Методический материал Описание педагогического опыта

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся»

1 Актуальность опыта

Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся. Это противоречие определяет главную задачу: развитие совокупности творческих и нравственных качеств школьников, включающих мотивационные, инструментальные и когнитивные компетенции.

Мотивационные компетенции включают в себя ценностные ориентации, потребности, созидательную направленность личности, способность брать на себя ответственность, способность защищать личные убеждения.

Инструментальные компетенции состоят в освоении учащимися универсальных способов деятельности, видении ими вариативности достижения цели, планомерности и самоконтроле собственной деятельности.

Когнитивные включают знания, предметные умения, навыки, владение творческими методами решения проблем. Ученику необходимо обладать высоким уровнем креативности, способным брать ответственность за свое образование и нравственное развитие, активно участвующим в позитивном преобразовании общества и социума, раскрывая свой творческий потенциал.

Содержание образования не должно ограничиваться предметной областью, а включать систему метапредметных способов деятельности и новые компетентности. Технологии обучения и воспитания ориентированы на субъект-субъектные отношения, активное включение учащихся в процесс целеполагания, экспертизу собственных результатов. Результат образования не ограничивается только знаниями, умениями и навыками по предмету, а проявляется в сформированности творческих и нравственных умений как качеств креативной личности. Основное противоречие лежит между традиционными технологиями в образовании и ключевыми изменениями облика современной модели образования к 2020 году, представленными в государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы». Инновационное развитие страны требует обновления к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. «Требование необходимости формирования инновационного поведения учащихся, означающего развитие востребованных сегодня и в будущем творческих способностей, умения применять получаемые в процессе базового образования знания на практике, инициативности и ответственности» (А. Фурсенко) стало основой становления моего педагогического опыта

2.Условия возникновения и становления опыта

- Внедрение новых педагогических технологий в работу;

- создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие и т.д.;

- постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать учащихся;

- накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег;

- наблюдение выраженной обратной связи в виде неподдельного интереса детей к изучению предметов.

3. Цель педагогического опыта: Разработка и создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачи: обеспечить ориентацию образовательного процесса на развитие личностного ресурса учащихся (мотивационной, инструментальной и когнитивной сфер личности), развивать творческий потенциал учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.

4. Описание опыта

Один из принципов моей методики - отстаивание собственной точки зрения учащимися. Таким образом, я не только закладываю в детях чувство собственного достоинства, но и развиваю речь, логическое мышление, желание учиться и совершенствовать свои знания

Формы и методы, используемые мной на уроках: 1) объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов); 2) репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму); 3) эвристический метод (решение лингвистических задач); 4) методы самостоятельной работы учащихся; 5) метод дифференцированного обучения; 6) метод проектов. Причем, применение форм дифференцированной работы считаю особенно продуктивным в среднем звене. Поэтому, приняв 5 класс и познакомившись с детьми в течение 1 учебной четверти, я делю класс на 3 три группы в зависимости от степени подготовленности учащихся. Это дает возможность для творчества тем уащимся, кто усваивает материал быстро, и подтянуться тем, у кого получается с трудом.

Стараясь вызвать у учащихся интерес к изучению предмета, включаю детей в исследовательскую деятельность. В целях достижения лучшего результата использую разнообразные виды уроков: урок-практикум, урок-лекция, урок-семинар, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-КВН, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия, урок-праздник.

Результативность опыта

Применение методов и приемов, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся, приносит положительные результаты. В процессе работы у обучающихся формируются не только предметные знания, но и метапредметные навыки. Одним из ведущих я считаю умение работать с источниками информации, что особенно важно для старшеклассников

предмет

год

класс

средний балл по ЕГЭ

русский язык

2012

11

60,4

русский язык

2013

11 «А»

70,6

Трудоемкость опыта

Трудоемкость опыта заключается, прежде всего, в «небогатом» выборе заданий, которые предлагает учебник. Следовательно, больше времени при подготовке к уроку учитель тратит на подготовку дополнительного материала ( индивидуальные и групповые задания, разноуровневые задания)

Адресность опыта

Подобный опыт работы рекомендую использовать педагогам, имеющим опыт работы в средней и старшей школе, так как он позволяет на этапе основного образования определить учащихся, у которых сформирована познавательная активность и которые смогут продолжить обучение в старшей школе.



© 2010-2022