Программа элективного курса по русскому языку Технология подготовки к ЕГЭ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса

«Задание повышенной сложности»

(Подготовка к ЕГЭ. Работа над сочинением - рассуждением)

Пояснительная записка

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стало обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением - рассуждением является элементом развивающего обучения, так как учит выражать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

«По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Мы можем определить степень интеллектуальности человека», - утверждал один из выдающихся ученых современности Д.С.Лихачев.

Часть С ЕГЭ по русскому языку как раз дает представление о том, как выпускники владеют монологической речью, анализируют текст, аргументируют свою точку зрения, а также показывает общий уровень развития ученика, его культуру.

Выпускники школ из года в год сдают ЕГЭ по русскому языку, и всякий раз сложность вызывают некоторые критерии (формулировка проблемы прочитанного текста; комментарий проблемы; аргументация собственного мнения по проблеме). А ведь все это показывает, насколько правильно ученик понял текст.

В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:

1) выявление, осмысление и интерпретация содержащейся в исходном тексте смысловой информации;

2) определение личностной позиции по поводу прочитанного и собственного отношения к содержанию исходного текста;

3) композиционно-речевое оформление сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями ЕГЭ.

Для решения первой задачи обучающимся необходимо уметь производить многоаспектный (комплексный) содержательно-языковой анализ исходного текста и его информационную переработку.

Для решения второй и третьей задач требуется знать систему работы по созданию сочинения-рассуждения, которая включает специальные этапы, направленные на подготовку отдельных содержательных разделов сочинения и их композиционное объединение.

Исходя из требований, цель данного курса: подготовка выпускника к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку.

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов сочинения - рассуждения);

  • самостоятельная работа;

  • работа в группах.

Содержание программы

Модуль 1. Теоретический аппарат курса.

-Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением».

-Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

-Сочинение- рассуждение как тип письменной работы.

-Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.

-Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений.

-Смысловые и грамматические связи предложений.

-Языковой анализ исходного текста.

-Финал сочинения - рассуждения.

-Основные литературоведческие термины.

-Стили речи и их особенности.

-Типы речи и их составляющие.

-Изобразительно-выразительные средства языка.

2 модуль Теоретико - практический. Работа с текстом.

-Виды информации в тексте.

-Формулировка основной проблемы исходного текста.

-Соотношение тематики и проблематики текста.

-Комментарий основной проблемы текста.

-Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.

- Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции.

- Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.

-Логические приёмы мышления.

-Типы аргументации в изложении собственной позиции.

-Заключительная часть сочинения.

Модуль 3. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.

-Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.

-Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.

-Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.

-Экспертная оценка творческих работ.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

  • формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

  • определять позицию автора;

  • высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);

  • уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно, анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Формы итогового контроля по освоению элективного курса:

текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

промежуточный (проводится в форме написания творческих работ)

итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания.

Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения - 23.

Курс разработан для учащихся 11 класса и рассчитан на 34 часа в год.

Список рекомендуемой литературы

Литература для учителя:

1.ЕГЭ 2013. Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций/Г.Т. Егораева. - 6-е изд.,перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2013.

2.Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие / Г.Т.Егораева. - М.: Издательсиво «Экзамен», 2006.

3.Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2013: учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина. - Ростов н /Д: Легион,2013.

Литература для учащихся:

1.Учебник «Русский язык»: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений» Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. _ М.: Просвещение, 2011.

2.Учебник «Русский язык. 10-11 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений филол. Профиля» Бабайцева В.В. - М.: Дрофа, 2010.

3. «Русский язык: учебник - практикум для старших классов» Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. - М.: Вербум - М, 2011.

4.Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2004.

5.Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006.

6.ЕГЭ 2013. Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций/Г.Т. Егораева. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2013.

7.ЕГЭ 2013. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С)/ Г.Т. Егораева. - М.: Издательство «Экзамен», 2013.

8.Единый государственный экзамен по русскому языку. Лингвистический и методический комментарий и образцы выполнения заданий: метод. разраб. для выпускников школ и абитуриентов / сост. проф. Л.А. Шестак. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009.

9.Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! - М.: Эксмо, 2010

10.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. - М.: Интеллект-Центр, 2009.

Дополнительная литература

1.Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002

2.Как написать сочинение? Справочник школьника. - М.:Слово, 1997

3.Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.

4.Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977

5.Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. - М.: Просвещение, 1987

6.Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991




© 2010-2022