- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе для 8 класса
Рабочая программа по литературе для 8 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Михеева Т.В. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Рассмотрено :
на заседании методического совета МОУ СОШ №6
протокол № 9от
«20» мая 2014 г.
Согласовано:
Зам.директора по УВР
Киселева О.А./ __________
«25» 05. 2014 г.
Утверждаю:
директор МОУ СОШ №6
Д.В. Тимофеев /_________
«31» мая 2014 г.
Рабочая программа
по литературе
для 8 класса
на 2014 - 2015 учебный год
Разработчик:
Михеева Татьяна Владимировна ,
учитель русского языка и литературы
п. Железнодорожный
2014г.
Раздел I. Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 8 УКП класса составлена в соответствии с основными положениями федерального стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой (Литература: программа для общеобразоват. учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф.Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н.Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф.Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2010)
Главнейшая цель школы - подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речи.
Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.
Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.
Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.
В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.
Цели:
-
способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенствованному владению речью;
-
Формировать представление о литературе как виде искусства;
-
познакомить с литературным процессом, научить понимать его связь с процессом историческим.
Задачи:
-
осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
-
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
-
овладеть знаниями и умениями аналитического характера и творческой деятельностью самого ученика;
-
использовать различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.
В 8 классе ученики особенно пристально рассматривают проблему времени на страницах произведений искусства. В программе уделяется внимание к хронотопу, т.е. к пространству и времени на страницах художественного произведения в их взаимной соотнесённости, что является своеобразной подготовкой к восприятию курса на историко-литературной основе. В рабочей программе нет изменений.
Результаты обучения:
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 8 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по литературе, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Учебно-методический комплект
-
Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях, М.: ДРОФА, 2011г.
-
Н.В.Егорова Поурочные разработки по литературе к учебнику-хрестоматии Т.Ф.Курдюмовой 8 класс. - М.: «ВАКО», 2012г
Программа рассчитана на 68 учебных часа (в неделю - 2), из них на развитие речи - 7 часов, уроков внеклассного чтения - 7 часов.
Раздел II. Тематический план
-
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Уроки развития речи
Уроки внеклассного чтения
Тестовые работы
1
Литература и время
1
-
1
-
2
История в русском народном творчестве
2
-
-
-
3
История на страницах произведений древнерусской литературы
4
-
-
1
4
История на страницах произведений эпохи Возрождения
1
-
1
-
5
История на страницах произведений 18 века
2
-
-
-
6
Историческое прошлое в литературе 19 века
43
6
3
3
7
Историческое прошлое в лирике поэтов 19 века
3
-
-
-
8
Историческое прошлое в литературе 20 века
6
-
2
-
9
ВОВ в литературе
3
1
-
-
10
История на страницах поэзии 20 века
3
-
-
1
Итого за год:
68
7
7
5
Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся
знать/понимать
-
базовые теоретико-литературные понятия;
-
содержание программных произведений;
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.
-
закономерности происхождения литературы;
-
жанровые особенности произведений;
уметь:
-владеть умениями выразительного чтения;
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план
прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
-давать характеристику героев;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку
зрения и аргументировано отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях
(сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
-выполнять элементарные исследовательские работы.
Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной .
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с
учетом норм русского литературного языка;
-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;
-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его
авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Раздел IV. Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
-
Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях, М.: ДРОФА, 2011г.
-
Н.В.Егорова Поурочные разработки по литературе к учебнику-хрестоматии Т.Ф.Курдюмовой 8 класс. - М.: «ВАКО», 2012г
Дидактический материал
-
Тесты. Литература. 5-11 классы. Учебно-методическое пособие для учителя. М, «Дрофа», 2008г.
Оборудование: компьютер(для просмотра презентаций), таблицы по теории литературы.
Приложение
Приложение I. Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во
часов
Основные элементы урока
Тип урока
Вид контроля. Измерители.
Дата
Примечание
по плану
по факту
I четверть
1
Литература и время.
1
Повторение изученного в 5-7 классах; знакомство со структурой учебника. Классическая литература, жанры исторической прозы и поэзии
КУ
Текущий; устный опрос.
