Урок русского языка в 6 классе по теме: Текст как важная единица языка

Урок русского языка в 6 классе по теме:"Текст как важная семантическая единица русского языка". Цель: Обобщить знания учащихся по теме:"Текст"; совершенствовать учебные навыки лингвистического анализа текста, учитывая уровень развития личностных возможностей учащихся; формировать рефлексивное мышление; воспитывать интерес к русскому языку. Оборудование: мультимедийная презентация, творческие мини-проекты учащихся, тексты, карточки со вспомогательным материалом, запись фортепианной пьесы П. И. Ча...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка открытого урока по

русскому языку в 6 классе

Тема: «На урок с К. Г. Паустовским». Текст как важная семантическая единица русского языка.

Цель: Обобщить знания учащихся по теме: «Текст»; совершенствовать учебные навыки лингвистического анализа текста, учитывая уровень развития личностных возможностей учащихся; формировать рефлексивное мышление и собственное мнение; воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: мультимедийная презентация, творческие мини-проекты учащихся, тексты, карточки со вспомогательным материалом, запись фортепианной пьесы П. И. Чайковского «Ноябрь». «На тройке» из цикла «Времена года», репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»; словарь синонимов, эпитетов, высказывания русских писателей.

Тип урока: урок обобщающего контроля.

Применяемые технологии и методики: метод проектов, творческая лаборатория письма, метод проблемного обучения, игровые технологии.

Ход урока

  1. Организация класса.

  2. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы и цели урока.

Интрига.

Учитель. Дети, сегодня на уроке у нас гости .давайте их поприветствуем! Садитесь, начнём урок.

Ребята, посмотрите на экран, прочитайте слова Паустовского.

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы назвать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна,тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей- сложных и простых, -для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» ( слова на слайде)

Итак, сегодня мы должны доказать, что эти слова Паустовского как нельзя лучше подходят к любому языковому явлению и, несомненно, к нашей теме. Тема сегодняшнего урока: « Текст как важная семантическая единица русского языка». Запишите в рабочих тетрадях сегодняшнее число и тему.

Посмотрите ещё раз на экран. Я вам предлагаю несколько фотографий: паутины, которую сплёл паук, оренбургского платка, рыболовной сети (слайды). По какому признаку их можно объединить?

( они напоминают сплетение чего-либо, при этом в определённой последовательности).

А почему рядом с ними можно поставить слово текст?( Текст- ткань, сплетение; только сплетение предложений в единое целое)

Итак, цель нашего урока: ещё раз убедиться и доказать, что текст- важная семантическая единица русского языка, которая способна заставить нас думать, размышлять, решать, а чтобы это доказать, нас ждут разнообразные задания, проекты, творчество.

3.Работа над темой урока.

1. Текстоведческий анализ.

Задание. Положите перед собой текст №1 Это отрывок из рассказа К. Паустовского «Мещёрская сторона» ( это местность недалеко от Москвы, между Владимиром и Рязанью) Прочитайте текст вслух. А теперь самостоятельно выполните задания. На эту работу вам отводится 3 мин.

(См. текст №1 на листе)

-Докажите, что это текст.

( Это текст, так как в нём предложения связаны между собой по смыслу и грамматически; содержание подчинено одной теме)

-Определите микротемы текста.

  1. Прелесть русской природы Мещёрского края.

  2. Богатство и разнообразие Мещёрского края.

  3. Ночь в стогу, как в запертой комнате.

- Составьте план текста и запишите его в тетрадь.

1. Притягательная сила Мещёрского края.

2.Что можно увидеть в Мещёрском крае?

3.Ночь в стогу в октябре.

- Выполнив это задание, какие вы можете назвать признаки текста?

- Верно. А теперь посмотрите на экран. Ещё раз зачитаем признаки текста.

2.Защита учащимися мини-проектов.

Следующий этап нашего урока: защита мини-проектов.

Две ученицы подготовили мини-проекты , которые они нам сейчас представят.

  1. Мини-проект Стили речи» подготовила Юля. Пожалуйста, Юля .

  2. Мини-проект «Типы речи» подготовила Алина Хмара.

-После удачной защиты мини -проектов, переходим к следующему этапу нашего урока.

3.Анализ отрывка из рассказа К. Паустовского «Мещёрская сторона».

-Проанализируем ещё один отрывок Из рассказа Паустовского

- Положите перед собой текст №2. Прочитайте его вслух. Выполните задание. На выполнение задания снова 3 мин.

- Определите типы речи в тексте.

(Описание, так как автор описывает одно из природных явлений.)

- каков стиль речи в данном тексте? Какие художественно-изобразительные средства использует автор?

