Урок русского языка Правописание прилагательных

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Правописание прилагательных.

Цели:

-систематизировать знания учащихся по разделу морфология, углубить знания о морфологических признаках прилагательного - разряде, развивать аналитическое мышление, навыки монологического высказывания, речь, память.
-Повторить известные знания учащихся о прилагательном как части речи.

-Закрепить навыки определения разрядов прилагательных.

-Развивать творческую активность учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебное пособие, рабочая тетрадь, раздаточный материал

Ход урока

1.орг.момент

-психологический настрой

ПУНКТУАЦИОННО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА. (10 мин.)

Списать, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. В словах с пропущенными буквами обозначить орфограммы.

Корреспонденц…я …кем …разобра…ая …брежно броше…а на письме…ый стол.

Книги ещё …кем …чита…ые аккуратно расставле…ы на …большой деревя…ой полке.

Книги …заслуживающие медле…ого чтения …заслуживают вообще чтобы их читали.

2.Реализейшин ( этап реализации темы урока).

Сейчас для вас одновременно и терминологический диктант, и мозговая атака. Читаю вопросы, а вы пишите в тетрадях только ответы.

  1. Раздел языкознания, изучающий слова как части речи и их формы.( морфология).

  2. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении? (определение).

  3. Чем еще может быть прилагательное в предложении?( сказуемое).

  4. Имена прилагательные этого разряда обозначают принадлежность предмета кому-либо.(притяжательные).

  5. Имена прилагательные этого разряда называют признак предмета через отношение к какому-либо другому предмету, действию, времени, месту.( относительные).

  6. Имена прилагательные этого разряда обозначают различные качества предмета.( качественные).

  7. Прилагательные: кипуч, свеж, прекрасен- употреблены в ... форме (краткой).

Проверка устно.

3.Теоретическая разминка.
1.Назовите общее грамматическое значение имени прилагательного.
2. Что мы знаем о морфологических признаках прилагательного? (стр 190)
3. Какова синтаксическая роль?

4. Назвать разряды прилагательных.

Урок русского языка Правописание прилагательных
5. Дать определение качественным прилагательным.
6. Дать определение относительным прилагательным.
7. Какие прилагательные называются притяжательными?

4.Работа с учебным материалом

-стр 190-192

5.Закрепление материала

-упр356 (по вариантам)

-упр 357(устно)

6.ПОВТОРЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. (8 мин.)

Объяснить правописание сложных существительных, записать во второй столбик прилагательные, образованные от данных слов.

мировоззрение -
столетие -
юго-запад -
полночь -
лейб-гвардия -
социал-демократия -
вице-президент -
литературоведение -

Делается вывод о правописании прилагательных, образованных от сложных существительных.

7.ПОВТОРЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. (10 мин.)

Определить, какие прилагательные пишутся слитно, какие через дефис.

Лимонно-жёлтый, бутылочно-зелёный, тускло-серый, пепельно-седой, мутно-голубой

(оттенки цвета).

Русско-французско-английский, шахматно-шашечный, финансово-экономический, художественно-критический

(равноправные понятия).

Древнерусский, дальневосточный, синеглазый, светловолосый, машинописный

(подчинённое понятие).

Узкоспециальный, животрепещущий, многообещающий, высокообразованный

(из сочетания наречия с прилагательным или причастием).

Делается вывод о написании сложных прилагательных.

8.Синтез.Тест

1 вариант
1. Как изменяются имена прилагательные?
А) по родам, падежам, числам;
Б) по родам, падежам, числам и лицам;
В) по лицам, временам, числам;
Г) по лицам и числам;
Д) по лицам, числам и родам.

2. Определите, в каком варианте верно указаны разряды прилагательных: греческий профиль, золотой перстень, бесконечный разговор, мамин плащ, заячий тулуп, сырой картофель.
А) относительное, относительное, качественное, притяжательное, относительное, качественное;
Б) притяжательное, качественное, относительное, относительное, притяжательное, относительное;
В) качественное, качественное, относительное, относительное, притяжательное, притяжательное;
Г) относительное, качественное, качественное, притяжательное, притяжательное, качественное;
Д) притяжательное, относительное, качественное, притяжательное, притяжательное, качественное.

3. Какое прилагательное не имеет краткой формы?
А) плохой;
Б) хороший;
В) снежный;
Г) маленький;
Д) дорогой.

4. Какое прилагательное не имеет степеней сравнения?
А) снежный;
Б) хороший;
В) плохой;
Г) маленький;
Д) дорогой.