03.09
История в русском народном творчестве (2 ч)
2
Народная историческая песня
1
История в произведениях фольклора. Пётр I как герой народных песен; художественные особенности песен исторической тематики
ИНМ
Текущий; беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы сопоставительного анализа текста
05.09
3
Народная историческая песня. Народный театр
1
Представление о народной пьесе как жанре фольклора; показать художественные особенности пьесы о французском нашествии, выделить её патриотическую направленность
КУ
Текущий; выразительное чтение; комментирование, беседа по вопросам, элементы анализа текста
10.09
История на страницах произведений древнерусской литературы (4 ч)
4
Летописи
1
Древнерусская литература и её жанры: летопись, воинская повесть, житие
ИНМ
Текущий; чтение, анализ текста,
составление тезисного плана
12.09
5
Повесть о разорении Рязани Батыем
1
Понятие о жанре воинской повести; связь с фольклором; художественные особенности повести
ИНМ
Текущий; выразительное чтение, беседа по вопросам
16/09
6
Сказание о житии Александра Невского
1
Жанр воинской повести; связь с фольклором; художественные особенности повести
КУ
Текущий; выразительное чтение, беседа по вопросам
19.09
7
Б.К.Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский
1
Каноническое житие. Художественные особенности произведения; навык анализа текста
КУ
Текущий; беседа, элементы анализа текста
24.09
История на страницах произведений эпохи Возрождения (1 ч)
8
Вн.чт. История на страницах зарубежных произведений. Мигель де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»
1
Герой романа Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. «Вечный образ»
КУ
Текущий; беседа по вопросам; анализ текста
26.09
История на страницах произведений 18 века (2 ч)
9
Вольность Великого Новгорода в произведениях ХVIII века
1
Основные жанры литературы. Обзор выдающихся произведений русской литературы XVIII века
КУ
Текущий; устные выступления, выразительное чтение
01.10
10
Исторические личности в русском фольклоре, древнерусской литературе и литературе ХVIII века
1
Контроль знания текста изученных произведений русского фольклора, древнерусской литературы произведений XVIII века
ИНМ
Текущий; выразительное чтение; элементы анализа текста
03..10
Историческое прошлое в литературе 19 века (43 ч)
11
Былины и их герои в поэзии XIX века. А.К.Толстой «Илья Муромец»
1
Значение жанра исторического романа в литературе XIX века; значение былин
КУ
Текущий; выразительное чтение; элементы анализа поэтического текста
08.10
12
Г.-У.Лонгфелло «Песнь о Гайавате» в переводе И.А.Бунина.
1
Особенности творчества поэта; мифология разных народов.
Образные выражения, сравнения, метафоры.
КУ
Текущий; беседа по вопросам; элементы анализа поэтического текста
10.10
13
Гайавата - герой произведения Г.-У.Лонгфелло
1
КУ
Текущий; элементы анализа поэтического текста
15.10
14
15
Вн.чт. В.Скотт «Айвенго».
2
Изучение биографических данных автора, знакомство с произведением
КУ
Текущий; беседа по вопросам; анализ текста
17.10
22.10
16
События истории 1812 года в баснях И.А.Крылова
1
Баснописец и его басни. Аллегория, иносказание, эзопов язык.
КУ
Текущий; анализ текста; выразительное чтение
24.10
17
Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина
1
Пушкин - историк . Обобщение и расширение знаний биографических данных творчества А.С. Пушкина
КУ
Текущий; чтение; анализ текста
29..10
18
Историческая личность в балладе Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
1
Сопоставление баллады Пушкина и летописного источника
КУ
Текущий; чтение; анализ текста
31.10
II четверть
19
Личность Петра I в произведениях А.С.Пушкина
1
Значение поэмы; художественные приёмы в тексте.
