Урок внеклассного чтения по теме «От искусства быть читателем к искусству быть человеком», (8-9 класс)

"Цели урока: Учебная цель: ознакомить учащихся с методом « погружения» в художественный текст, выработать навыки литературного анализа текста посредством работы с художественной деталью. Воспитательная цель: формирование эстетического восприятия окружающей действительности, творческих возможностей, нравственного начала. Оборудование урока: 1.Стенд - книжная выставка « Таланты России». 2.Стенд - книжная выставка « Моя Россия». Музыка, видео: 1.Песня « Дорога» в исполнении Е. Шавриной. 2. Фильм « Московский Кремль». Эпиграфы к уроку: Служенье муз не терпит суеты. Прекрасное должно быть величаво. А.С.Пушкин. Всякое стихотворение – покрывало, Растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды. А.Блок. "Ход и содержание урока: Вступительное слово учителя: Приветствие. - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Вы сегодня мои помощники, друзья и сотрудники. - Тему нашего урока я обозначила так: « От искусства быть читателем к искусству быть человеком». Запишем это в тетради. - Эпиграф нашего урока - строки из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Беседа. 1.Какие слова в теме урока и эпиграфа вы считаете ключевыми? Почему? 2.Как вы понимаете слова А.С.Пушкина? 3.Связаны ли эти слова между собой? (Искусство- муза - прекрасное- величаво). 4.Что значит» величаво»? Что хотел сказать нам поэт? 5.А где в жизни мы можем увидеть предметы искусства? Назовите мне «адреса» прекрасного, величавого. (Музей – галерея – выставка). Слово учителя. - А кто может творить прекрасное, чтобы оно стало величавым? В пьесе Шеффера « Амадей» один из героев Сальери задается вопросом: « Почему же в мире много серости»? - А сейчас мы посмотрим фильм « Московский Кремль». Просмотр фильма. - Зачем? Чтобы заговорила душа. А где живет душа? В сердце. Беседа. Слова учителя. - Мы увидели творения рук и сердец людей добрых, красивых, ибо только красота освобождает нас от повседневности, от насилия, жестокости. На чем строится этот мир? - Послушайте стихотворение. Это перевод с чешского языка. Мы строим этот мир Глазами своей любви, Поэтому он красив. Мы носим этот мир В ладонях своей доброты, Поэтому он широк. Мы строим этот мир Руками своих надежд, Поэтому он высок. Мы будим этот мир Светом веры своей, Поэтому он чист. - Сделаем вывод: на чем же строится мир прекрасного бытия и доброго? (Ответы учащихся: он строится на любви, надежде, доброте и вере). - Всегда ли это бывает так? ( Ребята приводят примеры жестокости мира, в котором живем). Слово учителя. - Я хочу познакомить вас с поэтом Глебом Горбовским. Он живет в Санкт-Петербурге. Пишет стихи, печатает в журнале « Наш современник». - Ребята, во все времена литература отвечала на вопрос: «Что есть человек»? и поэт своим творчеством пытается ответить на этот вопрос: где учатся человечности? Учитель читает текст Г.Горбовского «Предзимье. Кладбище раздето». У ребят на столе тексты стихотворения Г.Горбовского « Предзимье. Кладбище раздето». (Метод «погружения» в текст) Поэт-художник, он рисует словом. Надо учиться читать текст. Видеть образ, созданный автором: 1.Какое настроение у автора? Почему? 2.Как автору удается достичь этого? 3.Какую картину нам рисует лирический герой? С помощью чего? 4.Обратите внимание на слова А.Блока, взятые в качестве эпиграфа. Найдите ключевые слова в стихотворении. (Архаровцы, крест, разрытая могила). 5.Какие выражения также стоило бы выделить здесь? - Что, братцы, с человеком происходит в наши дни? Что с нами будет, господа»? Слово учителя. 1.Идея в чем? (В ответе на вопрос). 2.Как избежать этого? (Надо построить храм в своей душе). Вот путь от храмов России к храму души, но храм не только церковь, это и « храм науки». Звучит песня в исполнении Е. Шавриной « Дорога». Итог урока. Обращение к ребятам. - У вас на столе есть варианты ответа на вопрос «Мой путь к храму души». Выберите нужные варианты, те, которые помогают построить « храм души». 1. Будьте честными. 2. Почитайте старших. 3.Ждите похвалы за доброе дело. 4.Живите в мире. 5.Любите ближнего как самого себя. 6.Живите в свое удовольствие 7. Будьте милосердными. 8.Умейте любить человека.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели урока.

Учебная цель: ознакомить учащихся с методом « погружения» в художественный текст, выработать навыки литературного анализа текста посредством работы с художественной деталью.

Воспитательная цель: формирование эстетического восприятия окружающей действительности, творческих возможностей, нравственного начала.

Оборудование урока:

1.Стенд - книжная выставка « Таланты России».

