- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мурзабаева Г.М. |
Дата | 30.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена на основе)
.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. Приказом МОиН РФ №1987 от 17.12.2010г)
Примерной программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5- 9 классов авторы: М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, - Программы общеобразовательных учреждений . Русский язык . 5-9 кл .- Просвещение.2010г //М.Т.Баранов, Т.А Ладыженская, Н.М. Шанский //
- Учебного плана филиала МБОУ СОШ с.Степановка «ОШ с. Турумбет» ( приказ № от 30.08.2015)
-УМК: Русский язык: учебник для 5- 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.-М.: Просвещение, 2011-2013.
Русский язык- язык русского народа. Он служит ему средством: а) общения во всех сферах жизни ( в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно- словесном творчестве; б) хранения и передачи информации; в) связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.
Русский язык- один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно- выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Русский язык в современном мире - один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение родным русским языком- надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности
Цели и задачами изучения русского языка являются:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности:
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения ;готовность и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
-
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем .Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях- территориальных, профессиональных.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся,-формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;
- сведения о графике, орфографии пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция (т. е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков ( в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Языковая компетенция ( т. е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
- формирование научно- лингвистического мировоззрения учащихся, вооружение их основами знаний о родном языке, развитие языкового и эстетического идеала ( т. е. представление о прекрасном в языке и речи)
Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка
Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
Формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
Культуроведческая компетенция предполагает совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Программа составлена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса.
Материал расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.
Материал школьного курса русского языка по классам распределяется следующим образом: в 5, 6, 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Синтаксис- в 8 и 9 классах, но первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в 8-9 классах.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в 5 и 6 классах, сведения по стилистике и речеведению- в 5, 6 и 9 классах.
Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.
В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года в каждом классе выделяются специальные часы .В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1-4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. В остальных классах содержание работы на уроках повторения не регламентируется. Темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, получаемых в предыдущем классе. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи.
-
Описание места предмета
«Русский язык» в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
(вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объёме
735 ч. В том числе: в 5-м классе - 175 ч, в 6-м классе - 210 ч, в 7-м классе - 140 ч, в 8-м классе -105 ч, в 9-м
классе - 105 ч.
Данная программа рассчитана на 680 часов: 5 класс-170 часов; 6 класс-204 часа; 7 класс-136 часов; 8 класс-102 часов; 9 класс-68 часов.
Дополнительные часы отводятся для проведения контрольных, самостоятельных, практических работ, а также для реализации регионального компонента в преподавании предмета.
-
Личностные, метапредметные и предметные
результаты изучения предмета «Русский язык».
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социальнопроектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
-
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
-
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
-
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
-
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
-
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-
смысловое чтение;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
-
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Изучение предметной области «Филология» - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:
получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;
осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;
формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм;
обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.
Предметные результаты изучения предметной области «Филология» должны отражать:
Русский язык. Родной язык:
-
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
-
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
-
использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
-
расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
-
формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
-
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
-
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
-
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
-
Содержание учебного предмета «Русский язык» в 5-9 классах
Язык и речь. Виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение). Виды речи (устная и письменная, диалогическая и монологическая). Тексты устные и письменные.
Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Речевая ситуация и ее компоненты. Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Полилог. Свободная беседа, обсуждение, дискуссия.
Адекватное понимание устной и письменной речи в соответствии с условиями и целями общения.
Овладение различными видами чтения.
Создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения.
Текст.
Создание письменных текстов разных стилей и жанров.
Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функциональносмысловому типу и функциональной разновидности языка.
Информационная переработка текста.
Овладение национально-культурными нормами речевого/неречевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Общие сведения о языке.
Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского
языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык - язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика и орфоэпия.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Слог. Ударение, его смыслоразличительная роль, подвижность ударения при формо- и словообразовании.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения и ударения.
Графика.
Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j']. Соотношение звука и
буквы.
Морфемика и словообразование.
Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем. Чередование звуков в морфемах.
Основные способы образования слов. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Словообразовательная пара.
Понятие об этимологии.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки.
Морфология.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Классификация частей речи.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
Служебные части речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Синтаксис.
Единицы синтаксиса русского языка.
Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании.
Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого.
Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные - нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения.
Способы передачи чужой речи.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Варианты норм.
Оценка правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Правописание: орфография и пунктуация.
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА ПО КЛАССАМ
5 класс (170 часов)
Содержание
Характеристика основных видов учебной деятельности
Язык - важнейшее средство общения
3
Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка
Повторение изученного в начальных классах
26
Имеют представление об орфографии как о системе правил
Осваивают содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования
Используют орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
28
Овладевают основными понятиями синтаксиса
Распознают (выделяют) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слово в словосочетании;
Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи
Распознают виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; утвердительные и отрицательные предложения
Моделируют предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные, утвердительные, отрицательные); употребляют их в речевой практике
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
19
Овладевают основными понятиями фонетики
Распознают гласные и согласные, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные по мягкости/твердости, звонкости/глухости звуки
Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую
Определяют место ударного слога, наблюдают за перемещением ударения при изменении формы слова, употребляют в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами
Лексика. Культура речи.