Тропы
ИНМ
Текущий; чтение; анализ текста
12.11
20
Изображение Петра I в поэме Пушкина «Полтава»
1
КУ
Текущий; чтение; анализ текста
14..11
21
22
Р/р. Сочинение «Изображение Петра I в поэме Пушкина «Полтава»
2
Обобщение изученного по теме, систематизация материала, совершенствование навыка письменной речи
РР
Тематический, сочинение
19.11
21.11
23
Исторические личности в драме А.С.Пушкина «Борис Годунов»
1
Конфликт трагедии; значение проблем, поставленных автором в трагедии
КУ
Текущий; организация совместной учебной деятельности
26.11
24
Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». История жизни Петруши Гринёва
1
Причины проявления интереса Пушкина к истории. Исторические события и исторические герои на страницах повести. Представление об исторической основе романа, о жанре, композиции, идейном содержании, системе характеров
КУ
Текущий;
беседа, проблемные задания
28.11
25
Жизнь в Белогорской крепости (По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
1
Определение жанровых особенностей произведения. Исторические события и исторические герои на страницах повести. Этапы
формирования характера Петра Гринева -
молодого русского
дворянина
КУ
Текущий;
беседа, проблемные задания
03.12
26
Герои повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и пугачёвщина
1
Характеристика героев. Композиция, пейзаж
КУ
Текущий;
беседа, проблемные задания
05.12
27
Пугачёв и Пётр Гринёв в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
1
Характеристика героев. Путь духовного становления
РР
Текущий;
беседа, проблемные задания
10.12
28
Судьба Маши Мироновой - капитанской дочки
1
Раскрытие смысла названия повести. Душевное богатство, нравственная чистота, народная основа образа
Маши
КУ
Текущий;
беседа, проблемные задания
12.12
29
Тема чести в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
1
Проблемы нравственного характера. Оценка основных понятий и проблем, поднятых автором в повести, путем
сравнения и сопоставления изображения событий в художественном произведении
КУ
Текущий;
беседа, проблемные задания
17.12
30
31
Р/р. Изложение с элементами сочинения (По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
2
Совершенствование навыка написания изложения на заданную тему.
РР
Тематический, изложение
19.12
24.12
32
Обобщающие уроки по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
1
Обобщение изученного по теме, систематизация материала
ПО
Текущий; фронтальный опрос, самостоятельная работа
26.12
III четверть
33
Обобщающие уроки по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
1
Обобщение изученного по теме, систематизация материала
ПО
Текущий; фронтальный опрос, самостоятельная работа
14.01
34
Лирические произведения М.Ю.Лермонтова о родине
1
Представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры; знакомство с лирикой, символическими образами. Исторический сюжет художественного произведения
ИНМ
Текущий; организация совместной деятельности
16..01
35
Исторический сюжет и герои «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.
1
Знакомство с содержанием и нравственной проблематикой поэмы. Исторический сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. Связь поэмы с устным народным творчеством История создания «Песни…», конфликт между героями; нравственный идеал автора
КУ
Текущий; организация совместной деятельности
21..01
36
Быт и нравы XVI века в поэме Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»
1
КУ
Текущий; беседа, проблемные задания
23.01
37
Трагическое столкновение героев в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»
1
Содержание поэмы, характеристика стилистических особенностей произведения, контроль за умением определять жанр литературного произведения
КУ
Текущий; беседа, проблемные задания
28..01
38
Романтическое изображение природы в лирике М.Лермонтова
1
Романтическое изображение природы как фона событий. «Песня…» как лироэпическое произведение
КУ
Текущий; беседа, проблемные задания
30..01
39
Исторические личности в лироэпических произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Тест
1
Исторические личности в лироэпических произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
ИНМ
Текущий; беседа, проблемные задания
04..02
40
Эпоха Ивана Грозного в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный»
1
«Князь Серебряный». Эпоха и ее воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица - царь Иван IV Грозный, Малюта Скуратов др. вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа.
КУ
Текущий; беседа, проблемные задания
06.02
41
Реальные исторические лица и вымысел на страницах романа А.К.Толстого «Князь Серебряный»
1
КУ
Текущий; беседа, проблемные задания
11...02
42
Баллада А.К.Толстого «Василий Шибанов»
1
Подлинные исторические лица баллады - царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов как нравственный идеал автора.
КУ
Текущий; организация совместной деятельности
13.02
43
Историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества.
