Урок по произведению А. Куприна Олеся с использованием приёмов технологии критического мышления

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Перечитаем повесть Куприна «Олеся»

Чтение как пища: польза от него заключается не в объеме съеденного, а в количестве переваренного.

Х.-Л. Бальмес

Цели урока: анализ повести, приобщение к чтению

Образовательные: развиваем навыки анализа текста

Развивающие: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.

Воспитательные: способствовать ориентации в мире знаний о нравственности, осмыслению места человека в системе моральных ценностей

Вид урока: урок решения «ключевых» задач.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Применяемые на уроке технологии:

технология критического мышления, парная форма работы.

Приемы: прогнозирование; словарная работа; беседа;сравнительно-сопоставительный анализ, синквейн

Оборудование к уроку: проектор, экран, мультимедийная презентация.

Предварительное домашнее задание:

прочитать повесть Куприна «Олеся», выделяя ключевые слова, сквозные образы.

Время занятия: 40 минут

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Мотивация в том, чтобы ученик заинтересовался прочтением повести, поставил перед собой цели

Учитель Я долго думала над вопросом, как назвать наш урок, какую тему предложить для анализа повести «Олеся» и остановилась на такой «Перечитаем повесть Куприна «Олеся».

Учитель Какое название уроку дали бы вы?

Ученики отвечают на вопрос

Учитель Какие темы можно обсудить после прочтения?

Ученики отвечают на вопрос

Учитель Какие проблемы возникли у вас при чтении?

Ученики отвечают на вопрос

Учитель Какие проблемы рассматривает Куприн в повести?

Ученики отвечают на вопрос

Учитель В формулировке «Перечитаем повесть Куприна «Олеся».

я выделила ключевое слово «перечитаем», взяв эпиграф «Чтение как пища: польза от него заключается не в объеме съеденного, а в количестве переваренного».

Учитель Вопрос: Что переварено вами после прочтения повести «Олеся»?

Ученики отвечают на вопрос

Учитель Я думаю, что пришло время ответить на вопрос «Что я знаю о повести Куприна «Олеся»?

Задание:Заполните графическую таблицу

З Х У

Ученики. Ученики рассказывают о своей работе.

Учитель Продолжим эту работу с помощью приема, который называется кластер, оставим заполненный кластер для того, чтобы сравнить в конце урока, пополнились ли ваши знания о повести.

Заполняем на доске кластер

«ОЛЕСЯ»

Ученики. Ученики рассказывают о своей работе.

Учитель Я думаю, что знаний недостаточно, есть цель у каждого:узнать больше информации о повести

Работа у доски, заполняется кластер .

Учитель Вернемся к таблице ЗХУ, заполним графу

«А что вам хочется ещё узнать о повести?» работаем с таблицей ЗХУ

Ученики. Ученики рассказывают о своей работе.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

анализируются взаимоотношения героев, характеры, анализируются эпизоды, раздвигаются рамки знаний о произведении, ученик получает новую информацию

Учитель: Один знакомый на вопрос, почему он не читает на досуге книги, ответил так: «Зачем тратить время на литературу, в которую надо вникать, если хочется просто "отдохнуть мозгами". К сожалению, в современном обществе наблюдается такая тенденция. Исчезло желание учить душу. Люди читают все меньше и меньше, многие мотивируют это тем, что не видят смысла в том, чтобы тратить время на чтение книг.

- Вы согласны с этим утверждением?

Ученики. Нет.

Учитель.Вы прочитали повесть А.Куприна «Олеся».

Посоветуйте тем, кто не хочет читать, прочитать это произведение, так как оно…..

Работает прием «Корзина идей», в корзину набросайте аргументы, почему это произведение надо прочитать (работаем в парах) Что удивило?Что заставило задуматься? О чем напомнило?

Ученики.Ученики рассказывают о своей работе.

Учитель После таких ответов нельзя не прочитать повесть

Учитель Поговорим об авторе повести, его талантливом произведении

Уже в конце жизни Куприн признавался, что у него есть два любимых своих произведения: "Река жизни" и "Олеся". "В этих двух рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души".

Но современники неоднозначно отнеслись к повести. Так, А.П.Чехов видел в повести приемы "бульварного романа", из-за чего Куприн не включил повесть в сборник 1903 года. Горький же ценил "Олесю" за то, что она "проникнута настроением молодости". Впервые повесть была опубликована в осенних номерах газеты "Киевлянин" (1903). Другие издания отказывались публиковать ее либо из-за "бульварности", либо из-за большого объема.

История создания повести А.Куприна «Олеся»

В основу рассказа легла история, рассказанная Куприну юристом Тулубом о том, как жители одной губернии убили знахарку, обвинив ее в ниспослании града. 1897 год Куприн провел в Полесье Ровенского уезда, где служил управляющим имением. Наблюдения над своеобразным бытом местных крестьян, яркие впечатления от встречи с природой дали Куприну богатый материал для творчества. Здесь был задуман цикл «Полесских рассказов», в который впоследствии вошли рассказы «На глухарей», «Лесная глушь», «Серебряный волк» и одно из лучших произведений Куприна «Олеся».

Урок по произведению А.Куприна Олеся с использованием приёмов технологии критического мышления

Учитель.Куприна называли репортером жизни. У него, говоря сегодняшним языком, существовала писательская технология, в которой были прописаны 10 правил о том, как должны быть написаны произведения. Это правила о содержании произведения, о позиции художника, о художественной форме. Давайте попробуем себя в роли «репортера жизни», как называли Куприна в писательской среде, что вы поведаете о героях, деталях, этнографических моментах.

