Использование опорных схем на уроках русского языка в 5 - 9 классах вспомогательной школы

        Учитель, ведущий уроки русского языка во вспомогательной школе, сталкивается с большими трудностями. Грамматические правила, являясь обобщением достаточно высокого уровня, мало доступны учащимся. С огромным трудом запоминается сложная терминология (названия частей речи, термины: подлежащее, сказуемое, главные, второстепенные, однородные члены предложения). Выученное правило плохо применяется на практике, зачастую просто не соотносится с тем, что ученик пишет. Повторение сопряжено с больш...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование опорных схем на уроках русского языка в 5 - 9 классах вспомогательной школы.


Полноценная речь ребёнка - это также средство повышения уровня коммуникабельности, способ достижения наилучшей социальной адаптации. Основная нагрузка в формировании речи учеников классов VIII вида приходится на уроки русского языка.

Учитель, ведущий уроки русского языка во вспомогательной школе, сталкивается с большими трудностями. Грамматические правила, являясь обобщениями достаточно высокого уровня, мало доступны учащимся. С огромным трудом запоминается сложная терминология (названия частей речи, термины: подлежащее, сказуемое, главные, второстепенные, однородные члены предложения). Выученное правило плохо применяется на практике, зачастую просто не соотносится с тем, что ученик пишет. Повторение сопряжено с большими трудностями, так как пройденное быстро забывается.

Опорные схемы значительно облегчают работу ученикам. Пользуясь ими, ученики извлекают нужную информацию при ответах на вопросы учителя и в практической работе. Кроме того, обращаясь к схеме, внимательно разглядывая её, ученики имеют возможность вспомнить материал, достаточно большой по объёму. Такие опоры особенно важны в VIII-IX классах, когда уровень осознания грамматического материала и применения его на практике более высокий, чем в предыдущих классах. В конечном счёте, в большой мере благодаря схемам, формируется навык беглого действия.

В V классе вместе с учениками составляется схема, в которой сконцентрированы основные сведения о предложении. Здесь учащиеся находят всё, что они выучили о типах предложений по интонации, и всё, что они знают о членах предложения. Схему впоследствии можно дополнить сведениями об однородных членах предложения и о знаках препинания перед союзами и, а, но.

Очень трудны для понимания и усвоения такие темы, как «Три склонения существительных», «Правописание безударных окончаний существительных трёх склонений» (дифференциация безударных окончаний -и и -е). Процесс анализа окончаний существительных труден и многоступенчат, названия падежей и соответствующие им вопросы усваиваются плохо и быстро забываются. Правда в учебнике есть правило, которое гласит, что безударные окончания пишутся так же, как и ударные, однако детям, по нашим наблюдениям, трудно им руководствоваться. Мы предлагаем школьникам в практической работе пользоваться схемой, по которой они быстро определяют склонение и окончание существительных. Главная задача состоит в том, чтобы выработать у учеников навык своевременной остановки: надо подумать, прежде чем написать в конце слова или -и. Если ученик сумел вовремя остановиться, он сумеет и воспользоваться схемой. В существительном II склонения на конце может быть только -е, если слово III cклонения - только -и. Более сложный случай - I склонение, где может быть и -е, и -и. Если слово отвечает на вопрос родительного падежа, надо писать -и, в остальных случаях -е. Объяснение правописания окончания (указывается склонение, а в I склонении - вопрос) пишется сверху, над словом, а само окончание выделяется цветом. Позднее объяснение делается уже не письменно, а устно, напряжение спадает, трудности преодолеваются, учащиеся более успешно справляются с этой работой.

Имея перед глазами схему, школьники научаются последовательно излагать сведения, имеющиеся у них по данной теме, причём они могут тренироваться в таком рассказе и дома.

Таким образом, идёт развитие диалогической и монологической речи детей, корригируется интонационная её сторона, закрепляются полученные знания.


© 2010-2022