1
Историческая основа и народно -поэтические истоки повести.
ХVI век южной Руси в повести Гоголя. Гоголь- мастер батальных сцен и героических характеров . Битва под Дубно. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей. Авторское отношение к героям
КУ
Текущий; организация совместной деятельности
18.02
44
Н.В.Гоголь - мастер батальных сцен и героических характеров
1
КУ
Текущий; организация совместной деятельности
20.02
45
46
Образ Тараса Бульбы и его сыновей в повести Н.В.Гоголя
2
КУ
Текущий; беседа, проблемные задания
25.02
27.02
47
Мастерство Гоголя в изображении природы
1
Мастерство гоголя в изображении природы. Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании.
КУ
Текущий; беседа, проблемные задания
04.03
48
Р/р. Творческая письменная работа по повести Н.В.Гоголя«Тарас Бульба».
1
Творческая письменная работа по повести Н.В.Гоголя«Тарас Бульба».
РР
Текущий; самостоятельная работа
06.03
49
Вн.чт. Марк Алданов «Чёртов мост»
1
Знакомство с творчеством М.Алданова. Сюжет и герои «Черного моста»
КУ
Текущий; организация совместной деятельности
11..03
50
Рассказ Л.Н.Толстого «После бала»
1
Гуманистический пафос рассказа. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. Роль случая в жизни и судьбе человека
ИНМ
Текущий.
13.03
51
Смысл названия рассказа Л.Н.Толстого «После бала»
1
КУ
Текущий; беседа, проблемные задания
18.03
52
Р/р. Сочинение-миниатюра по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»
1
Сочинение на заданную тему
РР
Текущий; сочинение
20.03
IV четверть
53
Интерьер и пейзаж в историческом повествовании, их место в воссоздании эпохи
1
Место интерьера в воссоздании быта и характеристике нравов. Сюжет и интерьер. Познавательная и художественная роль интерьера. Интерьер как одно из важных слагаемых воссоздания исторической действительности на страницах художественного произведения. Роль и место интерьера в эпосе и в других родах литературы. Интерьер в живописи. Особенности пейзажа в описании исторического прошлого и исторических событий
ИНМ
Текущий; организация совместной
учебной деятельности
01.04
Историческое прошлое в лирике поэтов 19 века (3 ч)
54
55
Мотивы былого в лирике поэтов XIX века
2
Жанры произведений на темы истории, общность и различие. Причина их популярности. Судьба исторических жанров в современной русской литературе
ИНМ
Текущий; организация совместной
учебной деятельности
03.04
08.04
56
Тема исторического прошлого в лирике поэтов XIX века
1
КУ
Текущий; беседа, проблемные задания
10.04
Историческое прошлое в литературе 20 века (6 ч)
57
Былинные герои в поэзии ХХ века
1
Былины и их герои в произведениях XX века. Трансформация образа былинного героя в произведениях XX века.
КУ
Текущий; организация совместной
учебной деятельности
15.04
58
Былины и их герои в поэзии И.А.Бунина
1
Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И. А. Бунина
ИНМ
Текущий; беседа, проблемные задания
17.04
59
Вн.чт. Рассказ Ю.Тынянова «Подпоручик Киже»
1
Исторические романы и повести Тынянова. «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. «Подпоручик Киже» - осуждение нелепостей воинской службы при Павле I
КУ
Текущий; организация совместной
учебной деятельности
22..04
60
Образ Петра I в повести Ю.Тынянова «Восковая фигура»
1
КУ
Текущий; беседа, проблемные задания
24.04
61
Вн.чт. С.Цвейг. «Невозвратимое мгновение»
1
Исторические миниатюры «Звездные часы человечества». Мастерство батальных сцен в исторической миниатюре. Образ наполеона и отношение к нему автора.
КУ
Текущий; организация совместной
учебной деятельности
29.04
62
Изображение Ходынской трагедии в романе Б.Васильева «Утоли моя печали»
1
Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории как расширение палитры исторической прозы. Исторические лица, изображенные в произведении
КУ
Текущий; организация совместной
учебной деятельности
06.05
Великая Отечественная война в литературе (3 ч)
63
Л.М. Леонов «Золотая карета»
1
Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет. Судьбы героев и их идеалы.
ИНМ
Текущий; беседа, проблемные задания
08..05
64
Судьбы героев пьесы и их идеалы
1
Романтический настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе человека. Драматический сюжет и драматические судьбы
КУ
Текущий; беседа, проблемные задания
13..05
65
Р/р. Творческая работа
1
Написание сочинения на заданную тему
РР
Текущий.; сочинение
15.05
История на страницах поэзии 20 века (3 ч)
66
67
Мотивы былого в лирике поэтов ХХ века. Итоговый тест
2
Роль темы прошлого в лирике XX века Изобразительные средства, троп, звукопись, рифма.
КУ
Итоговый; тестирование
20.05
22.05
68
Итоги изучения литературы. Рекомендация книг на лето
1
Выявление уровня литературного развития учащихся по вопросам:
-Какие книги из прочитанных за год показались самыми важными, интересными и почему?
- Литературные герои и их нравственные качества.
ПО
Текущий; беседа
27.05
Применяемые сокращения:
1.ИНМ - урок изучения нового материала.
2.КУ - комбинированный урок.
3.ПО-повторительно-обобщающий урок.
4.КО - контрольно-оценочный урок.
5.РР-урок развития речи.
Приложение II. Контрольно-измерительные материалы
-
Тест по теме: «История в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова»
Вариант 1
Выберите правильный вариант ответа
-
Какое из произведений А.С. Пушкина не связано с историей России?
А) «Медный всадник»
В) «Станционный смотритель»
Б) «Полтава»
Г) «Песнь о вещем Олеге»
-
Героем какого произведения А.С. Пушкина является Карл XII?
А) «Медный всадник»
В) «Борис Годунов»
Б) «Полтава»
Г) «Песнь о вещем Олеге»
-
Что явилось источником для создания «Песни о вещем Олеге»?
А) «Повесть временных лет»
В) исторические хроники
Б) «История государства Российского Н.М. Карамзина»
Г) былины
-
Какой художественный приём использован в отрывке из поэмы
А.С. Пушкина «Медный всадник»: «…И перед младшею столицей.// Померкла древняя Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова…»А) метафора
В) сравнение
Б) антитеза
Г) олицетворение
-
Из какого произведения А.С. Пушкина взят отрывок: «…Ты всё писал и сном не позабылся, А мой покой бесовское мечтанье//Тревожило, и враг меня мутил.
А) «Медный всадник»
В) «Борис Годунов»
Б) «Полтава»
Г) «Песнь о вещем Олеге»
-
Кого из героев «Песни …» Лермонтова В.Г. Белинский охарактеризовал: «…Это один из тех упругих и тяжёлых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут…Есть души, лозунг которых - всё или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемнённой славы…»
А) купец Калашников
В) царь Иван Грозный
Б) опричник Кирибеевич
Г) боярин Матвей Ромодановский
-
Как можно определить следующие строки: «Ой ты гой еси, царь Иван Васильевич»?
А) экспозиция
В) пролог
Б) запев
Г) завязка
-
Куда уходила Алёна Дмитриевна в злополучный вечер?
А) в лавку
В) на свидание
Б) в гости
Г) в церковь
-
За что бился в кулачном бою купец Калашников?
А) показать удаль царю
В) за честь семьи
Б) за младших братьев
Г) за родину
-
Кому из героев «Песни …» Лермонтова принадлежат слова: «…А поведай мне, добрый молодец, Ты какого роду, племени, Каким именем прозываешься? Чтобы знать, по ком панихиду служить, Чтобы было чем и похвастаться».
-
А) Кирибеевич
В) Калашников
Б) Иван Грозный
Г) Алёна Дмитриевна
Приложение III. Тексты для заучивания
-
Г.-У.Лонгфелло «Песнь о Гайавате» в переводе И.А.Бунина (отрывок)
-
И.А.Крылов. Басни
-
М.Ю.Лермонтов о родине
-
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба» (отрывок)
-
И.А.Бунин. Былина
5