13
Отличают слова от других единиц языка
Объясняют различие лексического и грамматического значений слова; толкуют лексическое значение слов различными способами
Оценивают собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления
Морфемика. Орфография. Культура речи.
21
Овладевают основными понятиями морфемики и словообразования
Опознают морфемы и членят слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа
Морфология. Орфография. Культура речи.
1
Овладевают основными понятиями морфологии
Имя существительное.
19
Распознают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные; склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа; приводят примеры
Определяют род, число, подеж, тип склонения имен существительных
Имя прилагательное
10
Определяют род, число, падеж имен прилагательных
Правильно произносят прилагательные в краткой форме (ставят ударение)
Используют в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов
Глагол
21
Определяют тип спряжения глаголов, соотносят личные формы глагола с инфинитивом
Правильно употребляют при глаголах имена существительные в косвенных падежах, согласовывают глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным именем существительным среднего рода и собирательным существительным
Выбирают форму глагола для выражения разной степени категоричности при выражении волеизъявления
Повторение изученного
10
Адекватно принимают основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно или на слух
Передают в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения
Создают устные и письменные монологические и диалогические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения; письменные высказывания разной коммуникативной направленности с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций
6 класс (204 часа)
-
№
Содержание
Характеристика основных видов учебной деятельности
1
Введение
1
Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка
2
Повторение изученного в 5 классе
11
Осваивают содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования
Используют орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем
3
Лексика. Культура речи
11
Наблюдают за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи; синонимов в художественных, публицистических и учебно-научных текстах, антонимов, устаревших слов и неологизмов, диалектизмов в языке художественной литературы
Характеризуют слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски
Осуществляют выбор лексических средств и употребляют их в соответствии со значением и сферой общения
Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря) и используют ее в различных видах деятельности
4
Фразеология. Культура речи
3
Опознают фразеологические обороты по их признакам
Различают свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные
Наблюдают за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т.д. как средств выразительности в художественном тексте
5
Словообразование и Орфография. Культура речи
29
Анализируют словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему
Различают изученные способы словообразования слов различных частей речи
Составляют словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов
Характеризуют словообразовательные гнезда, Устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов
Оценивают основные выразительные средства морфемики и словообразования
Используют морфемный, словообразовательный словари
6
Морфология и орфография. Культура речи
136
Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки имени Группируют имена существительные по заданным морфологическим признакам
существительного, его синтаксическую роль
Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определяют его синтаксическую роль
Распознают качественные, относительные и притяжательные, полные и краткие имена прилагательные; приводят соответствующие примеры
Группируют имена прилагательные по заданным морфологическим признакам
Аналазируют и характеризуют общекатегариальное значение, морфологические признаки имени числительного, определяют синтаксическую роль имен числительных разных разрядов
Распознают количественные, порядковые, собирательные имена числительные; приводят примеры
Правильно изменяют по падежам сложные и составные имена числительные и употребляют их в речи
Группируют имена числительные по заданным морфологическим признакам
Правильно употребляют числительные двое, трое и т.п., оба, обе в сочетаниями с именами существительными
Аналазируют и характеризуют общекатегариальное значение местоимения, морфологические признаки местоимений разных разрядов, определяют их синтаксическую роль
Распознают личные, возвратное, притяжательные, указательные, вопросительно-относительные, определительные, отрицательные, неопределенные местоимения; приводят соответствующие примеры
Употребляют местоимения для связи предложений и частей текста, используют местоимения в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами
Группируют глаголы по заданным морфологическим признакам
Распознают инфинитив и личные формы глагола, разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы, возвратные глаголы; приводят соответствующие примеры
Используют в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдают видо-временную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте
7
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах
9
Осваивают содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования
Опираются на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении
7 класс (136 часов)
-
№
Содержание
Характеристика основных видов учебной деятельности
1
Введение
1
Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка
2
Повторение изученного в 5-6 классах
9
Осваивают содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования
Используют орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем
3
Тексты и стили
3
Закрепляют знания и тесте и стилях, учатся строить текст публицистического стиля.
