- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока литературы «…и стоило жить, и работать стоило » (Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»)
Конспект урока литературы «…и стоило жить, и работать стоило » (Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лозовая Е.Н. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Литература серебряного века.
Философские основы литературы серебряного века»
Конспект урока литературы
«…и стоило жить, и работать стоило »
(Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»)
Выполнила: Лозовая Е.Н., учитель русского
языка и литературы МКОУ Титаревской СОШ
Кантемировского муниципального
района Воронежской области
Цели урока:
-
формирование навыков выразительного чтения;
-
воздействие на читательское восприятие поэтического текста;
-
развитие умений анализировать лирическое произведение;
-
воспитание гуманного отношения к людям, развитие чувства прекрасного.
Вид урока: урок-исследование.
Основной метод: сообщающая беседа в сочетании с эвристической и поисковой деятельностью учащихся.
Оборудование: учебник, презентация к уроку, плакат с изображением молодого Маяковского, отрывок из поэмы «Маяковский начинается» Н. Асеева, эпиграф, словарь.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 1)
Учитель читает отрывок из поэмы Н. Асеева «Маяковский начинается»:
И вот он выходит:
большой, длиннолапый,
обрызганный
ледниковым дождем,
под широкополой,
обвиснувшей шляпой,
под
вылощенным нищетой плащом.
Вокруг никого.
Лишь тюрьма за плечами.
Фонарь к фонарю.
За душой - ни гроша…
Лишь пахнет Москва
горячо калачами,
да падает лошадь,
боками дыша.
- Как вы думаете, о каком периоде творчества идет речь в поэме, судя по ее названию?
- Обратите внимание на последние 4 строки. О чем и о ком там говорится?
- Наверное, вы уже поняли, какое стихотворение мы будем анализировать на уроке?
II. Сообщение темы и целей урока.
Учащиеся сами формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.
- И, конечно, уже догадались, для чего мы это будем делать? (Через содержание стихотворения понять, о чем попытался нам сказать В.В. Маяковский еще в ранний период своего творчества, для чего он это делал, для чего ему это было нужно.)
III. Вводное слово учителя. (Слайд 2)
- В.В. Маяковский пришел в литературу в начале нового времени. Юный поэт пришел страдающим и одиноким. А ему с первого же появления в печати и на эстраде навязали амплуа литературного хулигана. Необычайное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна отпугивали всех. Почему? Поэт искал новые пути, «старые словесные образные и ритмические средства не годились», по его убеждению, для нового человека.
В.Маяковский сформулировал закон нового искусства: «ничего лишнего, ничего без назначения. Все должно иметь свое назначение».
Назначение свое Маяковский видел в воздействии на читателя. Поэтому Марина Цветаева назвала его «первым в мире поэтом масс», а Андрей Платонов «мастером большой всеобщей жизни».
(Слайд 3)
Он был мастером большой всеобщей жизни и
потратил свое сердце на ее устройство.
А.Платонов
- Запишите эпиграф в тетрадь.
- Маяковский огромное внимание уделял исполнительскому мастерству, замечательно читал свои произведения.
Сегодня у нас урок актерского мастерства. Мы учимся у В.Маяковского. Будучи «горланом и главарем» поэзии 20-х годов, он оставался очень милым, легко ранимым человеком. Душа его откликалась на любую боль, причиненную всему живому.
Однажды В.Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в газете «Новая жизнь» было напечатано стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
IV. Чтение стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» учителем.
- Каково ваше отношение к событиям, рассказанным В.Маяковским?
- Какие чувства, ощущения вызвало у вас стихотворение?
V. Чтение стихотворения учащимися. Аналитическая беседа.
1) - Ну что же,
«...разберемся во всем, что видели...
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине...».
- О чем поведал Маяковский в своем стихотворении? (Судя по названию, о хорошем отношении к лошадям).
- Да, но «не верьте Невскому проспекту», господа! «...Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!..»
- Маяковский стеснялся казаться нежным и часто ограждал себя шутливыми названиями своих произведений, вроде такого - «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». Так что тема стихотворения, как она заявлена в названии, гораздо шире и серьезнее, чем может показаться. И это мы выясним позднее.
2) - Идея стихотворения - это мысли, навеянные темой, или эмоциональный порыв. Это то, в чем поэт хочет убедить, что читатель открыл для себя... Очевидно, для данного стихотворения это то, что Маяковский подразумевает под словами «хорошее отношение». Это нам тоже предстоит узнать, потому что все в произведении работает на идею: и жанр, и лирический конфликт, и образы, и художественно-изобразительные средства.
3) - Определите жанр стихотворения. (По жанру стихотворение представляет собой уличную сценку. Подобных произведений предостаточно у Некрасова).
