Роль таксономии Блума в развитии функциональной грамотности учащихся

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль таксономии Блума в развитии функциональной грамотности учащихся

В современном образовательном процессе всё большую актуальность приобретают вопросы воспитания мотивированной, инициативной личности обучающегося, ориентированного на успех и карьеру, на построение и реализацию продуктивных сценариев своего жизненного и профессионального пути. В связи с этим, требования к современному учебному процессу существенно превосходят задачи простой передачи знаний от учителя учащимся. В условиях сегодняшнего информационного века учителю необходимо перестроиться с более привычной для него парадигмы передачи готовых знаний на обучение школьников методам самостоятельной их добычи, способам получения, осмысления и применения новой информации, необходимой им для их дальнейшего саморазвития. Как результат осмысления поставленных перед педагогами задач возрос их интерес к проблеме формирования и развития функциональной грамотности учащихся.

Современный период развития Казахстана четко обозначил новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. В Послании Президента РК народу Казахстана указывается, что развивающемуся казахстанскому обществу нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Функциональная грамотность становится фактором, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить стандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Функциональная грамотность - это индикатор общественного благополучия. Высокий уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества; низкий - является предостережением возможного социального кризиса.

В течение многих лет специалисты в области образования стремились разработать наглядную и доступную теорию, которая помогла бы педагогам в эффективном и систематическом развитии навыков мышления у своих учащихся. Одной из самых известных моделей, описывающих процесс становления мышления, является Таксономия Бенджамина Блума, представляющая шесть уровней мышления, структурированных от самого базового до самого продвинутого.

ТАКСОНОМИЯ (от греч. taxis - расположение, строй, порядок и nomos - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение (Российский энциклопедический словарь. Орфографический словарь русского языка).

В классификации Б. Блума выделены три области учебной деятельности:

  • когнитивная: умственные навыки;

  • аффективная: область чувств и эмоций;

  • психомоторика: физические умения и навыки.

Когнитивная область включает в себя мыслительные умения разных уровней сложности: от самого простого (уровень Знание) к самому сложному (уровень Оценка).




Роль таксономии Блума в развитии функциональной грамотности учащихся

Большинство мыслительных процессов, характерных для учебной деятельности в школе, соответствуют уровням Знания или Понимания, которые являются наиболее распространенными из мыслительных умений. Они служат базой или фундаментом, на котором строятся все мыслительные умения более высокого порядка. С каждым последующим уровнем мыслительные умения становятся более сложными и используются реже.

Для формирования навыков мышления высокого уровня необходимо и обязательно задействовать именно мыслительные умения высокого порядка, а именно: уровни Анализ, Синтез, Оценка.

Вопрос, стоящий перед педагогами - каким образом возможна реализация теории Б.Блума в практике преподавания отдельных дисциплин? Как, например, применить эти идеи в процессе преподавания русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе?

На первом, самом низком уровне, уровне знаний, деятельность ученика сводится лишь к запоминанию и припоминанию информации. Ключевые слова в заданиях такого уровня сводятся к следующим: определять, описывать, называть, маркировать, узнавать, воспроизводить, следовать.

Второй уровень, уровень понимания, заключается в умении понимать значение, перефразировать главную мысль. Ключевые слова в заданиях этого уровня: обобщать, преобразовывать, защищать, перефразировать, интерпретировать, давать примеры.

Третий уровень, применение полученных знаний, требует от ученика умений использовать информацию или концепцию в новой ситуации. Ключевые слова в заданиях этого уровня: выстраивать, воссоздавать, конструировать, моделировать, предсказывать.

Уровень анализа информации формирует навыки мышления высокого уровня при помощи следующих заданий: сравнить, противопоставить, разбить, выделить, отобрать, разграничить, разбить информацию на части.

Уровень синтеза, наоборот, направлен на формирование навыков обобщения, соединения идей для создания чего-то нового, группировать, обобщать, реконструировать.

Уровень оценки полученных знаний призван формировать навыки мышления, которые помогают ученику делать суждения относительно ценности полученной информации. Задания для формирования этого уровня мышления содержат слова: оценивать, критиковать, судить, оправдывать, оспаривать, поддерживать.

Таксономии играют большую роль в теории обучения. Они важны, потому что позволяют:

  • правильно ставить цели в обучении;

  • правильно формулировать проблемы и составлять задания для учащихся;

  • подбирать оценочные инструменты, адекватные поставленным целям;

  • правильно проводить рефлексию по результатам обучения, т.е. устанавливать, какие трудности испытали обучающиеся при изучении того или иного материала.

Чтобы обеспечить формирование навыков мышления высокого уровня на уроках русского языка и литературы, учителю следует придерживаться практических рекомендаций:

  • обеспечить понимание того, какие мыслительные умения ученику необходимы;

  • научить ученика ставить вопросы;

  • научить выявлять причины явлений;

  • научить искусству аргументации, научить оценивать результаты своей деятельности.

Хочется привести примеры заданий, составленных по уровням таксономии Блума, по произведению С. Муратбекова «Запах полыни».


Разноуровневые задания на основе таксономии Блума в процессе изучения повести С. Муратбекова "Запах полыни".

Уровень1: "Знание"

1. Назовите автора повести "Запах полыни".

2. Расскажите, в какое время происходят события в данной повести?

3. Назовите главного героя повести "Запах полыни".

4. Расскажите, как Аян очутился в ауле?

Уровень 2: "Понимание"

1. Какое влияние оказывают сказки Аяна на ребят?

2. Изложите тему и идею повести.

3.Чем отличается Аян от деревенских мальчишек?

4. Назовите последовательность всех событий в повести.

Уровень 3: "Применение"

1. Что позволяет Аяну быть сильным?

2. Каковы были тяготы войны?

3. Что бы вы чувствовали на месте Аяна?

4. Сочините сказку о своих одноклассниках. Какое бы место вы заняли в этой сказке?

Уровень 4: "Анализ"

1. Какие взаимоотношения были у Аяна с другими мальчишками?

2. Были ли у Аяна друзья?

3. Почему Аян стал рассказывать сказки?

4. Разделите текст на смысловые части и озаглавьте каждую из них.

Уровень 5: "Синтез"

1. Почему повесть называется "Запах полыни"?

2. Предложите свой вариант концовки повести.

3. Представьте, что отец Аяна вернется с войны. Как изменится жизнь мальчика?

4. Как вы представляете встречу Аяна и рассказчика?

Уровень 6: "Оценка"

1. Предложите обложку к данной книге.

2. Оправдываете ли вы автора за незаконченность произведения?

3. Составьте аннотацию к произведению.

4. Создайте рекламу для этой повести.

5. Напишите киносценарий по этой повести.

Возникшая острая необходимость не просто обучать учеников, но и развивать их мышление, творческий потенциал, генерирование идей и построение логических связей требует от преподавателя современного взгляда на свои уроки, требует более тщательной и продуманной подготовки на несколько уроков вперёд. Таксономия Бенджамина Блума направлена на практическую помощь современному педагогу, который осознаёт важность мышления высокого уровня в современном образовании.


















Список литературы

1. Буланова-Топоркова, М.В., Духавнева,А.В., Кукушкин,В.С., Сучков,Г.В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей.- М..,2004.

2. Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб., 2003.

3. Педагогический словарь, с.145.

4.Финкельштейн, Э.Б .Теоретические основы активных методов обучения. - М.,2002.

4. Дайана Халпер, Психология критического мышления.

5. fp.education.tas.gov.au

6. uwsp.edu

7. nestafuturelab.org

8. nwlink.com









© 2010-2022