4
Морфология и орфография. Культура речи
119
Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки причастия, определяют его синтаксическую функцию
Распознают грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия; действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; приводят соответствующие примеры
Правильно употребляют причастия с определяемыми словами
Соблюдают видо-временную соотнесенность причастий с формой глагола-сказуемого
Правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте
Наблюдают за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их
Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки деепричастия, определяют его синтаксическую функцию
Наблюдают за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их
Наблюдают за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их
Наблюдают за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их
Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки наречия, определяют его синтаксическую функцию
Распознают наречия разных разрядов; приводят соответствующие примеры
Правильно образовывают и употребляют в речи наречия сравнительной степени
Различают слова категории состояния и наречия
Различают предлог, союз, частицу
Производят морфологический анализ предлога
Распознают предлоги разных разрядов, отличают производные предлоги от слов самостоятельных (знаменательных) частей речи
Наблюдают за употреблением предлогов с одним или несколькими падежами
Правильно употребляют предлоги с нужным падежом, существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки и др.
Производят морфологический анализ союза
Распознают союзы разных разрядов по значению и по строению
Употребляют в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями
Распознают частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению
Правильно употребляют частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков
Распознают междометия разных семантических разрядов
4
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах
11
Наблюдают за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их
Расширяют свой лексикон
Осознают (понимают) роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободных словосочетаний и фразеологизмов и др.Соблюдают основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи
8 класс (102 часа)
-
№
Содержание
Характеристика основных видов учебной деятельности
1
Введение
1
Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка
2
Повторение изученного в 5-7 классах
4
Осваивают содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования
Используют орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем
3
Синтаксис и пунктуация
87
Распознают (выделяют) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слово в словосочетании;
Определяют виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; виды подчинительной связи в словосочетании; нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания
Анализируют и характеризуют словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи
Анализируют и характеризуют синтаксическую структуру простых двусоставных предложений
Разграничивают и сопоставляют предложения распространенные и нераспространенные, полные и неполные
Опознают односоставные предложения; определяют их виды и морфологические способы выражения главного члена
Моделируют односоставные предложения разных типов, синонимичные односоставные и двусоставные предложения, синонимичные односоставные предложения; используют их в речевой практике
Наблюдают за особенностями употребления односоставных предложений в текстах разных стилей и жанров, художественной литературе, пословицах, поговорках
Разграничивают сложные предложения и предложения осложненной структуры
Наблюдают за особенностями употребления однородных членов предложения в текстах разных стилей и жанров, употреблением однородных членов в стилистических целях в художественных текстах
Моделируют и используют в речи предложения с вводными конструкциями, синонимичными вводными словами в соответствии с коммуникативной задачей высказывания
4
Повторение изученного в 8 классе
10 часов
Оценивают правильность речи и в случае необходимости корректируют речевые высказывания
Опираются на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении
9 класс (68 часов)
№
Содержание
Характеристика основных видов учебной деятельности
1
Введение Повторение пройденного в 5-8 классах
9
Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка Используют орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем
Опираются на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении
Соблюдают основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи
2
Синтаксис сложного предложения
3
Опознают и правильно интонируют сложные предложения с разными смысловыми отношениями между
их частями
Разграничивают и сопоставляют разные виды сложных предложений (бессоюзные, сложносочиненные, сложноподчиненные), определяют (находят) средства синтаксической связи между частями сложного предложения
Группируют сложные предложения по заданным признакам
3
Сложносочиненное предложение
5
Понимают смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, определяют средства их выражения, составляют схемы сложносочиненных предложений
Моделируют сложносочиненные предложения по заданным схемам, заменяют сложносочиненные предложения синонимическими сложноподчиненными и употребляют их в речи
Анализируют а характеризуют синтаксическую структуру сложносочиненных предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненных предложений
Оценивают правильность построения сожносочиненных предложений, исправляют нарушения синтаксических норм построения сложносочиненных предложений
Наблюдают за особенностями использования сложносочиненных предложений в текстах разных стилей и жанров, художественном тексте
4
Сложноподчиненное предложение
16
Определяют (находят) главную и придаточную части сложноподчиненного предложения
Понимают смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения, определяют средства их выражения
Составляют схемы сложноподчиненных предложений с одной или несколькими придаточными частями
Распознают и разграничивают виды сложноподчиненных предложений с придаточной частью частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки, следствия, цели)
Моделируют по заданным схемам и употребляют в речи сложноподчиненные предложения разных видов, используют синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений
Анализируют а характеризуют синтаксическую структуру сложноподчиненных предложений с одной и несколькими придаточными частями, смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения
Оценивают правильность построения сложноподчиненных предложений разных видов, исправляют нарушения построения сложноподчиненных предложений
Наблюдают за особенностями использования сложноподчиненных предложений в текстах разных стилей и жанров
5
Бессоюзное предложение
8
Моделируют и употребляют в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми отношениями между частями, синтаксические синонимы сложных бессоюзных предложений
6
Сложное предложение с разными видами связи
6
Анализируют и характеризуют синтаксическую структуру сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи, смысловые отношения между частями сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию,культуре речи
7
Имеют элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования современного русского языка; о развитии русистики
Различают функциональные разновидности современного русского языкаОбладают орфографической и пунктуационной зоркостью
Осваивоют содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования
Соблюдают основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи
Опираются на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении