- Преподавателю
- Русский язык и литература
- КВН Знатоки русского языка
КВН Знатоки русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кенесбаева А.Р. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
КВН «Знатоки русского языка»
"Учите русский - годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда - в нём самом".
Сабир Абдулла
Цель проведения:
- проверить знания уч-ся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка;
- способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;
- создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Оборудование: бумага, карандаши, карточки с заданиями, грамоты для награждения.
ХОД ИГРЫ
Вступительное слово учителя:
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в рамках проведения недели русского языка мы с вами собрались на «Клубе веселых и находчивых». Этот час мы проведем с вами в форме турнира между командами учащихся 8-9-ых классов.
1 ведущий - Представляем наши команды. (представление команд)
2 ведущий - Суперобъективное жюри будет следить за ходом нашего турнира. (представление жюри: Завуч по воспитательной работе- Оспанова Шолпан Жадигеровна, Кошанова Айтолкын Мухаметжановна - завуч по учебно-воспитательной части, психолог школы- Солтанова Бибигуль Болатовна)
Музыкальная пауза ученица 5 «А» класса Мереке Шугыла танец
1Аким ведущий - Наш турнир будет состоять из девяти туров. За каждый правильный ответ вы будете получать 5 баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Айдана, а как ты думаешь, кто победит в сегодняшней игре?
2 Айдана ведущий - Я думаю, победит сильнейший. Итак, начинаем.
Первый тур «Представление» (название, девиз, эмблемы)
1 Аким ведущий Второй тур «Разминка».
Команды по очереди отвечают на 5 вопросов.
1 команда:
В каком слове сорок а? (сорока)
Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)
Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2)
Айдана- 2 команда.
Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)
В каком глаголе нет слышится сто раз? (стонет)
Сколько слогов в слове да? (1)
Эта часть речи обозначает признак предмета. (Прилагательное)
Название этого месяца рифмуется со словом «капель».(Апрель)
Аким Третий тур «Фразеологический»
Задание: Кто быстрее сопоставит фразеологизм с его лексическим значением.
(Задание команды получают на разрезанных карточках, соединяют пары на время 1 минута)
чуть свет - рано на ночь глядя - поздно
жить душа в душу - дружно как кошка с собакой - врозь
куры не клюют - много кот наплакал - мало
у чёрта на куличках - далеко в двух шагах - близко
спустя рукава - плохо хоть глаза выколи - темно
бежать сломя голову - быстро ползти черепашьим шагом - медленно
сидеть сложа руки - бездельничать во всё горло - громко
хоть отбавляй - много задирать нос - зазнаваться
набрать в рот воды - молчать как снег на голову - неожиданно
возносить до небес - хвалить водить вокруг пальца - обманывать
водить за нос - обманывать яблоку негде упасть - тесно
Айдана Четвёртый тур «Орфоэпический»
Игра «Ударение - волшебное превращение». Нередко одно слово может иметь два значения, если изменить ударение.
Ударный слог, ударный слог -
Он назван так недаром!
Эй, невидимка - молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит
Следи за поведеньем молотка
Держи его в руках озорника.
Командам предлагаем правильно расставить ударение в предложениях.
-
Семена гвоздики похожи на гвоздики.
Купи соли и соли капусту.
На дороге вижу сорок резво скачущих сорок.
-
Солнце село за село.
Замок был закрыт на замок.
Огородное пугало всех пугало.
Аким - А пока команды работают, мы предлагаем послушать песню в исполнении Эртаргын Адилера и -----------------------------------------------
Айдана - Пятый тур «Словообразовательный»
От данных прилагательных надо образовать существительные:
Глупый -… (глупец)
Хвастливый - …(хвастун)
Сильный - …(силач)
Ленивый - …(лентяй)
Смелый - …(смельчак)
Старый - …(старик)
Болтливый - …(болтун)
Крепкий - …(крепыш)
Храбрый - …(храбрец)
Шаловливый - … (шалун)
Богатый - …(богач)
Мудрый - …(мудрец)
Крикливый - …(крикун)
Маленький - …(малыш)
Добрый - …(добряк)
Грубый - …(грубиян)
Пока команды справляются с заданием для зрителей викторина:
Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
[ж] звонкий или глухой? (звонкий)
В начале слова буква ё обозначает? (два звука)
Гласных букв 10, а гласных звуков (6)
Назовите первую букву алфавита (а)
Чем кончается день и ночь? (ь)
Принятый порядок расположения букв называется (Алфавит)
Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3- ч,щ,й)
Знак для обозначения звуков на письме. (Буква)
Сколько пар по звонкости - глухости в русском языке? (6)
Шестой тур «Морфология»
Задание: команды получают карточки, где вертикально записаны слова. К каждой букве этого слова нужно подобрать
другие слова, относящиеся к разным частям речи, не повторяясь.