2.Стенд - книжная выставка « Моя Россия».

Музыка, видео:

1.Песня « Дорога» в исполнении Е. Шавриной.

2. Фильм « Московский Кремль».

Эпиграфы к уроку:

Служенье муз не терпит суеты.

Прекрасное должно быть величаво.

А.С.Пушкин.

Всякое стихотворение - покрывало, Растянутое на остриях нескольких

слов. Эти слова светятся, как звезды.

А.Блок.

Ход и содержание урока.

Вступительное слово учителя:

Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Вы сегодня мои помощники, друзья и сотрудники.

Тему нашего урока я обозначила так: « От искусства быть читателем к искусству быть человеком». Запишем это в тетради .Эпиграф нашего урока- строки из романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин».

Беседа.

1.Какие слова в теме урока и эпиграфа вы считаете ключевыми? Почему?

2.Как вы понимаете слова А.С.Пушкина?

3.Связаны ли эти слова между собой?

(Искусство- муза - прекрасное- величаво).

4.Что значит» величаво»? Что хотел сказать нам поэт?

5.А где в жизни мы можем увидеть предметы искусства? Назовите мне «адреса»

прекрасного, величавого.

(Музей - галерея - выставка).

Слово учителя.

А кто может творить прекрасное, чтобы оно стало величавым? В пьесе Шеффера « Амадей» один из героев Сальери задается вопросом: « Почему же в мире много серости»?

Ответ, видимо, знали древнеиндийские мудрецы, сложившие вот такую легенду: « Давным-давно люди обладали божественными способностями. Однажды они прогневали Брахму, который лишил их этого дара. После чего он крепко задумался, куда спрятать отнятое богатство. Поместить на вершине горы - человек рано или поздно доберется до них. Зарыть глубоко в землю, утопить в океане, но и там ненадежное место. Тогда и решил Брахма спрятать божественный дар туда, где не всякий догадается искать - в человеческую душу. И не ошибся, до сих пор об этом мало кто подозревает».

А сейчас мы посмотрим фильм « Московский Кремль».

Просмотр фильма.

Зачем? Чтобы заговорила душа. А где живет душа? В сердце.

Беседа. Слова учителя.

Мы увидели творения рук и сердец людей добрых, красивых, ибо только красота освобождает нас от повседневности, от насилия, жестокости.

На чем строится этот мир? Послушайте стихотворение. Это перевод с чешского языка.

Мы строим этот мир

Глазами своей любви,

Поэтому он красив.

Мы носим этот мир

В ладонях своей доброты,

Поэтому он широк.

Мы строим этот мир

Руками своих надежд, Поэтому он высок.

Мы будим этот мир

Светом веры своей,

Поэтому он чист.

Сделаем вывод: на чем же строится мир прекрасного бытия и доброго?

(Ответы учащихся: он строится на любви, надежде, доброте и вере).

Всегда ли это бывает так?

( Ребята приводят примеры жестокости мира, в котором живем).


Слово учителя.

Я хочу познакомить вас с поэтом Глебом Горбовским. Он живет в Санкт-Петербурге.

Пишет стихи, печатает в журнале « Наш современник».

Ребята, во все времена литература отвечала на вопрос: «Что есть человек»? и поэт

Своим творчеством пытается ответить на этот вопрос: где учатся человечности?


Учитель читает текст Г.Горбовского «Предзимье. Кладбище раздето».


У ребят на столе тексты стихотворения Г.Горбовского « Предзимье. Кладбище раздето».

(Метод «погружения» в текст.)

Поэт- художник, он рисует словом. Надо учиться читать текст. Видеть образ, созданный автором:

1.Какое настроение у автора? Почему?


2.Как автору удается достичь этого?

3.Какую картину нам рисует лирический герой? С помощью

чего?

4.Обратите внимание на слова А.Блока, взятые в качестве эпиграфа. Найдите ключевые слова в стихотворении.

(Архаровцы, крест, разрытая могила).

5.Какие выражения также стоило бы выделить здесь?

- Что, братцы, с человеком происходит в наши дни? Что с нами будет, господа»?

Слово учителя.

1.Идея в чем? ( В ответе на вопрос).

2.Как избежать этого? ( Надо построить храм в своей душе).

Вот путь от храмов России к храму души, но храм не только церковь, это и « храм науки».


Звучит песня в исполнении Е. Шавриной « Дорога».


Итог урока.


Обращение к ребятам.


- У вас на столе есть варианты ответа на вопрос « Мой путь к храму души».

Выберите нужные варианты, те, которые помогают построить « храм души».

  1. Будьте честными.

2. Почитайте старших.

3.Ждите похвалы за доброе дело.


4.Живите в мире.


5Любите ближнего как самого себя.



6.Живите в свое удовольствие

7. Будьте милосердными.

8.Умейте любить человека.

















© 2010-2022