- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок Обобщение по теме Односоставные предложения 8 класс
Урок Обобщение по теме Односоставные предложения 8 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Садыкова Н.Ф. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок по русскому языку в 8 классе .
Раздел русский язык.
Садыкова Наталья Федоровна - учитель второй категории
КГУ «Маяковская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района» Костанайская область Казахстан.
Тема Обобщающий урок русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения».
Тип урока: урок -обобщения.
Методы: частично - поисковый, репродуктивный.
Ход урока.
Цели урока:
а) образовательная: обобщить знания по теме «Односоставные предложения, формировать умение различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, научить пользоваться односоставными предложениями в тексте;
б) развивающая: развивать навыки построения рассуждения на лингвистическую тему, совершенствовать умение выполнять тестовую работу;
в) воспитательная: воспитывать любовь учащихся к художественной литературе.
1.Оргмомент. 1 мин
Здравствуйте, ребята! Садитесь! На улице зима, а у нас тепло. Тепло от того, что мы с вами улыбнулись друг другу и поприветствовали наших гостей !
Посмотрите на доску. На ней написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем.
«Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться»
Обратите внимание на экран. О чем мы сегодня будем говорить?
(На экране начало определения предложения.. учащимся предлагается закончить его)
- это синтаксическая единица, характеризуется смысловой законченностью……
Ответ учащихся -о предложении. 2 мин
2 . игра «Оратор» вместе - за одну минуту убедите меня и наших гостей, для чего нам нужно изучать предложения. - подготовка 1 минута, результаты 1 минута - 2 минуты
3 учитель- для успешной работы на уроке я предлагаю сейчас вам собрать рассыпавшийся кластер «Односоставные предложения» (работа в паре ) собрать и рассказать 7 мин
Определенно - личное
мн.ч. пр. вр.
или условн. накл.
ОНИ
мн.ч. пр. вр.
или условн. накл.
3-е л. мн.ч.
наст. или будущ. вр
Безличный глагол, безличная форма личного глагола, возвратный глагол, инфинитив, глагол - связка - нет,
Безличное
Слова на - о, безличный глагол + инфинитив, безличный глагол - связка + именная часть
ОНИ и
ЛЮБЫЕ
ДРУГИЕ
ТЫ и
ЛЮБОЙ
ДРУГОЙ
Обобщенно - личное
3-е л. мн.ч.
наст. или будущ. вр.
2-е л. ед.ч.
изъяв. или пов. накл.
1 или 2 лицо ед. ч . Или мн.ч. Повелительная форма
Я
ТЫ
ВЫ МЫ
МЫ
Назывное
Определенно - личное
+ вот вон
Утверждение предметов, явлений
4. Орфоэпическая разминка проставить ударение в словах.
агрономия
исчерпать
каталог
кладовая
кухонный
мельком
новорождённый
проверка
агрономИя, исчЕрпать, каталОг, кладовАя, кУхонный, мЕльком , новорождЁнный
5 мин
5. актуализация темы - давайте обратимся к экрану.
Мороз и солнце! День чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный, ─
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!
Каким настроением проникнуто стихотворение? (чувством радости, счастья; автор прямо утверждает: «День чудесный!») Определите тему данного текста. (описание утра, зимней природы) Назовите ключевые слова, которые раскрывают тему текста. (мороз, солнце, день, чудесный, нега и др.)
- Какми предложениями являются ключевые слова? (односоставными - назывными )
- Словарная работа. -Ребята, помните ли вы значение слов нега и Аврора?
- обратимся к словарю Оля к книжный словарь Люда - электронный словарь Ожегова
Один ученик зачитывает значение данных слов, которое смотрел по словарю:
Нега - блаженство, приятное состояние. Северная Аврора - богиня утренней зари у древних римлян.
Написал это стихотворение Александр Сергеевич Пушкин 3 декабря 1829 года в селе Павловское. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора в тот зимний чудесный день.
