Статья Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через развитие навыков публичного выступления

В  работе представлено описание учебного занятия (2 часа) по русскому языку для учащихся 10-11 классов по формированию коммуникативной компетенции "Коммуникативные качества публичной речи".  В современное время культура речевого поведения становится особенно значимой. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его культуры в целом.  От того, в какой степени  человек владеет нормами устного и письменного литературного  языка, умением использовать выразительные языковые средства в разных...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через развитие навыков публичного выступления.

Описание учебного занятия по теме «Коммуникативные качества публичной речи».

Автор: учитель русского языка и литературы МАОУ "Гимназия № 31"

г. Перми Заводова Елена Геннадьевна



В современное время культура речевого поведения становится особенно значимой в обществе. По тому, как человек говорит, можно судить не только об уровне его духовного развития, начитанности, компетентности в различных областях знаний, но и об уровне его внутренней культуры в целом.

Востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность во многом зависят от наличия грамотной речи, умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, умения убеждать. Следовательно, от того, в какой степени человек обладает культурой речи, то есть владеет нормами устного и письменного литературного языка, умением использовать выразительные языковые средства в разных ситуациях общения, зависит его успех в обществе, его социализация. Таким образом, формирование навыков коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного общения, считаем одной из актуальных задач преподавания русского языка. Рассмотрим, как можно решить эту задачу на уроках по развитию навыка публичного выступления.

Целевой аудиторией данного занятия являются учащиеся старших классов (10-11 класс), ребята уже знакомы с особенностями монолога как формы речи. На предыдущих занятиях сделаны выводы о структуре монологического высказывания, введено понятие диалогичности монологичного высказывания (по М.М. Бахтину). Составлена таблица соотношений жанров и форм речи в различных функциональных стилях.

В начале занятия актуализируются знания учащихся о публичном выступлении. Можно сделать упор на то, что не всегда публичная речь является большим по объему выступлением, обратиться к словам Софокла: " Много говорить и много сказать - это не одно и то же", продемонстрировав их состоятельность примером убеждающей речи адвоката Кони, которую, несмотря на ее краткость (всего несколько фраз), можно назвать образцом ораторского искусства. (Судили мальчика-гимназиста, ударившего ножом своего одноклассника. Причиной его поступка была ежедневная травля. Мальчик был горбат. "Горбун!" - каждый день на протяжении нескольких лет приветствовал его пострадавший. На процессе адвокат Кони произнес самую короткую и, возможно, самую эффектную речь в своей адвокатской карьере. Он начал так: «Здравствуйте, уважаемые присяжные заседатели!» «Здравствуйте, Анатолий Федорович!» -- ответили присяжные заседатели. «Здравствуйте, уважаемые присяжные заседатели!» «Здравствуйте, Анатолий Федорович!» -- вновь, но уже с недоумением ответили присяжные. «Здравствуйте, уважаемые присяжные заседатели!» «Да здравствуйте, уже наконец, Анатолий Федорович!» -- ответили присяжные с сильным раздражением. Кони вновь и вновь повторял свое приветствие, пока и присяжные, и судьи, и все присутствующие (процессы в те времена были открытыми) не взорвались от ярости, потребовав вывести «этого сумасшедшего» из зала суда. «А это всего лишь тридцать семь раз», -- закончил свою « речь » адвокат. Мальчик был оправдан. " )

Далее обращаемся к образцу публичной речи литературного персонажа. На примере агитационной речи Павла Власова во время первомайской демонстрации (роман М.Горького "Мать"(1) определяем особенности жанра публичного выступления. Для анализа эпизода можно предложить следующие вопросы:

1. Какими обращениями привлекается внимание аудитории к речи выступающего?

2. Какова интонация речи, используемые невербальные средства?

4. Чем актуальна для слушателей проблематика выступления, какими приемами выразительности пользуется выступающий?

В ходе анализа учащимися делаются выводы о том, как привлечь внимание аудитории к своему выступлению, об интонационных особенностях публичной речи (высокий эмоциональный подъем, паузы для обдумывания, сегментация речи), использовании невербальных средств ("И, широко взмахнув рукой, он потряс в воздухе кулаком") и средств выразительности речи: метафор, сравнений, риторических вопросов и др.