С - числительное Н - наречие
Т - местоимение Е - прилагательное
Р - глагол Д - числительное
А - прилагательное Е - существительное
Н - наречие Л - глагол
А - существительное Я - местоимение
Слово жюри.
Седьмой тур «Загадочный»
Задание: отгадать загадки.
1. Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное р содержит он,
А называется… (перрон)
2. Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два к.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называется….(хоккей).
3. На большие расстояния
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце два с
Называется …(экспресс).
4. Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовет меня…(прохлада).
5. Я от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня,
Но бывает смысл иной:
Весь огромный шар земной. (свет)
6. Я - все то, что есть на свете,
Все народы на планете,
Мой омоним - враг войны,
Друг труда и тишины. (мир)
Слово жюри
Восьмой тур «Скороговорочный».
Задание: каждая команда хором произносит скороговорку.
1 команда:
Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель.
И матросы две недели
карамель на мели ели.
2 КОМАНДА:
Знают Рома и Егор
Не съедобен мухомор.
Не смотря на красоту
Не годится он в еде.
3 КОМАНДА:
В сале у кота усы
Кот наелся колбасы.
Сидит на стуле сытый кот
И серой лапкой ротик трёт.
Девятый тур «Конкурс капитанов»
.
Слово жюри, итоговый счет, объявление победителя, вручение медали.
Итог.
Выучи русский язык.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,- Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познание кручи-
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый рудник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Учитель: Труханова Е.В.
КВН «Весёлая грамматика»
Цель проведения:
- проверка знаний учащихся по фонетике и лексике, синтаксису;
- формирование языковой компетенции учащихся;
- развитие логического мышления и интеллектуального уровня;
- воспитание любви к русскому языку.
Оборудование: бумага, карандаши, карточки с заданиями, грамоты для награждения.
Высказывания о русском языке
Пословицы
Предварительная подготовка:
формирование состава команд;
выбор названия, подготовка приветствия;
подбор занимательного материала для КВНа.
Ход мероприятия.
Вступительное слово ведущего.
Аким - Дорогие друзья! От всей души приветствуем всех Вас, пытливых, находчивых, знающих, остроумных, желающих проникнуть в необычайно интересные, близкие и далёкие уголки «Страны русского языка».
Айдана -Сегодня в нашей «Стране» встречаются две сборные команды: команда. Встречаем их. « ---------------------------» (девиз - Кто живёт без улыбки, совершает ошибку!) и команда « --------------------» (девиз - «Ну, погоди!» всегда впереди)
Представление команд.
-
Мы весёлые ребята,
С нами некогда скучать.
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть!
2) И соревнуясь вместе с вами
Мы все останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней!
Слово болельщикам.
За команды мы болеем
И друзьям помочь сумеем,
Пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только ваши знания!
Аким- А теперь представим наше жюри, так как КВН у нас необычный, посвящённый русскому языку, то и жюри у нас будет представлять своеобразную охрану русского языка. Кошанова Айтолкын Мухаметжановна - завуч по учебно-воспитательной части, Завуч по воспитательной работе- Оспанова Шолпан Жадигеровна, психолог школы- Солтанова Бибигуль Болатовна)…
Музыкальная пауза ученица 5 «А» класса Мереке Шугыла
Айдана- Итак, мы начинаем КВН.
1Аким ведущий - Наш турнир будет состоять из конкурсов. За каждый правильный ответ вы будете получать 5 баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Айдана, а как ты думаешь, кто победит в сегодняшней игре?
2 Айдана ведущий - Я думаю, победит сильнейший. Итак, начинаем.
Первый конкурс «Представление» (название, девиз, эмблемы)
1 Аким ведущий Второй конкурс «Разминка».
Команды по очереди отвечают на 5 вопросов.
1 команда:
В каком слове сорок а? (сорока)
Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)
Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2)
Айдана- 2 команда.
Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)
В каком глаголе нет слышится сто раз? (стонет)
Сколько слогов в слове да? (1)
Эта часть речи обозначает признак предмета. (Прилагательное)
Название этого месяца рифмуется со словом «капель».(Апрель)
Аким Третий тур «Фразеологический»
Задание: Кто быстрее сопоставит фразеологизм с его лексическим значением.
