Интеллектуальная игра Я люблю родной язык

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуальная игра

«Я люблю родной язык».


Цель: - расширение и закрепление знаний по русскому языку;

- развитие интеллекта, памяти, воображения, внимания,

творческих способностей учащихся;

- воспитание любви к родному языку.

На доске: Истинная любовь к своей стране немыслима без

любви к своему языку. Человек,

своему языку, - дикарь. Его

объясняется полнейшим безразличием

настоящему и будущему своего народа.

К.Паустовский.


- Уважаемые ребята, гости! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы провести интеллектуальную игру по русскому языку. А называется наша игра «Я люблю родной язык».

А в конце игры мы выясним, насколько же каждый из вас знает и любит свой родной язык.

Перед тем, как начать игру, вы должны разделиться на две команды по 4 человека в каждой.

( Делятся на команды).

- И ваше первое задание - придумать названия командам и выбрать капитанов.

- Итак, названия команд придуманы, капитанов вы выбрали. Ну что ж, пора начать наше мероприятие.

I. «Разминка».

Как и в большинстве случаев, свою игру мы начнём с разминки, в которой примут участие капитаны. Я буду задавать вопросы, а ваша задача - отвечать только «да» или «нет». За каждый правильный ответ - 1 балл.

1. Существительные 2 склонения среднего рода имеют окончание -о, -е. (Да.)

2.Слово «красивый» обозначает признак предмета. (Да.)

3.Существительные имеют 2 спряжения. (Нет.)

4.Глагол «смотреть» - глагол I спряжения, т. к. оканчивается на -еть. (Нет.)

5.Ночь - существительное женского рода 2 склонения с нулевым окончанием. (Нет.)

6.Слово «корова» обозначает предмет. (Да.)

7.Слово «бежать» - глагол 3 склонения, т.к. оканчивается на «ь». (Нет.)

8.Слово «пять» - это имя числительное. (Да.)

9.Слово «пятёрка» - это имя существительные. (Да.)

10.Имя существительное «бусы» имеет форму только множественного числа. (Да.)

11.Существительное «белизна» употребляется и в единственном, и во множественном числе. (Нет.)

12.Слово «ключ» имеет одно лексическое значение. (Нет.)

13.Существительные имеют два склонения. (Нет.)

14.В русском языке 6 падежей. (Да.)

15.В слове «документ» - 3 слога. (Да.)

16.Часть слова без окончания - корень. (Нет.)


II. «Сосчитай-ка».

-Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Задача первой команды - сосчитать имена существительные, в которых встречается буква «з», а второй команде - сосчитать существительные с буквой «н».

1. В звезде найдешь ты букву «з»,

И в золоте, и в розе,

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе,

И в звонкой зелени берез,

И в землянике спелой. (12).


2.Ты букву «н» найдешь в свинце,

И в никеле, и в цинке,

Найдешь в начале и в конце,

А также в серединке,

Найдешь и в солнце, и в луче,

И в синем океане

Найдешь и в полной тишине,

И в звонком барабане. (11).

- Итак, буквы мы с вами посчитали. Но вы, наверняка, знаете, что из букв состоят морфемы. Для начала вспомним, что же такое морфемы? (Морфемы - части слова).


III. Верно. Это части слова. И вот наш следующий конкурс называется «Собери слово».

1команда. От глагола поговорить взять приставку (по-), от прилагательного слагаемое - корень (-лаг-), от глагола читать -окончание (-ть), от глагола смеяться -- суффикс возвратности (-ся). Какое слово получилось? (полагаться)

2команда. От глагола притаился взять приставку (при-), от глагола тащить - корень (-тащ-), от глагола возить - суффикс (-и-), от глагола пел - суффикс прошедшего времени (-л-), от глагола носился - суффикс возвратности (-ся-). Какое слово получилось? (притащился).


-Молодцы! С этим заданием вы справились. Но пока вы выполняли задание, кто-то в классе произнес интересное слово «антонимы». Вот крутится в голове, что это такое, а вспомнить никак не могу. Может, подскажете?

(Антонимы - слова одной и той же части речи, но противоположные по лексическому значению.)

Вот нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот»:

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь - низко.

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь - близко.

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты - храбрец.

Теперь начало я скажу, -

Ну, отвечай - конец.


- Вы уже догадались, что следующий наш конкурс называется «Подбери антоним». За каждый правильный ответ - 1балл.

IV. «Подбери антонимы».

1команда. рано (поздно)

утро (вечер)

день (ночь)

далекий (близкий)

длинный (короткий)

узкий (широкий)

весёлый (грустный)

умный (глупый)


2 команда. добрый (злой)

тяжёлый (лёгкий)

ранний (поздний)

жёстко (мягко)

правда (ложь)

холодный (горячий)

лето (зима)

светлый (тёмный)



- И в завершении этого конкурса я предлагаю вам отгадать загадки. Это для того, чтобы вы поняли, насколько хорошо вы для себя уяснили, что такое антонимы и умеете ли вы их подбирать.

1. Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылки лимонада,

А зовут меня … (прохлада).

2. Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь … (тишина)



V.- Говорят, что в русском языке есть слова, которые пишутся одинаково, но при этом имеют разные лексические значения.

