Конспект по русскому языку на темуСочинительные союзы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Сочинительные союзы.

Цели урока: а) познакомить учащихся с группами сочинительных союзов и их назначением; б) формирование умения различать сочинительные союзы, употреблённые для связи частей связного текста; в) привитие интереса к изучению русского языка.

Оборудование: опорные схемы, карточки.

Ход урока.

I. Опрос.

1. Проверка домашнего задания «по цепочке».

Выписать, расставляя пропущенные запятые, сначала те сложные предложения, в которых от одного простого предложения к другому можно поставить вопрос (сложноподчинённые), затем те, в которых от одного простого предложения к другому вопроса поставить нельзя (сложносочинённые). Над сочинительными союзами надпишите букву с, над подчинительными - п.

а) Дорога покрылась белой пеленой, потому что пошёл сильный снег. (Почему?). Очертания низких берегов пропадают, так как по горизонту весь день слоями лежит тяжёлая мгла. (Почему?). Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли.(Когда?).

б) По горизонту весь день слоями лежит тяжёлая мгла, и в ней пропадают очертания низких берегов. Зимним вечером ты выходишь из ярко освещённого дома наружу, в кромешную тьму ночи, и тебя охватывает ощущение полного оодиночества. Горят первые звёзды, а заря ещё долго светит над полями и лесами.

2. Работа по карточкам.

Выделить союзы кружочком. Определить, что соединяют союзы.

а) Кружась легко и неумело,

Снежинка села на стекло.

(А.Твардовский.)

б) Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

(А.Пушкин.)

в) Нам такое не встречалось и во сне,

Чтобы солнце загоралось на сосне.

(М.Исаковский.)

3. Дополнительные вопросы: Что называется союзом? Какова роль союзов в предложении? На какие два основных вида делятся союзы? Какие союзы называются сочинительными, а какие подчинительными?

II. Объяснение нового материала.

Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни - ни, то - то и др.) связывают и однородные члены предложения, и простые предложения в составе сложного: Умный знает и спросит, а глупый не знает и не спрашивает.

Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:

А) Соединительные: и, да (в значении и), тоже, также, не только… но и, как… так и : Я жить хочу, и пить, и есть, хочу тепла и света. (Твард.) Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то).

Б) Противительные: а, но, да (в значении но), зато, однако: Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа. (П.) Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это).

В) Разделительные: или, или… или, либо, то… то, не то… не то : Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжаньем своего веретена? (П.) Эти союзы имеют значение раз-деления (или то, или это).

III. Закрепление материала.

1. Списать. Обвести союзы кружком. Над соединительными союзами поставить букву с , над противительными - п, над разделительными - р. Подчеркнуть однородные члены и основы сложных предложений.

Ей иль не видно, иль не жаль. Самые мягкие и трогательные стихи , книги и картины написаны русскими писателями и поэтами. Не от росы урожай, а от поту. Красна ягодка, да на вкус горька. Без нитки да иголки шубы не пошить. У берегов вода то струилась по пескам, то стояла глухими глубокими омутами.

2. Записать текст, подчеркнуть сочинительные союзы. Указать, где они связывают части сложного предложения, а где - однородные члены.

Москва - столица России. На берегу Москвы - реки расположился Кремль, и каждый прибывший в столицу для знакомства с ней обяза-тельно посетит это священное место.

Москвичи покажут гостям не только памятники старины, но и новей-шие архитектурные сооружения. Каждый гость столицы может соста-вить себе и культурную программу, а также посетить ряд спортивных комплексов. Трудно побывать везде, зато сколько впечатлений оста-нется от поездки!

3. Работа с текстом (показать роль союзов не только как средства связи отдельных частей предложения, но и частей текста).

То оно (море) тихое, светло - голубое, в некоторых местах покрыто почти белыми дорожками штиля. То оно ярко - синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг тёмно - индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса…

…Но главное очарование моря заключалось в какой - то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.

Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную июльскую ночь рука, опущенная в чёрную тёплую воду, вдруг озарялась, вся осыпанная голубыми искрами? Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? Или число песчинок, недоступное человеческому уму? (В.Катаев.)

4. Сочинение - миниатюра.

«Мой друг дома и в классе», «Наша семья утром и вечером», «Наш парк летом и зимой».

Сочинение может состоять из двух логически законченных частей. В первой части речь пойдёт об одном явлении, в другой - о противо-положном ему или сопоставимом с ним. Эти части будут соединяться противительными союзами.

IY. Подведение итогов.

Y. Домашнее задание: §52, упр.431.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Гимназия «Арман»

Открытый урок

Тема: « Сочинительные союзы»

9 класс



Учитель: Кистаубаев Н.К.



Литература:

1. Учебник: Сулейменова Э.Д., Алтынбекова О.Б. Мадиева Г.Б. «Русский язык»: Учебник для 7класса общеобразовательной школы . - 2-е изд., переработанное. - Алматы: Атамұра, 2007.

2. Учебник: Бадиков В.В., Имангожина О.З., Могилевская Н.М. Русская литераУчебник: Сулейменова Э.Д, Алтынбекова О.Б., Мадиева Г.Б. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. Алматы: Атамұра, 2008.

3. Учебник: Сулейменова Э.Д., Сабитова З.К. «Русский язык»: Учебник для 9 класса общеобразовательной школы . - 2-е изд., переработанное. - Алматы: Атамұра, 2009.

4. Учебник: Сабитова З.К., Жубуева Ф.Х. «Русский язык»: Учебник для 10классов общеобразовательной школы.- Алматы: Издательство «Мектеп», 2006.

5. Учебник: Брулева Ф.Г., Булгакова Г.Ф., Павленко В.К. «Русский язык»: Учебник для 11класса общеобразовательной школы . Алматы: Мектеп, 2007.

6. Градовская Н.М. Развитие критического мышления на уроках русского языка / Творческая педагогика. М., 2004.

7. Еркебекова А.К. Интерактивные методы обучения // Преподавание русского языка и литературы в школах Казахстана, № 2, 2005.

8. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.

9. Калдыбаева К. Интерактивные методы обучения и управления классом. Бишкек, 2000.

© 2010-2022