- Итак, по жанру стихотворение представляет собой уличную сценку. Есть и сюжет. Можем ли мы его пересказать? И заодно выяснить, как работают в стихотворении глаголы.
- Основную нагрузку в стихотворении несут глаголы действия. Поэтому сюжет стихотворения можно передать при помощи цепочки глаголов, выбранных из текста:
(Слайд 4) «грохнулась» - «сгрудились» - «подошел» - «рванулась» - «пошла» - «встала» (в стойло) и т.д.
4) - Присутствует ли в стихотворении лирический конфликт (в пейзажной лирике его нет)? Какие слова, строки говорят о наличии конфликта? Каков он?
(О наличии конфликта свидетельствует сниженная лексика: «за зевакой зевака», «штаны», «вой», в который лирический герой не вмешивает свой голос. Лирический герой стихотворения одинок в толпе «зевак», пришедших «штаны... Кузнецким клешить». Не лишен лирический герой и способности видеть внутренний смысл происходящего, как это характерно для раннего творчества Маяковского).
5) - Обратимся к началу стихотворения:
Били копыта.
Пели будто:
- Гриб.
Грабь
Гроб.
Груб.
(Слайд 5)
6) Объяснение лексического значения слов.
-
Гриб - мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.
-
Круп - часть туловища лошади от спины до хвоста.
-
Кузнецкий мост - одна из центральных улиц в Москве.
-
Плеща - форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».
-
Клешить - от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».
-
Плоше - форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».
- Что необычного? (Форма.)
- Для чего лесенка? (Выделить каждое слово.)
- Для чего выделить? Какие ассоциации вызывают у вас звучание этих строк? (Слышится звуковая имитация гула конной рыси.)
- Какие звуки создают это? (Прием звукоподражания или звукопись - аллитерация [г],[р],[б].)
- Что ещё слышится в этих словах, кроме ударов копыт о мостовую? (Но в этих звукоподражательных словах слышится и лозунг дня («Грабь»), его настроение («Гроб. / Груб»).
-Какая разновидность метафоры присутствует в стихотворении? (Метонимия - перенос свойств одного предмета на другой по смежности»: «улица скользила», «смеялся Кузнецкий»)
- Рифма у Маяковского обычно выполняет и организующую, и смысловую функции. Какие рифмы использует Маяковский в данном стихотворении?
(Поэт использует неточные рифмы: плоше - лошадь, зеваки - зазвякал; неравносложные: стойло - стоило, в шерсти - в шелесте; составные: в вой ему - по-своему; один я - лошадиные; есть даже одна омонимичная рифма: пошла (краткое прилагательное)- пошла (глагол)).
- Лексическое значение слов создает образ. Какой? (Образ улицы.)
7) Словесное рисование.
- Представим ситуацию. Опишите ее. Что мы заметили? (Два несоответствия: улицы и лошади. Лошадь одна (без человека, без коляски) - парадокс, необычно.
- Зато соответствие пойдет:
Лошадь одна = лишь один я
- Заметим общность судьбы лошади и лирического героя. Об этом мы могли прочитать и у Н. Асеева в его поэме, посмотрим еще раз на последние 8 строк. Та же самая частица выделения - лишь.
- Как вы понимаете слова: улица опрокинулась…? (В глазах лошади изображение вверх ногами.)
- Какие слова подчеркивают размеры лошади? (Грохнулась, каплища…) И снова подчеркивается сходство лирического героя и лошади через отрывок из поэмы Н. Асеева (он большой, длиннолапый).
- Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? Как вы их понимаете? (Боль и страдания за животное вылились из души автора и выразились в его словах.)
- Какие эпитеты автор использует при описании лошади, когда та услышала слова поддержки и сочувствия? (Рыжий ребенок, пришла веселая.) Почему? (Она обрела силы, желание жить и работать.)
- Найдите в толковом словаре лексическое значение слова «стойло».
Стойло - отгороженное в конюшне место для одной лошади и иной скотины. (В конюшне много стойл.)
- Значит, лошадь стала как все другие, она уже не одна, она с другими лошадьми, она похожа на других, т.е. образ стойла - это включение себя в коллективную общую систему. Вот в чем автор видит, оказывается, внутреннюю гармонию, в стремлении быть со всеми. Возможность жизни автор показывает в осознании необходимости гармонического слияния с обществом.
- Поэт понимает, что все живые существа: и люди и животные - звенья одной цепи, что всем бывает больно и страшно.
8) - Видеть внутренний смысл происходящего - это величайшая способность, дарованная, к сожалению, немногим. Для толпы зевак упавшая лошадь всего лишь повод позабавиться. А для поэта?.. Что прочел лирический герой в глазах упавшей лошади? Какова причина ее слез?