Но есть и такие слова, написание которых различно, зато лексические значения их сходны, т.е. близки. Что же это за слова? Как они называются? (Синонимы.)

- Каждой команде я раздаю по листочку, на котором написано слово. Ваша задача, - как можно больше подобрать синоним к этому слову. (Бежать.)

- Молодцы. Неплохо справились вы и с этим заданием. Прежде чем перейти к следующему конкурсу, послушайте стихотворение, которое называется «Дорога». По ходу чтения попробуйте сосчитать, сколько же синонимов у слова «дорога».

Дорога.

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне.

И шаг альпиниста по круче

К вершине, утерянной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами…

А скоро пополнится новым

Значеньем привычное слово.

Представьте: готова ракета

К прыжку на другую планету.

Прощаясь с её экипажем,

Стоящим у звёзд на пороге,

Мы просто и буднично скажем:

- До встречи! Счастливой дороги!

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога. (9.)


- В этом стихотворении встречаются следующие строки:

… А скоро пополнится новым

Значеньем привычное слово.

Как вы понимаете смысл этих строк?

(Отвечают.)

- А смысл этих строк таков: постоянно в русском языке одни слова приходят на смену другим. Те слова, которые сменяют,

называются неологизмами, а те слова, которых сменяют, называются устаревшими или историзмами. Послушайте стихотворение.

Они во мне звучат едва - едва,

Старинные, забытые слова.

«Долонь», «десница», «выя», «ремена»,

Как некогда, в иные времена.




VI. - И следующий наш конкурс называется «Назад в прошлое». Ваша задача: как можно быстрее соединить устаревшие слова с их синонимами, записанными в правом столбике.

1. очи 1. щеки 1-3

2. чело 2. битва 2-6

3. ланиты 3. глаза 3-1

4. уста 4. говорит 4-7

5. перст 5. парикмахер 5-8

6. баталия 6. лоб 6-2

7. глаголет 7. губы 7-4

8. брадобрей 8. палец 8-5

VII.А сейчас можно немного отдохнуть и поразгадывать загадки.

1. Обгоняя ночь и день,

Вкруг земли бежит олень,

Задевая звезды рогом,

В небе выбрал он дорогу. (Месяц)

2. Как «мышеловку» записать пятью буквами? (Кошка).

3. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено).

4. В детский сад с бахчи

Привезли мячи.

Подали к обеду мяч,

Сладкий он и как кумач. (Арбуз).

-Молодцы. И следующий наш конкурс называется «Мой алый сахарный шар».

Как вам известно, арбуз имеет форму шара. И сейчас команды по очереди будут называть предметы, форма которых похожа на шар.

- У нас с вами был конкурс «Собери слово», где из отдельных морфем вы составляли слова. Но вам известно, что из слов можно составить предложение. И следующий наш конкурс так и называется…

VIII. «Составь предложение».

  1. Из предложения: Стеной стоят желтые колосья пшеницы. взять определение, выраженное именем прилагательным (желтые), согласовав его с существительным листьями (желтыми листьями).


2.Из предложения: Пушкин очень любил осень. взять дополнение (осень).

3. Добавить обстоятельство образа действия из предложения:

Осень щедро одаривает леса краской (щедро).

4. Добавить сказуемое из предложения: Земля выстлала на лугу разноцветный ковер. (выстлала).

5. Из предложения: Вы куда ведете, дороги? - взять существительное, которое является обращением (дороги).

6. Записать предложение. Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги.


IX. А сейчас мы с вами на время превратимся в шифровальщиков и попробуем расшифровать несколько слов.

1 команда 2 команда

КООН (окно) ТЯХА (яхта)

ГРИТ (тигр) СЛОТ (стол)

САИВЛ (слива) НИВАД (диван)

НОЗИБ (бизон) СЕОТТ (тесто)

АМШАИН (машина) ЙОВУБЛ (буйвол)

ФЕЛЕТОН (телефон) РТАНИКА (картина)

X. Всем вам, наверно, известна игра «Третий лишний». Название игры говорит само за себя.

Так вот, сейчас я каждой команде раздам карточки, на которых записаны группы из трех слов. Но по различным признакам в каждой группе есть лишнее слово. Найдите его и подчеркните.

1 команда. 1. Гора, горе, гористый.

2. Окно, мяч, ночь.

3. Грабли, чернила, люстры.

4. Кеды, кроссовки, ботфорты.

5. Преодолеть, президент, презирать.

6. Смотреть, читать, прыгать.

7. Солнце, лестница, искусство.

8. Вода, корова, звезда.


2 команда. 1. Свитер, кафтан, плащ.

2. Стелить, возить, чинить.

3. Касаться, коснуться, коса.

4. Дядя, папа, брат.

5. Ручка, синева, цветок.

6. Водитель, вода, водяной.

7. Молоко, собака, озеро.

8. Прекрасный, известный, опасный.


XI. Ну а сейчас жюри подведет итоги и скажет нам, какая из команд по-настоящему любит свой родной язык.

(Жюри объявляет итоги)

- На этом наше мероприятие окончено. Спасибо командам за принятое участие, а зрителям - за внимание.

До свидания!








© 2010-2022