Конспект урока литературы «…и стоило жить, и работать стоило » (Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








«Литература серебряного века.

Философские основы литературы серебряного века»

Конспект урока литературы

«…и стоило жить, и работать стоило »

(Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»)






Выполнила: Лозовая Е.Н., учитель русского

языка и литературы МКОУ Титаревской СОШ

Кантемировского муниципального

района Воронежской области

















Цели урока:

  • формирование навыков выразительного чтения;

  • воздействие на читательское восприятие поэтического текста;

  • развитие умений анализировать лирическое произведение;

  • воспитание гуманного отношения к людям, развитие чувства прекрасного.

Вид урока: урок-исследование.

Основной метод: сообщающая беседа в сочетании с эвристической и поисковой де­ятельностью учащихся.

Оборудование: учебник, презентация к уроку, плакат с изображением молодого Маяковского, отрывок из поэмы «Маяковский начинается» Н. Асеева, эпиграф, словарь.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1)

Учитель читает отрывок из поэмы Н. Асеева «Маяковский начинается»:

И вот он выходит:
большой, длиннолапый,
обрызганный
ледниковым дождем,
под широкополой,
обвиснувшей шляпой,
под
вылощенным нищетой плащом.
Вокруг никого.
Лишь тюрьма за плечами.
Фонарь к фонарю.
За душой - ни гроша…
Лишь пахнет Москва
горячо калачами,
да падает лошадь,
боками дыша.

- Как вы думаете, о каком периоде творчества идет речь в поэме, судя по ее названию?

- Обратите внимание на последние 4 строки. О чем и о ком там говорится?

- Наверное, вы уже поняли, какое стихотворение мы будем анализировать на уроке?

II. Сообщение темы и целей урока.

Учащиеся сами формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

- И, конечно, уже догадались, для чего мы это будем делать? (Через содержание стихотворения понять, о чем попытался нам сказать В.В. Маяковский еще в ранний период своего творчества, для чего он это делал, для чего ему это было нужно.)

III. Вводное слово учителя. (Слайд 2)

- В.В. Маяковский пришел в литературу в начале нового времени. Юный поэт пришел страдающим и одиноким. А ему с первого же появления в печати и на эстраде навязали амплуа литературного хулигана. Необычайное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна отпугивали всех. Почему? Поэт искал новые пути, «старые словесные образные и ритмические средства не годились», по его убеждению, для нового человека.

В.Маяковский сформулировал закон нового искусства: «ничего лишнего, ничего без назначения. Все должно иметь свое назначение».

Назначение свое Маяковский видел в воздействии на читателя. Поэтому Марина Цветаева назвала его «первым в мире поэтом масс», а Андрей Платонов «мастером большой всеобщей жизни».

(Слайд 3)

Он был мастером большой всеобщей жизни и

потратил свое сердце на ее устройство.

А.Платонов

- Запишите эпиграф в тетрадь.

- Маяковский огромное внимание уделял исполнительскому мастерству, замечательно читал свои произведения.

Сегодня у нас урок актерского мастерства. Мы учимся у В.Маяковского. Будучи «горланом и главарем» поэзии 20-х годов, он оставался очень милым, легко ранимым человеком. Душа его откликалась на любую боль, причиненную всему живому.

Однажды В.Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в газете «Новая жизнь» было напечатано стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

IV. Чтение стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» учителем.

- Каково ваше отношение к событиям, рассказанным В.Маяковским?

- Какие чувства, ощущения вызвало у вас стихотворение?


V. Чтение стихотворения учащимися. Аналитическая беседа.

1) - Ну что же,

«...разберемся во всем, что видели...

И простим, где нас горько обиде­ли

По чужой и по нашей вине...».

- О чем по­ведал Маяковский в своем стихотворении? (Судя по названию, о хорошем отношении к лошадям).

- Да, но «не верьте Невскому проспекту», господа! «...Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!..»

- Маяковский стеснялся казаться нежным и часто ограждал себя шутливыми названия­ми своих произведений, вроде такого - «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». Так что тема стихотворе­ния, как она заявлена в названии, гораздо шире и серьезнее, чем может показаться. И это мы выясним позднее.

2) - Идея стихотворения - это мысли, навеянные темой, или эмоциональный порыв. Это то, в чем поэт хочет убедить, что читатель открыл для себя... Очевидно, для данного стихотворения это то, что Маяковский подра­зумевает под словами «хорошее отношение». Это нам тоже предстоит узнать, потому что все в произведении работает на идею: и жанр, и лирический конфликт, и образы, и художественно-изобразительные средства.

3) - Определите жанр стихотворения. (По жанру стихотворение представляет собой уличную сценку. Подобных произведе­ний предостаточно у Некрасова).