Ученики выступают в роли репортеров

Учитель. Я предлагаю прикоснуться к тексту повести и рассказать о том, такую работу провели вы с помощью приема «Инсерт».

Ученики.Ученики рассказывают о своей работе

Учитель Художественное произведение читателю может нравиться-не нравиться

Попробуйте ответить на вопрос «Нравится-не нравится», используя прием «Двойной дневник»

Что понравилось?

Почему?

Ученики.Ученики рассказывают о своей работе.

Учитель Работа в парах. Составьте Перепутанные логические цепочки», которые вам помогут определить, читал ли ваш сосед по парте повесть, знает ли он ее содержание.

Ученики.Ученики рассказывают о своей работе.

учитель Вопросы на знание текста

Ученики отвечают

  1. Что вы узнали об Олесе? В чем заключается главное ее очарование?

2. Докажите, что Олеся показана у Куприна не просто на фоне природы, а как часть природы?

3.Почему любовь Олеси и "паныча" закончилась разлукой? Как вы думаете, почему не сложилось счастье этих людей?

4.Кому вы симпатизируете больше - человеку цивилизации или людям природы? Докажите.

5.Чем закончилась повесть?

6. Какова основная мысль повести "Олеся"? Что хотел сказать автор? От чего хотел предостеречь?

7. Можно ли поведение Олеси и ее отношение к Ивану Тимофеевичу считать уроком нравственной красоты и благородства?

8. Какой художественный смысл имеет поэтическая деталь - оставленная в доме нитка красных бус?

9. Проследите, как живет в произведении мир природы и как соответствует его динамика различным моментам любви героев?

Ученик Просмотр презентации

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Закрепление полученной информации, сопоставление предыдущей с новой, интерпретация проделанной работы, закрепление сведений и знаний, необходимых для жизни

Учитель 1.Заполните таблицу ЗХУ до конца. С помощью таблицы ответьте на вопрос, достигнута ли цель , которую вы ставили перед собой?

Ученики.Ученики рассказывают о своей работе.

Учитель Возможна ли другая развязка взаимоотношений Олеси и Ивана Тимофеевича? С помощью приема «Предсказание» ответьте на вопрос

Ученики.Ученики рассказывают о своей работе.

Учитель В заключение урока я порошу вас дать творческую оценку теме урока с помощью синквейна. Звучит музыка в исполнении «Сябров»

Ученики.Ученики рассказывают о своей работе.

Учитель: По-настоящему обидно, что люди перестали любить, читать книги. Одно прикосновение к повести «Олеся» для меня - событие, и в то же время, своеобразный праздник души! По-настоящему верю, что в скором времени вернемся к статусу читающей нации!

Учитель Для проверки знаний я провожу тест

Ученики выполняют работу

Дома прочитать Гранатовый браслет, написать эссе, письмо по повести «Олеся»

ТЕСТ

А.Куприн «Олеся». Вариант 1

1. Как звали слугу рассказчика в повести «Олеся»?

а) Осип; б) Ярмола; в) Захар.

2. Как на самом деле звали Олесю?

а) Оксана; б) Алёна; в) Светлана.

3. О ком идёт речь: «худые щеки, втянутые внутрь, переходили внизу в острый, длинный, дряблый подбородок, почти соприкасавшийся с висящим вниз носом; провалившийся беззубый рот беспрестанно двигался, точно пережевывая что-то; выцветшие, когда-то голубые глаза, холодные, круглые, выпуклые, с очень короткими красными веками, глядели, точно глаза невиданной зловещей птицы»?

а) слуга рассказчика; б) Мануйлиха; в) урядник

4. Чей интерьер описан: «...господствовал тот печальный, грязный беспорядок, который всегда остается после поспешного выезда. Кучи сора и тряпок лежали на полу да в углу стоял деревянный остов кровати...»?

а) хата Олеси; б) изба рассказчика; в) дом слуги.

5. Что подарил рассказчик местному уряднику в награду за то, что тот оставит в покое Олесю и её бабушку?

а) лошадь; б) ружьё; в) кинжал.


А.Куприн «Олеся»Вариант 2

1. Как звали рассказчика в повести «Олеся»?

а) Иван Тимофеевич; б) Иван Петрович; в) Иван Иваныч.

2. Что оставила Олеся в память о себе?

а) бусы; б) письмо; в) крест.

3. О ком идёт речь: «...считается самым бедным и самым ленивым мужиком во всем Переброде; жалованье и свой крестьянский заработок он пропивает; таких плохих волов, как у него, нет нигде в окрестности»?

а) урядник; б) слуга рассказчика; в) помещик Абросимов.

4. Чей интерьер описан: «Большую часть избы занимала огромная облупившаяся печка. Образов в переднем углу не было. По стенам, вместо обычных охотников с зелеными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому не ведомых генералов, висели пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков и кухонная посуда. Ни совы, ни черного кота я не заметил, но зато с печки два рябых солидных скворца глядели на меня с удивленным и недоверчивым видом»?

а) хата Олеси; б) изба рассказчика; в) дом слуги.

5. Что хотели сделать с Олесей женщины?

а) вымазать дёгтем; б) забросать камнями; в) сдать уряднику.

Ключи к тесту на знание повести А.И. Куприна «Олеся»

Вариант 1

1-б

2-б

3-б

4-а

5-б

Ключи к тесту на знание повести А.И. Куприна «Олеся»

Вариант 2

1-а

2- а

3-б

4-а

5-а

© 2010-2022