Статья Отражение идеи о Боге в русской культуре (по материалам сборника В. И. Даля Пословицы русского народа)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТРАЖЕНИЕ ИДЕИ О «БОГЕ» В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

(ПО МАТЕРИАЛАМ СБОРНИКА В.И.ДАЛЯ «ПОСЛОВИЦЫ РУССКОГО НАРОДА»)


Е.Н. Котлярова

Областное государственное профессиональное образовательное учреждение «Алексеевский колледж»

Пословицы и поговорки традиционно являются важным источником для исследований во многих областях науки - этнографии, культурологии, языкознании, в том числе и этнолингвистики.

Наравне с другими жанрами фольклора пословицы и поговорки отражают полный набор фактов материальной и духовной культуры народа-носителя, характеризуют строй народных мыслей и суждений о мире и жизни.

Свидетельством этого является фундаментальный труд В.И. Даля «Пословицы русского народа», который представляет собой энциклопедию русской жизни первой половины XIX века: «Это свод народной опытной премудрости и суемудрия…, это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда» [2: 13].

Проследим, как в пословицах и поговорках русский народ воплощал идею о «боге» (их в сборнике около тысячи).

За основу содержательной характеристики данной идеи возьмем ее представление в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона [1: 49]:

«Богъ. -Во всЂхъ религiяхъ существуетъ представленiе о Б.<...> Доказательствъ бытiя Божiя существуетъ четыре вида: космологическое доказательство на основанiи аксиомы, что все, что бываетъ - должно имЂть достаточную причину, видеть к заключенiю о бытiя. Существа безусловнаго, или такого, бытiе котораго независимо ни отъ какихъ условiй и утверждается само въ себЂ. Помимо утвержденiя бытiя Божiя, это доказательство даетъ намъ и понятiе о Б., как о Сущест†безусловномъ и ТворцЂ. Телеолгическое доказательство отъцЂлеполагающаго виновника такого устройства мiра. Онтологическое доказательство изъ присущаго нашему сознанiю понятiя о Б. Мы представляем Б. существомъ всесовершеннымъ. Въ нашей совЂсти существуетъ безусловное требованiе нравственнаго закона, который не творимъ мы сами и который не происходитъ изъ взаимнаго соглашенiя людей, въ видахъ общественнаго благосостоянiя.<...> Виновникомънравственнаго закона может быть одинъ верховный законодатель нравственнаго мiра».

Из данного определения можно выделить следующие признаки идеи «бог»: существо безусловное; творец; виновник данного устройства мира; существо всемогущее и разумное; верховный законодатель нравственного мира; всесовершенное существо.

Сравним данные признаки с содержанием понятия, представленным в «Философском энциклопедическом словаре» [4: 46-47]:

«Бог (лат. Deus, греч. Theus) - высший предмет религиозной веры, рассматриваемый всегда более или менее как личность, считается сущностью, наделенной «сверхъестественными», т.е. необыкновенными свойствами и силами; в самом широком смысле - сущность, наделенная всеми совершенствами. В понятии совершенства верят и преклоняются перед ним как сущим, «творцом». <...> Божественное является священным и абсолютно сущим, в то время как человек к сфере относительно и случайно сущего. Божественное равнозначно царству ценностей, в особенности этических».

Из данного определения выделим следующие признаки идеи «бог»: предмет веры, наделенный сверхъестественными свойствами и силами; совершенное существо; творец; воплощение этических ценностей.

Таким образом, сопоставив оба понятия, за содержание идеи «бог» принимаем следующий перечень признаков:

  1. Творец;

  2. Вседержитель;

  3. Законодатель нравственного мира;

  4. Совершенное существо.

Посмотрим, какие признаки получили отражение в языке «Пословиц русского народа» В.И. Даля [2].

Все эти признаки соотнесены с лексическими значениями слов «бог» и «господь», употребленных в контекстах:

«Бог» в значении 'Творец, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Сущий, Сый, Господь' («Толковый словарь» В.И. Даля [3]) употребляется в следующих контекстах: «Все мы под богом ходим», «Видно, так богу угодно», «Один бог безгрешен», «Любящих и бог любит» и др.

«Господь» в значении 'Всевышний, Владыка, Богъ, Создатель' употребляется в следующих контекстах: «Господь повелел от земли кормиться», «Премудры дела твои, господи», и др.

В пословице «Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь» местоимение «Он» выступает заместителем слова «бог».

Для выражения понятия «бог» в языке пословиц и поговорок, собранных В.И. Далем, используются и другие слова, но они способны выражать какой-то один из выделенных нами признаков.

Для выражения признака 'творец' используются слова: «творец» (5), «отец»(3).

«Творец»: «Творец неба и земли», «Проси творца, чтоб не лишил доброго конца», «Всяческая от творца», «Послужиши твари паче творца», «Всякое творение ведает творца».

В этих контекстах слово «творец» выступает в значении 'Богъ, Создатель, Мiроздатель'.

«Отец»: «Поминай отца, как время придет», «Все одного отца дети»», «Милосердный отец молитву услышит». В данных контекстах слово «отец» выступает в значении 'Богъ, Создатель, Творецъ'».

В пословице «Кто создал тварь, создал и пищу ей» местоимение «кто» отражает в своем значении признак «творец».

Для выражения признака «вседержитель» используются слова: «владыка» (2), «небо» (3), «вышний» (1).

«Владыка». «Вольно собаке и на владыку лаять», «Господи владыка, твоя рука велика, а моя хоть и боле, да нет ей воли». Слово «владыка» в значении 'господинъ, обладатель, верховный правитель, государь. Владыка небесный, Господъ'.

«Небо»: «Знать, так небесам угодно», «Как ни мостись, а на небо (а к богу) не взлезешь», «В небо приходящим отказу не бывает». Слово «небо» выступает в значении 'промыслъ, проведение, высшiя силы'.

«Вышний»: «Бойся вышнего, не говори лишнего». В данной пословице «вышний» выступает в значении 'Всевышний, Богъ'.

Текстуальный анализ показывает, что для выражения признака «вседержитель» могут быть использованы слова «сила, «хозяин», номинативное содержание которых определяется контекстом.

«Сила». В словаре В.И. Даля: 'власть, влiянье, владычество, чистонравственное или поддержанное страхомъ кары'. А в пословицах «Бей челом силе, чтоб поел сидя», «С нами крестная сила» данное слово употребляется в значении 'всемогущее существо'.

«Хозяин». Даль определяет как 'владелецъ, властный распорядитель, управитель'. В пословицах «Где хозяин прошел, там и хлеб уродился», «Туча не без грому, хозяин не без гнева» слово «хозяин» выступает в значении 'вседержитель'.

Признаки «законодатель нравственного мира» и «совершенное существо» вне сочетания с другими признаками идеи не выражаются.

Слова «бог», «господь», «творец», «отец», «владыка», «небо», «вышний» объединяются общим признаком «божество». Они являются идеографическими синонимами и выступают членами синонимического ряда с доминантой «бог». Слово «бог» наиболее полно и нейтрально выражает основное значение этого ряда, выражает все признаки идеи.

Слово «господь в своем значении отражает только основные признаки идеи «бог».

Следует отметить, что слова «творец» и «отец» различаются оттенками значений. Так «творец» имеет в своем значении семантический оттенок «мироздатель». Такой оттенок отсутствует у слова «отец». В то же время слово «отец» имеет оттенок «первое лицо или первая ипостась Св. Троицы».

Слова «владыка», «небо», «вышний» объединены общим признаком «вседержитель». Однако «владыка» отличается от двух других слов стилистической оценкой (высок) и оттенком значения 'верховный правитель'. Слово «небо» в своем значении имеет семантический оттенок «провидение», а «вышний» - 'всевышний'.

Слова «он», «кто», «хозяин», «сила» не выражают идею «бог» номинативно, имеют общее значение. Будучи введены в контексте, они получают конкретное понятийное наполнение.

Таким образом, в языке пословиц и поговорок, собранных В.И. Далем, все основные признаки идеи «бог» выражаются с помощью слов «бог», «господь», «он». Признак «творец» - с помощью слов «творец», «отец», «кто». Признак «вседержитель» - с помощью слов «владыка», «небо», «вышний», «сила». Признаки «законодатель нравственного мира» и «совершенное существо» отдельно не выражаются.


  1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А./ Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь: В 82 - х тт. Т.7.- М., 1990.- 287 с.

  2. Даль В.И./ В.И.Даль. Пословицы русского народа: В 2 - х тт. Т.1.- М., 1984.- 264 с.

  3. Даль В.И./ В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 - х тт. -Т.1. М, 1990.- 198 с.

  4. Философский энциклопедический словарь. - М., 2006.- 345 с.



© 2010-2022