5. Выберите вариант без ь на конце:
А) спряч.., картеч.., проч..;
Б) печ.., мыш.., рож..;
В) знаеш.., поеш..те, сходиш..;
Г) навзнич.., настеж.., наотмаш..;
Д) хорош.., могуч.., свеж…

6. Укажите верный вариант написания -н- и -нн- в словосочетаниях: лун..ый блеск, будь благословен..а, румян..ый закат, небеса туман..ы, шерстян..ой шарф, деревян..ый дом, лебедин..ый крик, лекцион..ые занятия, утрен..яя роса, ветрен..ый день, песчан..ый берег.
А) -н-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-,-нн-, -нн-, -н-;
Б) -нн-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -нн-, -н-, -н-;
В) -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-;
Г) -н-, -н-, -н-, -н-, -н-, -н-, -н-, -н-, -н-, -н-, -н-;
Д) -н-, -н-, -н-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -н-, -н-, -нн-.

7. Укажите простую форму превосходной степени прилагательного:
А) самый интересный;
Б) острее;
В) наивысший;
Г) жарче;
Д) наиболее верный.

8. Определите, в каком варианте не пишется раздельно:
А) купили машину совсем (не)дорогую;
Б) (не)ожиданное известие;
В) (не)умолчны звуки весенней капели;
Г) далеко (не)удачный ответ;
Д) дороги сделались (не)проезжими.

9. Укажите словосочетание, в котором прилагательное пишется с суффиксом -ск-:
А) низ..ий домик.
Б) близ..ое знакомство;
В) немец..ий город;
Г) дерз..ая эпиграмма;
Д) француз..ий язык;

10. Укажите сложное прилагательное, которое пишется слитно:
А) (пепельно)русый оттенок;
Б) (притворно)скромный взгляд;
В) (прекрасно)душное настроение;
Г) (юго)восточный регион;
Д) (культурно)историческое наследие.

2 вариант

1.На какие разряды делятся имена прилагательные?
А) вопросительные, относительные, повествовательные;
Б) возвратные, отрицательные, личные;
В) одушевлённые, неодушевлённые;
Г) определительные, собирательные, количественные;
Д) качественные, относительные, притяжательные;

2.Качественными называются прилагательные:
А) обозначающие признаки, свойства, качества предмета, которые могут проявляться в большей или меньшей степени;
Б) обозначающие признак предмета не прямо, а через отношение его к другому предмету;
В) обозначающие принадлежность предмета какому-либо лицу, животному;
Г) обозначающие действие предмета;
Д) обозначающие действие, добавочное по отношению к основному действию.

3.Укажите относительные прилагательные:
А) грубый, высокий;
Б) городской, детский;
В) удобный, белый;
Г) красный, глупый;
Д) заячий, медвежий.

4.Укажите притяжательные прилагательные:
А) грустный, очередной
Б) медный, стеклянный
В) последний, полный
Г) дедов, кошачий
Д) изумрудный, новый

5. В каком сочетании НЕ пишется слитно с прилагательным?

А) вовсе (не) строгий
Б) (не) вежлив, а груб
В) далеко (не) удачный ответ
Г) ничуть (не) интересный
Д) совсем (не) интересная книга

6.Укажите прилагательное с -Е- в суффиксе:
А) камыш…вый
Б) песц…вый
В) плюш…вый
Г) свинц…вый
Д) еж…вый

7.Укажите прилагательные с -НН-:
А) кожа…ый, глиня…ый
Б) це…ый, оловя…ый
В) нефтя…ой, сви…ой
Г) песча…ый, льня…ой
Д) пчели…ый, льви…ый

8. Укажите прилагательное с суффиксом -к-:
А) январ…ий
Б) француз…ий
В) немец…ий
Г) сибир…ий
Д) гигант…ий

9. Укажите сложное прилагательное, которое пишется слитно:
А) северо(западный)
Б) выпукло(вогнутые)
В) легко(растворимый)
Г) немецко(русский)
Д) светло(синий)

10. В каком варианте употреблена простая форма превосходной степени прилагательного?
А) Коробочка была очень бережливая хозяйка.
Б) Партизаны продвигались в непроглядной тьме.
В) Гостиную Собакевича украшали представительнейшие люди.
Г) Женщина осторожно переступила порог.
Д) История стала ещё интереснее.
Ответы
1 вариант 2 вариант
1 А Д
2 А А
3 В Б
4 А Г
5 Д А
6 Б Д
7 В Б
8 Г В
9 Д В
10 В В

9.итог урока

10.Домашнее задание

-переписать в тетрадь для правил параграф 40, стр 205-206

-упр365



© 2010-2022