Урок доброты (по рассказу А. Платонова «Юшка»)

-Добрый день, ребята!Как приятно слышать такие слова: «Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! В добрый путь! Доброго здоровья!«Самым ценным в человеке являются добрые дела, добрые поступки, доброе сердце. На уроке мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о милосердии, добре, об умении сострадать обиженному, за ответственность за свои поступки.- А кто знает, что означают эти слова –Сл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок доброты

(по рассказу А.Платонова «Юшка»)

Проблема сострадания и уважения к человеку.

Цель: на основе анализа произведения Платонова «Юшка» воспитать в учащихся чувства доброты, сострадания, любви ко всему живому; выявить нравственные законы, определяющие отношение человека с человеком; развивать память, связную речь.

Оборудование: выставка рисунков на тему «Спешите делать добрые дела», портрет А.Платонова.



«Спешите делать добрые дела»

А.Яшин.

Ход урока.

-Добрый день, ребята!

Как приятно слышать такие слова: «Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! В добрый путь! Доброго здоровья!»

Самым ценным в человеке являются добрые дела, добрые поступки, доброе сердце. На уроке мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о милосердии, добре, об умении сострадать обиженному, за ответственность за свои поступки.

- А кто знает, что означают эти слова -

Словарь: Доброта, сострадание, милосердие, зло.

- Сегодня мы войдём в мир А.Платонова, анализируя его рассказ «Юшка».

Тема нашего урока Доброты - начни с себя.

Цель - выявить нравственные законы, определяющие отношение человека с человеком.

- Мы уже знакомы с жизнью и творчеством А.Платонова. Он автор многих рассказов и в большинстве произведений предстаёт перед нами как писатель, которого волнуют проблемы нравственной чистоты и морального уродства. Именно об этом и идёт речь в его рассказе «Юшка», где художник прикасается к взаимоотношению человека с человеком.

Дома вы должны были ответить на вопросы. Пришло время озвучить свои ответы.

  1. Почему люди гнали Юшку?

  2. Почему он им улыбается в ответ, почему позволял себя обижать?

  3. Почему Юшка никому не сказал, что воспитывает сироту?

- Прекрасно! Но это были вопросы общего характера.

Теперь подробнее поговорим о Юшке и о том, что же хотел Платонов показать через образ главного героя.

  1. - Кто такой Юшка? Найдите описание Юшки и зачитайте.

Почему «в руках у него мало было силы?»

  1. - Почему автор особо выделял его глаза?

(глаза - зеркало души. Душой мы страдаем, ненавидим; разумом - мыслим.)

  1. - Каково отношение детей к Юшке? Найдите в тексте, зачитайте.

  2. - Юшка говорил детям, которые бросали в него камни: «Вы, должно быть, любите меня!»

- Во что верил Юшка, говоря это?

(он верил, что люди тянутся к добру, но их воспитали так, что они не умеют выразить своего стремления к свету, к добру.)

- Каким предстаёт Юшка? (добрым, терпеливым)

- А дети? (злыми, жестокими, грубыми)

5. -Внимание! Вопрос личностного характера: вообразите себя свидетелями того, что дети кидают в Юшку комья, толкают. Как бы вы поступили?

6. - Как взрослые относятся к Юшке?

7. - А были ли счастливые мгновения в жизни Юшки?

- Что нового мы узнаём о Юшке? ( любит природу)

8. - Каким же человеком предстаёт перед нами Юшка во всех эпизодах рассказа?

(предстаёт человеком незлобливым, кротким, добрым, работящим, преданным одной идее - воспитать и выучить сироту)

9. - Кому же помешал Юшка, никогда и никому не приносивший зла?

(весёлому прохожему) .

- Чем закончилась встреча с весёлым прохожим? (прочтите)

- Каким предстаёт прохожий?

(Жестоким и чёрствым человеком. Даже зверем)

- А Юшка?

(Жил тихо и умер тихо, незаметно)

- Вот так закончилась жизнь робкого , доброго, любившего всех Юшки. Закончились тогда, когда он осерчал первый раз в жизни, именно осерчал, а не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера. Он очень добрый человек. А осерчать надо было - нельзя всё время терпеть. В Библии сказано: «Господи! Открой глаза людям, чтобы они видели». И открыл Господь глаза их.

- Когда же это произошло?

(К сожалению, после смерти Юшки)

- Зачитайте сцену похорон.

10. - А каково стало людям без Юшки? (грустно)

- Почему грустно?

- Как же звали Юшку?

11.- Когда он стал Ефимом Дмитриевичем?

- Что означает имя Ефим Дмитриевич?

Словарная работа:

Ефим - благочестивый, благожелательный, священный.

Дмитрий - восходит к имени греческой богине плодородия Деметры. Благие зёрна, взращённые на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.

- А почему Юшка?

- А у Платонова - это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью.

Юшка - воплощённое добро, утрата его губительна для людей.

-Юшка был исполнен сочувствием к людям, он видел лучшее, что есть в людях и деятельно помогал им тем, что воспитывал сироту.

12 . - Можем ли мы сказать, Юшка нравственный человек?

Словарь:

Нравственный человек -

- Да, Юшка нравственный человек. Он очень добрый, трудолюбивый, терпеливый.

13. - Как проявлялось Юшкино бескорыстие?

- Та сила добра, которую вложил Юшка в воспитание девочки, вернулась к людям, когда девочка стала врачом и приехала в город, «чтобы лечить того, кто её любил больше всего на свете и кого сама любила всем теплом и светом своего сердца».

- Итак, на уроке мы говорили о доброте, милосердии, сострадании, зле. Все знают, что дела бывают добрые и злые. У каждого дела свой цвет. Перед вами разноцветные листочки. Вы сейчас возьмёте тот листочек, цвет которого ассоциируется с выбранным вами ключевым словом и напишите синквейн.

Вот вам ключевые слова- ДОБРОТА, ЗЛО, ЮШКА.

Проверка синквейна.

- Обобщая сказанное. Хочу подчеркнуть, что сегодняшний урок - это лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому каждый из нас должен думать о том, как надо жить, чтобы не ранить. Не обидеть человека. В нашем обществе ещё много грустного, жестокого. Хочешь изменить жизнь? Начни с себя! Ведь улица, ведущая к миру, дружбе и счастью, проходит через нашу собственную душу.

Оценки-

Домашнее задание:

Хочу закончить урок такими строками:

Друзья мои! Давайте с нынешнего дня

Начнём с себя!

Научимся людей любить,

По нравственным законам жить,

А чтобы поняли тебя-

Начни с себя!

Как это изображено на ваших рисунках.

Спасибо за урок!

© 2010-2022