- Итак, по жанру стихотворение представ­ляет собой уличную сценку. Есть и сюжет. Мо­жем ли мы его пересказать? И заодно выяс­нить, как работают в стихотворении глаголы.

- Основную нагрузку в стихотворении несут глаголы действия. Поэтому сюжет стихотворения можно передать при помо­щи цепочки глаголов, выбранных из тек­ста:

(Слайд 4) «грохнулась» - «сгрудились» - «подо­шел» - «рванулась» - «пошла» - «встала» (в стойло) и т.д.

4) - Присутствует ли в стихотворении ли­рический конфликт (в пейзажной лирике его нет)? Какие слова, строки говорят о наличии конфликта? Каков он?

(О наличии конфликта свидетельству­ет сниженная лексика: «за зевакой зевака», «штаны», «вой», в который лирический ге­рой не вмешивает свой голос. Лирический герой стихотворения одинок в толпе «зе­вак», пришедших «штаны... Кузнецким клешить». Не лишен лирический герой и способ­ности видеть внутренний смысл происходя­щего, как это характерно для раннего творчества Маяковского).

5) - Обратимся к началу стихотворения:

Били копыта.
Пели будто:
- Гриб.
Грабь
Гроб.
Груб.

(Слайд 5)

6) Объяснение лексического значения слов.

  • Гриб - мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.

  • Круп - часть туловища лошади от спины до хвоста.

  • Кузнецкий мост - одна из центральных улиц в Москве.

  • Плеща - форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».

  • Клешить - от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».

  • Плоше - форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».

- Что необычного? (Форма.)

- Для чего лесенка? (Выделить каждое слово.)

- Для чего выделить? Какие ассоциации вызывают у вас звучание этих строк? (Слышится звуковая имитация гула конной рыси.)

- Какие звуки создают это? (Прием звукоподражания или звукопись - аллитерация [г],[р],[б].)

- Что ещё слышится в этих словах, кроме ударов копыт о мостовую? (Но в этих звукоподражательных словах слышится и лозунг дня («Грабь»), его настро­ение («Гроб. / Груб»).

-Какая разновидность метафоры присутствует в стихотворении? (Метонимия - перенос свойств одного предмета на другой по смежности»: «улица скользила», «смеялся Кузнецкий»)

- Рифма у Маяковского обычно выпол­няет и организующую, и смысловую функ­ции. Какие рифмы использует Маяковский в данном стихотворении?
(Поэт использует неточные рифмы: плоше - лошадь, зеваки - зазвякал; неравнослож­ные: стойло - стоило, в шерсти - в шеле­сте; составные: в вой ему - по-своему; один я - лошадиные; есть даже одна омонимич­ная рифма: пошла (краткое прилагательное)- пошла (глагол)).

- Лексическое значение слов создает образ. Какой? (Образ улицы.)

7) Словесное рисование.

- Представим ситуацию. Опишите ее. Что мы заметили? (Два несоответствия: улицы и лошади. Лошадь одна (без человека, без коляски) - парадокс, необычно.

- Зато соответствие пойдет:

Лошадь одна = лишь один я

- Заметим общность судьбы лошади и лирического героя. Об этом мы могли прочитать и у Н. Асеева в его поэме, посмотрим еще раз на последние 8 строк. Та же самая частица выделения - лишь.

- Как вы понимаете слова: улица опрокинулась…? (В глазах лошади изображение вверх ногами.)

- Какие слова подчеркивают размеры лошади? (Грохнулась, каплища…) И снова подчеркивается сходство лирического героя и лошади через отрывок из поэмы Н. Асеева (он большой, длиннолапый).

- Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? Как вы их понимаете? (Боль и страдания за животное вылились из души автора и выразились в его словах.)

- Какие эпитеты автор использует при описании лошади, когда та услышала слова поддержки и сочувствия? (Рыжий ребенок, пришла веселая.) Почему? (Она обрела силы, желание жить и работать.)

- Найдите в толковом словаре лексическое значение слова «стойло».

Стойло - отгороженное в конюшне место для одной лошади и иной скотины. (В конюшне много стойл.)

- Значит, лошадь стала как все другие, она уже не одна, она с другими лошадьми, она похожа на других, т.е. образ стойла - это включение себя в коллективную общую систему. Вот в чем автор видит, оказывается, внутреннюю гармонию, в стремлении быть со всеми. Возможность жизни автор показывает в осознании необходимости гармонического слияния с обществом.

- Поэт понимает, что все живые существа: и люди и животные - звенья одной цепи, что всем бывает больно и страшно.

8) - Видеть внутренний смысл происходя­щего - это величайшая способность, даро­ванная, к сожалению, немногим. Для толпы зевак упавшая лошадь всего лишь повод по­забавиться. А для поэта?.. Что прочел лири­ческий герой в глазах упавшей лошади? Ка­кова причина ее слез?

