. И последний след готов,

А вопрос к нему таков:

Белка песню исполняла,

А о чем она звучала? (Во саду ли, в огороде…)

Что ж, следы расшифровали

Знание сказок показали.

Скоро сказка сказывается - не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли, приустали, проголодались. Вот и предлагаю объявить обеденный перерыв! Но перерыв не простой - обед-то будет сказочный. Мой вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает?...

1. Усадили в уголок, подносили пирожок,

Рюмку полну наливали,

На подносе подавали.

От зеленого вина

Отрекалася она,

Пирожок лишь разломила

Да кусочек откусила. (Семь богатырей царевну)

2. Его за руку взяла

И в шатер свой увекла.

Там за стол его сажала,

Всяким яством угощала. (Шамаханская царица царя Дадона)

3. В руки яблоко взяла,

К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила. (Царица-мачеха молодую царевну)

4. Кабы я была царица,

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир. (Повариха. «Сказка о царе Салтане».)

Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде. Но сказка снова нас зовет за собой.

Ветер с моря задувает

И нас к дубу приближает.

Что за дуб? Могуч, зелен

И златая цепь на нем!

Тут сидит и кот ученый,

Он печален, огорченный.

Чтоб кота развеселить,

Надо нам кроссворд решить.

За каждый правильный ответ

Получите от кота привет.

Вопросы: 1. Деву красную искал

К солнцу, к месяцу скакал. (Елисей)

2. Ей досталось лишь корыто

Да и то совсем разбито. (старуха)

3. Вот он следующий вопрос,

Кто впился ткачихе в нос? (шмель)


  1. На чужбине вырос он, и зовут его… (Гвидон)

5. Как его царевна съела

Так и сразу обомлела. (яблоко)

6. Он на колышке сидит,

Золотой на нем прикид. (петушок)

Ну, кота развеселили.

Дальше вот какое диво:

Растерялися слова

И откуда взят отрывок

Не понятно мне пока.

Перед вами отрывки из сказок Пушкина, но сохранились лишь последние слова в строчках. Восстановите текст, и угадайте сказку.

  1. Поп, лоб, базару, товару.

жил-был поп,

толоконный лоб.

пошел поп по базару

посмотреть кой-какого товару.

  1. Гуляет, подгоняет, в волнах, парусах.

ветер по морю гуляет

и кораблик подгоняет;

он бежит себе в волнах

на раздутых парусах.

  1. Старухой, моря, землянке, года.

жил старик со своею старухой

у самого синего моря;

они жили в ветхой землянке

ровно тридцать лет и три года.

4. Простился, снарядился, у окна, одна.

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился.

И царица у окна

Села ждать его одна.

Все мы сказки отгадали,

В ее царстве побывали.

Спасибо, ребята, за участие. Вы хорошо знаете содержание сказок. Впереди вас ждет еще много открытий, ведь Пушкин писал еще и повести, и романы.

Мы любим Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски,

Добро цветет в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет.


© 2010-2022