Стиль: художественный; средства: сравнения: листья белокрыльника похожи на листья

Ландыша;

-метафоры: изумрудная пыль;

- эпитеты: Сладковатый запах лилий

4.Работа со словарём синонимов.

Восстановительный диктант.

Следующий пункт нашего урока - это работа со словарём.

Слайд №5 « Многие русские слова сами по себе излучают поэзию»,- писал К. Г. Паустовский.

Откройте словарь, найдите слово красный, зачитайте к нему синонимы.

Подходящие из них вставьте вместо пропусков в предложенный текст №3 К. Г. Паустовского.

( текст на экране, а так же у вас на парте)

_ можете воспользоваться подходящими словами из справки. (на экране)

На работу отводится 2 мин.

Зачитаем получившийся текст.

Осина даёт осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. Лист у неё чистой раскраски, красный, лимонный и даже чёрный с золотым крапом.

А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском: небо, покрытое облаками, всё же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали как багровые пожары.

- Как называется такой троп? ( эпитет)

- В каком типе речи его чаще всего употребляют? (описание)

- Найдите по 2 примеры с орфограммами « Безударная гласная в корне слова» и Чередующаяся гласная в корне слова». И запишите в тетрадь.

Даёт- даст; золотым- золото; дожди-дождь; леса- лес;

Загораться, блеском.

5.Сочинение- миниатюра « Описание картины И. И. Левитана «Золотая осень» ( слайд картины).

Переходим к творческой работе. Сейчас вам предстоит написать сочинение-миниатюру. Вам нужно будет описать картину Левитана «Золотая осень».

А как вы понимаете слово пейзаж?

(Пейзаж- это описание природы

- Теперь рассмотрите осенний пейзаж, изображённый И. И. Левитаном, который вам предстоит описать.

- Выберите жанр сочинения: сочинение-экскурсия, сочинение- наблюдение.

- Воспользуйтесь советом А. П. Чехова, который говорил, что «обязательно нужно представить самого себя среди того пейзажа, который написан художником,- тогда картина оживёт».

- Попробуйте «войти» в картину, почувствовать чистый, прозрачный воздух осени, тихие переливы воды, шорох золотых листьев.

- Опишите свои ощущения, то настроение, которое возникло у вас, когда вы оказались в светлый осенний день на берегу маленькой речушки.

- На доске записаны высказывания великих русских писателей. К ним вы также можете обратиться. - Давайте их зачитаем:

1.« Берёза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно- голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего…» ( И. С. Тургенев).

2. «Как украсили и зажгли лес берёзы! Зелёные, они сливались с лесом, а сейчас горят среди сосен золотыми кострами» ( Г. Е. Николаева).

3. « Берёзовые рощи стоят, как толпы девушек- красавиц в шитых золотым листом полушалках» (К.Г. Паустовский).

Хорошо. Сейчас вы приступите к сочинению- миниатюре, на которое отводится примено 7 мин.. Кроме того, у каждого из вас на парте лежит вспомогательный материал, который можно использовать при написании сочинения.

( Учащиеся пишут сочинение. Тихо играет музыка.)

6.Слушание и комментирование сочинений учащихся.

- А теперь заслушаем ваши работы.

7. Анализ текста.

- А вот как писал об этой картине Паустовский: «Невольные слёзы обожгли мне глаза… Я стоял перед «Золотой осенью Левитана. Эта картина вошла в моё сознание как проявление такой величавой и облагораживающей красоты, что до сих поря даже не мог поверить, что такая красота существует на свете… Всё дрожало у меня в душе. Я чувствовал, что со мною происходит что-то непонятное.

А происходило величайшее событие в моей жизни: я нашёл свою родную страну. Я уже любил её до последней прожилки на каждом незаметном листике. Я был готов отдать этой стране все силы души и тогда ещё молодого сердца.»

- Какова основная мысль этого текста?( Красота родного края).

- Определите тип речи ( описание)

8.Завершение.

- Вернёмся к нашему эпиграфу.

( Чтение эпиграфа)

Итак, ребята, я думаю , нам сегодня удалось доказать , что эти слова Паустовского как нельзя лучше подходят к любому языковому явлению, и, несомненно к нашей теме.

- И завершаем урок «Хвалебным словом русскому языку»

( чтение наизусть стихотворения в прозе И. С. Тургенева ; Читает Сёмина Юля)

9.Подведение итогов урока.

Урок подошёл к концу. Сегодня вы хорошо поработали. За урок Получаете…

Рефлексия.

Продолжи фразу.

_ Урок для меня это… ( получение новых знаний, открытие чего-то нового).

- Я научился (-лась) на уроке ( навыкам анализа текста, выражать собственное мнение, ещё больше любить и уважать родной язык)

10.Домашнее задание.

Найти в художественном тексте любого писателя описание пейзажа.



© 2010-2022