- Таким образом, односоставные предложения играют немаловажную роль в нашей жизни. Они позволяют лаконично изобразить картины природы, обстановку, внутреннее состояние человека, отдельные предметы. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю, и зрителю особо важными! Воссоздается картина в целом, а все ненужное опускается.
Любой образованный человек должен уметь грамотно применять односоставные предложения в своей речи, этому мы и посвятим сегодняшний урок. 5 мин
5. Лингвистический диктант . работа с интерактивной доской
В выделенных предложениях определить основы предложения и охарактеризовать их.
№ 1.
Не позволяй душе лениться! - опр - л
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь! - сложное
Гони ее от дома к дому. - опр - лич
Тащи с этапа на этап. - опр - личн
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Н. Заболоцкий
Зал ожиданья. Вокзал. - назывное
Подарки для внуков в лукошке. - назывное.
Трофимович мирно дремал, - двусост.
А рядом стояла гармошка. -
(«Перепляс»)
К нам на крылечко листьев намело. - безл
Они блестят, как золотые свитки. - двусост
Солнечно, приветливо, тепло.- назывное
А на рассвете ветер рвал калитки.
(«Осень») 7 мин
№2
Чудная картина. - назывное
Как ты мне родна. - двусост
Белая равнина, - назывн
Полная луна. Назывн
Свет небес высоких. - назыв
И блестящий снег.
И саней далеких
Одинокий бег.
А.А. Фет.
Твори душой и будь своеобразен!-опр -личн
Пиши и не завидуй никому. - опр - личн
Воспев добро и избегая дрязг,
Спеши восславить свет! - опр - личн
Стремись рассеять тьму! - опр - личное
(«Другу-стихотворцу») - А.М Пешковский
Любите степь, её неповторимость! Опр-личн
Я говорю от сердца, без прикрас. Двусост
Она всегда останется любимой,
Великой малой Родиной для нас!
(«Родная степь») Василий Сорокин
Самооценивание
6. Работа с текстом
Задание: укажите, к какому стилю и типу речи относится текст, почему? Найти односоставные предложения и определить их вид.. (художественный стиль, тип - повествование - отвечает на вопрос - «Что происходило?»)
- выпишите из текста 2 согласованных и 2 несогласованных определения.
1.Через полчаса оказались в сосновом лесу. 2.Цветение coceн - великанов. 3 .Стоило ударить палкой по сосновой ветке, как тотчас густое облако пыльцы окружило нас. 4. Медленно оседала в безветрии золотая пыльца.
5. Принуждённые жить в четырёх стенах, отстоящих друг от друга не больше чем на пять метров, мы вдруг захмелели от всего этого. 6. Роза то убегала вперед и кричала оттуда, что попались ландыши, то углублялась в лес и возвращалась напуганная птицей, выпорхнувшей из-под самых ног.
7. Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру. 8. Озеро было, можно сказать, без берегов.
проверка задания .
согласованные определения
несогласованные определения
крутой пригорок, сосновом лесу, сосновой ветке, густое облако, золотая пыльца, стенах, отстоящих друг от друга, птицей, выпорхнувшей из-под самых ног
coceн - великанов, облако пыльцы, озеро без берегов.
10 минут
7. Шутка-минутка.
-Прочитайте текст. В каких предложениях пропущены главные или второстепенные члены?
-Как называются такие предложения?
Сверкает яркий луг росой.
Карась - боками гладкими.
Мудрец - умом,
Лицо - красой,
А трус - босыми пятками
(О. Дриз.) (Пропущены сказуемые)
8 . Используя определенно-личные предложения, напишите правила поведения для учащихся в школе. К какому стилю речи будет относиться ваш текст?
9. Итог урока
10 Домашняя работа § 22-26
используя односоставные предложения.
на «4»- Составить Рецепта приготовления блюда
На «5» написать мини-сочинение на тему «Зима»