(Задание команды получают на разрезанных карточках, соединяют пары на время 3 минуты)
чуть свет - рано на ночь глядя - поздно
жить душа в душу - дружно как кошка с собакой - врозь
куры не клюют - много кот наплакал - мало
у чёрта на куличках - далеко в двух шагах - близко
спустя рукава - плохо хоть глаза выколи - темно
бежать сломя голову - быстро ползти черепашьим шагом - медленно
сидеть сложа руки - бездельничать во всё горло - громко
хоть отбавляй - много задирать нос - зазнаваться
набрать в рот воды - молчать как снег на голову - неожиданно
возносить до небес - хвалить водить вокруг пальца - обманывать
водить за нос - обманывать яблоку негде упасть - тесно
Айдана Четвёртый тур «Орфоэпический»
Игра «Ударение - волшебное превращение». Нередко одно слово может иметь два значения, если изменить ударение.
Ударный слог, ударный слог -
Он назван так недаром!
Эй, невидимка - молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит
Следи за поведеньем молотка
Держи его в руках озорника.
Командам предлагаем правильно расставить ударение в предложениях.
-
Семена гвоздики похожи на гвоздики.
Купи соли и соли капусту.
На дороге вижу сорок резво скачущих сорок.
-
Солнце село за село.
Замок был закрыт на замок.
Огородное пугало всех пугало.
Аким - А пока команды работают, мы предлагаем послушать песню в исполнении Эртаргын Адилера и -----------------------------------------------
Айдана - Пятый конкурс «Словообразовательный»
От данных прилагательных надо образовать существительные:
Глупый -… (глупец)
Хвастливый - …(хвастун)
Сильный - …(силач)
Ленивый - …(лентяй)
Смелый - …(смельчак)
Старый - …(старик)
Болтливый - …(болтун)
Крепкий - …(крепыш)
Храбрый - …(храбрец)
Шаловливый - … (шалун)
Богатый - …(богач)
Мудрый - …(мудрец)
Крикливый - …(крикун)
Маленький - …(малыш)
Добрый - …(добряк)
Грубый - …(грубиян)
Пока команды справляются с заданием для зрителей викторина:
Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
[ж] звонкий или глухой? (звонкий)
В начале слова буква ё обозначает? (два звука)
Гласных букв 10, а гласных звуков (6)
Назовите первую букву алфавита (а)
Чем кончается день и ночь? (ь)
Принятый порядок расположения букв называется (Алфавит)
Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3- ч,щ,й)
Знак для обозначения звуков на письме. (Буква)
Сколько пар по звонкости - глухости в русском языке? (6)
Аким - А сейчас встретятся капитаны команд. Это будет битва на грамотность капитанов
5) «Конкурс капитанов».
(раскрыть скобки в предложениях)
- (По)шел (по)саду.
- Язык (до)Киева (до)ведет.
- Хорошее слово (до)сердца (до)йдет.
- (С)горы (с)бежал поток проворный.
Определить части речи:
- Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
- Снежное покрывало, покрывало все поле.
- Ведро дало течь, и вода стала течь.
Задание для болельщиков.
К данным словам подобрать синонимы, содержащие удвоенную согласную в корне.
Больничный лист (бюллетень).
Асфальтированная дорога (шоссе).
Скорый поезд (экспресс).
Обучение животных (дрессировка).
Айдана- Аким, а ты любишь театр?
Аким- Я не только люблю смотреть, но и участвовать в инсценировках
Айдана- Давай посмотрим как подготовились сегодня наши команды к конкурсу «Вся жизнь театр»
6) Конкурс домашнее задание «Вся жизнь театр»
Инсценировка сценок из школьной жизни.
Аким - Я помню чудное мгновенье передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, как гений чистой красоты…
Айдана- Аким, какие замечательные строчки. Ты сам это придумал?
Аким- Нет, что ты. Это строчки из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина. А вот нашим командам предстоит сочинить самим четверостишия по данным на листочке словам и записать его.
7)Конкурс сочини четверостишие
(капитаны каждой команды читают сочиненное четверостишие и передают его жюри).
Слова рифмы.
- не спешу - пишу, в тетрадь - пять.
- щенка - пока, помогите найдите.
Айдана- Итак, игра закончена. Пришло время подводить итоги.
Уважаемое жюри подсчитывает результаты, а мы послушаем музыкальный номер приготовленный ученицей 4 «Б» класса Егиной Ангелиной
Слово предоставляется жюри для оглашения результатов.
Слова ведущего:
Аким - "Учите русский - годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда - в нём самом".
Айдана- -----До новых встреч, друзья! А наш вечер продолжится зажигательными танцами.