(Лошадь плакала не от боли, а больше от усталости, вызванной столкновениями с «ними», с человеческим бездушием, равно­душием ко всему, что находится за предела­ми собственного быта. И безысходность прочел лирический герой в глазах обесси­левшей лошади).

- Да, можно все это прочесть и пройти мимо. Но такое несвойственно поэтам. Ка­кие главные слова сказал лирический герой лошади, заставившие ее рвануться и встать? Каков смысл этих слов?

«Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь»

- Слова поэта, обращенные к лошади, взяты в кавычки. Как вы считаете, произнесены они вслух или являются внутренним монологом? ( Это внутренний монолог.)

- Это самые главные слова. Именно они за­ставили лошадь-человека простить «их» и под­няться с колен, потому что пришло убеждение: «все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь», то есть всем в этой жизни не­легко, каждый по-своему устал, борясь с об­стоятельствами, где-то отчаялся, пал духом, к кому-то пришло равнодушие, черствость души, кому-то недостает здоровья, кому-то ума, ко­му-то чуткости. Всем нам бывает одиноко, тос­кливо, больно. А значит, все мы нуждаемся в участии, в добром слове, в понимании.

- Да, многое из того, что мешает нам быть лучше, - это проявление общей для всех усталости, вызванной столкновениями именно друг с другом и с собой... Вы обра­тили внимание, что поэт обращается к лоша­ди уж очень по-человечески: говорит ей «вы», «деточка», называет «рыжим ребен­ком»?

-Может быть, мы сможем теперь объя­снить смысл названия стихотворения, а сле­довательно, и его идею?

- Разве о лошади это стихотворение?

Стихотворение - попытка философского осмысления человеческой жизни. Это маленькая победа добра над злом, жизни над смертью вселяет оптимизм в душу поэта:

…и стоило жить,
и работать стоило.

- Может быть, этот вывод неожидан для читателя, но для Маяковского он характерен, потому что дает представление о смысле его жизни и о цели его творчества. Если человек занят трудом, и труд его нужен людям, он не должен обращать ни на кого внимания, все, кто самозабвенно трудятся, немножко лошади.

- Вы поняли, о чем разговаривает через свои стихи поэт с людьми? Какой диалог с ними ведет? (Возвращаемся к эпиграфу, читаем его еще раз.)

(Слайд 6)

- Поэзия Маяковского всегда отличалась оптимизмом. И даже в трудное время первых лет революции поэт верил в торжество новой жизни, в будущее человека, а необычная форма призвана была помочь автору в выражении гуманистического отношения к миру. Маяковский понимал, что главное - не только изменить общество, необходимо изменить каждого человека. Так насладитесь же звучанием поэтических строк В. Маяковского, почувствуйте это отношение.

(Конечно же, «хорошее отношение к лошадям» - это стихотворение о необходи­мости хорошего отношения к людям, заслу­живающим со всеми их недостатками все-таки «ВЫ», столь нуждающимся в человеческой поддержке, несмотря на кажу­щееся наоборот:

«Может быть -

старая-
и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя

казалась пошла...»)

- Может быть... Важно самое главное - человеческое участие. Оно поднимает с ко­лен человека-лошадь. Помогает поверить в себя, вернуть ощущение молодости, обрес­ти смысл существования, чтобы «и стойле жить, и работать стоило». И потому челове­ческое участие чудодейственно, что в каж­дом из нас, несмотря на чудовищность об­стоятельств, сохраняется желание чувствовать себя ребенком («И все ей каза­лось - она жеребенок»), чтобы, как это свойственно детской душе, верить в буду­щее, надеяться на лучшее.

- Как вы считаете, близка ли главная мысль стихотворения сегодняшним заботам человека? Актуально ли стихотворение в наше время?

VI. Итог урока.

- Итак, что же должно остаться в чело­веческой душе, прикоснувшейся к стихотво­рению Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»?

- Ощущение нового начала, вернувшего­ся детства, ощущение своей жизни, обра­щенной в будущее, «встающей» после неудачи страданий с колен. Желание жить, помогая другим. Убеждение, что «Хорошее отношение к лошадям» - одно из тех поэтических ше­девров, что призваны души врачевать.

(Слайд 7)

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»



Список использованной литературы:

  1. Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.

  2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.

3. Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2008.

4. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

5. Крутова Н.Я., Шадрина С.Б. Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной / авт -сост. Н.Я. Крутова, С. Б. Шадрина. - Волгоград: Учитель, 2009

6. Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 7 класс. - М.: ВАКО, 2009

7. Сычёв Б.П. В.В. Маяковский Хорошее отношение к лошадям. Анализ стихотворения/ Б.П. Сычёв// Литература в школе - №8.- 2004. - 37 - 48.


© 2010-2022