Далее учащимся предлагается выполнить упр. 518 (учебник «Русский язык 10-11 классы» Автор Гольцова Н.Г. и др. - М.: ООО «ТИД «Русское слово»). Работа направлена на анализ и дополнение выводов учащихся по активизации внимания слушателей при публичном выступлении. При выполнении задания учащиеся знакомятся с фрагментом работы известного российского ученого-филолога А. Миртова «Умение говорить публично».

Затем предлагается сравнить собственные наблюдения с памяткой «Как захватить внимание аудитории», предложенной Н.А. Ипполитовой (2)

Памятка

Как захватить внимание аудитории?

  1. Возникновение непроизвольного внимания слушателя к оратору.

  2. Поддержание непроизвольного внимания с помощью интонации, невербальных средств.

  3. Подключение произвольного внимания с помощью интереса, вызванного содержанием выступления.

  4. Поддержание произвольного внимания актуальной проблематикой, интересными примерами, неожиданными сравнениями, вопросами, обращёнными к слушателям, стройностью и правильностью речи и т.п.

На следующем этапе занятия рассматривается вопрос о композиции, особенностях структурных частей публичной речи, специфических средствах выразительности речи. Учащимся предлагается аналитическая работа по 2-му эпизоду романа М.Горького «Мать» (сцена суда). Для исследования предлагается видеофрагмент экранизации романа (учащиеся смогут уловить эмоциональный настрой, выявить невербальные средства общения, нагляднее представить воздействие речи выступающего на слушателей) и распечатанный текст этого эпизода. Задание к исследованию формулируется вместе с учащимися: выявить композиционные части публичного выступления, если возможно, выявить основные характеристики каждой структурной части.

Организуется групповая исследовательская работа, в ходе которой учащиеся заполняют таблицу, включая в нее анализ композиционных частей, их цель, основное содержание, вербальные и невербальные средства.

После сообщения о результатах исследования можно предложить работу с памяткой «Какой должна быть композиция публичного выступления?», предложенной Н.А. Ипполитовой (2)

Учащиеся анализируют памятку, соотносят со своей таблицей, добавляют сведения об особенностях структурных частей, делают вывод о том, что структура выступления, а особенно языковые средства зависят от вида публичного выступления (информационное, торжественное, убеждающее, воодушевляющее и т.д.), его цели и целевой аудитории.

На следующем этапе занятия рассматриваются способы изложения материала в основной части публичного выступления. Предлагается просмотреть 2 видеофрагмента публичных выступлений: 1) Видеофрагмент выступления Стива Джобса перед выпускниками университета Stanford («Рецепт от счастливого человека»)(см. на Youtube.com) и 2) Видеофрагмент из романа Б. Васильева «Завтра была война» (эпизод на кладбище). Установка для учащихся: Попытаться сравнить данные эпизоды с точки зрения способов изложения материала в основной части выступления.

Учащимися делаются выводы. Учителем вводятся термины: индуктивный, дедуктивный, концентрический, ступенчатый, исторический, тактический способы изложения материала, аналогия. Проводится работа с лингвистическими и толковыми словарями.

Далее учащиеся самостоятельно анализируют с точки зрения особенностей публицистического выступления речь В. Жириновского на заседании Думы (видеозапись фрагмента заседания Думы с выступлением В. Жириновского «Чай чей?»).

Учащимся предлагаются вопросы для анализа:

1) как привлекает оратор внимание аудитории?

2) какие приемы ораторской речи использует в своем выступлении?

3) назовите композиционные особенности речи В. Жириновского

4) какие эпизоды речи оратора нельзя отнести к публичному выступлению? Аргументируйте свой ответ.

На этапе закрепления полученных способов действий предлагается 2 задания (на выбор учащихся):

  1. Выступить в роли спичрайтера и составить короткий текст выступления для открытия ШНПК

  2. Обратитесь к словам Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Составьте короткое публичное выступление оппонента Базарова.

Работу можно выполнять в мини-группах.

Выступления нескольких учащихся коллективно обсуждаются, выявляются недочеты, тексты редактируются.

На этапе рефлексии учащиеся оценивают свою работу на занятии, обмениваются мнениями о полученных способах действия.

_________________________________________________________

1.М. Горький. Мать. - М.: «Художественная литература», 1986

2.Ипполитова Н.А. и др. Русский язык и культура речи: курс лекций. - М.: «Проспект», 2008





© 2010-2022