(Лошадь плакала не от боли, а больше от усталости, вызванной столкновениями с «ними», с человеческим бездушием, равнодушием ко всему, что находится за пределами собственного быта. И безысходность прочел лирический герой в глазах обессилевшей лошади).
- Да, можно все это прочесть и пройти мимо. Но такое несвойственно поэтам. Какие главные слова сказал лирический герой лошади, заставившие ее рвануться и встать? Каков смысл этих слов?
«Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь»
- Слова поэта, обращенные к лошади, взяты в кавычки. Как вы считаете, произнесены они вслух или являются внутренним монологом? ( Это внутренний монолог.)
- Это самые главные слова. Именно они заставили лошадь-человека простить «их» и подняться с колен, потому что пришло убеждение: «все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь», то есть всем в этой жизни нелегко, каждый по-своему устал, борясь с обстоятельствами, где-то отчаялся, пал духом, к кому-то пришло равнодушие, черствость души, кому-то недостает здоровья, кому-то ума, кому-то чуткости. Всем нам бывает одиноко, тоскливо, больно. А значит, все мы нуждаемся в участии, в добром слове, в понимании.
- Да, многое из того, что мешает нам быть лучше, - это проявление общей для всех усталости, вызванной столкновениями именно друг с другом и с собой... Вы обратили внимание, что поэт обращается к лошади уж очень по-человечески: говорит ей «вы», «деточка», называет «рыжим ребенком»?
-Может быть, мы сможем теперь объяснить смысл названия стихотворения, а следовательно, и его идею?
- Разве о лошади это стихотворение?
Стихотворение - попытка философского осмысления человеческой жизни. Это маленькая победа добра над злом, жизни над смертью вселяет оптимизм в душу поэта:
…и стоило жить,
и работать стоило.
- Может быть, этот вывод неожидан для читателя, но для Маяковского он характерен, потому что дает представление о смысле его жизни и о цели его творчества. Если человек занят трудом, и труд его нужен людям, он не должен обращать ни на кого внимания, все, кто самозабвенно трудятся, немножко лошади.
- Вы поняли, о чем разговаривает через свои стихи поэт с людьми? Какой диалог с ними ведет? (Возвращаемся к эпиграфу, читаем его еще раз.)
(Слайд 6)
- Поэзия Маяковского всегда отличалась оптимизмом. И даже в трудное время первых лет революции поэт верил в торжество новой жизни, в будущее человека, а необычная форма призвана была помочь автору в выражении гуманистического отношения к миру. Маяковский понимал, что главное - не только изменить общество, необходимо изменить каждого человека. Так насладитесь же звучанием поэтических строк В. Маяковского, почувствуйте это отношение.
(Конечно же, «хорошее отношение к лошадям» - это стихотворение о необходимости хорошего отношения к людям, заслуживающим со всеми их недостатками все-таки «ВЫ», столь нуждающимся в человеческой поддержке, несмотря на кажущееся наоборот:
«Может быть -
старая-
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя
казалась пошла...»)
- Может быть... Важно самое главное - человеческое участие. Оно поднимает с колен человека-лошадь. Помогает поверить в себя, вернуть ощущение молодости, обрести смысл существования, чтобы «и стойле жить, и работать стоило». И потому человеческое участие чудодейственно, что в каждом из нас, несмотря на чудовищность обстоятельств, сохраняется желание чувствовать себя ребенком («И все ей казалось - она жеребенок»), чтобы, как это свойственно детской душе, верить в будущее, надеяться на лучшее.
- Как вы считаете, близка ли главная мысль стихотворения сегодняшним заботам человека? Актуально ли стихотворение в наше время?
VI. Итог урока.
- Итак, что же должно остаться в человеческой душе, прикоснувшейся к стихотворению Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»?
- Ощущение нового начала, вернувшегося детства, ощущение своей жизни, обращенной в будущее, «встающей» после неудачи страданий с колен. Желание жить, помогая другим. Убеждение, что «Хорошее отношение к лошадям» - одно из тех поэтических шедевров, что призваны души врачевать.
(Слайд 7)
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»
Список использованной литературы:
-
Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.
-
Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.
3. Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2008.
4. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.
5. Крутова Н.Я., Шадрина С.Б. Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной / авт -сост. Н.Я. Крутова, С. Б. Шадрина. - Волгоград: Учитель, 2009
6. Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 7 класс. - М.: ВАКО, 2009
7. Сычёв Б.П. В.В. Маяковский Хорошее отношение к лошадям. Анализ стихотворения/ Б.П. Сычёв// Литература в школе - №8.- 2004. - 37 - 48.