Правописание личных окончаний глаголов

Цель: формировать умение находить и правильно писать изучаемую орфограмму, повторить ранее изученный материал о глаголе, развивать их правописные умения и навыки, углубить и расширить знания учащихся о глаголе. Ход урока:   I. Орг. момент II. Опрос учащихся. - Вспомнить и воспроизвести определение глагола как части речи (CXH с обозначением действия/состояния, синтаксическая функция – сказуемое (чаще всего)) -Называем морфологические признаки глагола: а) Постоянные: (возвратность-невозвратность; ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Правописание личных окончаний глаголов


6класс

Цель: формировать умение находить и правильно писать изучаемую орфограмму, повторить ранее изученный материал о глаголе, развивать их правописные умения и навыки, углубить и расширить знания учащихся о глаголе.

Ход урока:

I. Орг. момент

II. Опрос учащихся.

- Вспомнить и воспроизвести определение глагола как части речи (CXH с обозначением действия/состояния, синтаксическая функция - сказуемое (чаще всего))

-Называем морфологические признаки глагола:

а) Постоянные: (возвратность-невозвратность; вид; спряжение)

б) Непостоянные: (наклонение, для изъявительного: время, число, лицо, род в прошедшем времени…и т.д.)

III-Как мы определяем спряжение?

(Учащиеся говорят правило определения спряжения у глагола: (нр ПРИДЕМ)

если в личных окончаниях глагола -ешь, - ем, - ет, - то I спр, если -ишь, -им, -ит - II спр (нр СПИМ, ЛЕТИМ))

Мы легко можем определить спряжение глагола, если гласный в окончании ударный. А если он в безударном положении?

- ПО окончанию ИНФИНИТИВА.

(Если глагол оканчивается на -ать, -ять, еть, оть, и т.д. - I спр., если же инфинитивное окончание -ить - II спр. )

Таким образом мы определяем правильное написание безударных гласных в личных формах глагола. НО

Мы всегда должны помнить о глаголах исключениях, имеющих в личных формах гласные, как у II спр., несмотря на то, что инфинитивные окончания - I спр.

На доске записываем 11 исключений для I спр. и 2 - для II спр.

Итак, выбор окончания в личных формах глагола определяется спряжением

IV.Упражнения на закрепление.

1.Глаголы измени по смыслу, выдели окончание.

В тихие дни береза (сбрасывать) листья ровным кругом. (Краснеть) стройный клен. Труд (кормит) , а лень - (портить) .

Содержание и последовательность орфографического разбора.

Обнаружив в слове безударный гласный (опознавательный этап анализа) , учащийся:

  • 1) выделяет морфему с безударным гласным;

  • 2) определяет часть речи (выборочный этап анализа) ;

  • 3) если это глагол с безударным гласным в окончании глагола, ставит его в неопределенной форме и смотрит, на что оканчивается неопределенная форма глагола;

  • 4) если этот глагол в неопределенной форме оканчивается на -еть или -ать, выясняет, не относится ли данный глагол к числу глаголов-исключений (заключительный этап анализа) .

Письменный разбор: Молодая зелень (шептать, I спр.) шепчет, (колыхаться, I спр.) колышется. (Стлаться, I спр.) стелются черные тучи, молнии в небе снуют.

Все кругом (смотреть, исключ. II спр.) смотрит живо, мягко, ласково.

2.Запиши указанные в списке глаголы в два столбика по спряжениям.

сказать(1) , шептать(1) , ехать(1) , плавать(1) , слушать(1) , слышать(2) , свежеть(1) , чернеть(1) , болеть(1) , смотреть(2) , видеть (2) , терпеть(1) , колоть(1) , бороться (1) , мыть(1) , гаснуть(1) , тянуть(1) , кашлять(1) , сеять(1) , любить(2) , давить(2) , грузить(2) , сушит(2) , клеить(2) , строить(2) .

3. Объяснительный диктант. Под диктовку записываем глаголы, определяем спряжение, объясняем.

Глаголы: ТЕРПИТ, ДЕРЖАТ, ЗАПРАВЛЯТЬ, ЛЕЖИТ, ВНЕДРЯЮТ, КОРЧИТЬ, ПРОКЛАДЫВАЕТ

4.Учащиеся выполняют упражнение.

Прочитай загадку:

Сам не ед. т, не ид. т,

Не поддерж. шь - упад. т.

А педали пуст. шь в ход

Он помч. т тебя вперед.

- В каких частях слов пропущены буквы? (в окончании) - Все ли пропущенные буквы являются орфограммами?

- Что нужно знать об этих глаголах, чтобы проверить в них орфограммы?

Также мы развиваем у детей умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания.

5. Запись под диктовку с заданием: указать спряжение глагола.

Чтобы знать, надо любит книгу и уметь ее читать. Книга помогает тебе проникать в тайны жизни на Земле. Из книг ты узнаешь об удивительном подводном мире. Каждая встреча с хорошей книгой это праздник.

  • - В какую форму надо поставить глагол, чтобы узнать его спряжение?

  • - Какие глаголы неопределенной формы относятся ко II спряжению, какие - к I?

6. Узнайте спряжение глагола, напишите его во 2-м лице единственного числа, обозначьте ударение.

Писать, рисовать, ходить, готовить, стрелять.

Образец записи: мечтать (I) - мечтаешь.

6. А теперь игра "Будь внимателен".

Из двух названных глаголов указать глагол I спряжения. Доказать. (Используются сигнальные карточки с цифрами I, II.)

  • Победить, побеждать. Отправлять, отправить. Потерять, находить. Разрушать, разрушить. Гореть, говорить.

7.Самостоятельная работа.

1. Прочитай:

- Эй вы, косые! Вон собаки бегут. Мож.. те догнать?

- Пожалуй, догон.. м.

- Что же не догоня.. те, под кустом лежите?

- А зачем нам их догонять? Что они нам плохого сделали?

В тексте встретился глагол ДОГНАТЬ. От какого глагола он образован? Образуй от глагола гнать новые глаголы с помощью приставок вы-, пере-, при-, со-, у-. Как ты думаешь, одинаковые ли личные окончания у этих глаголов и у глагола гнать? В тексте есть два однокоренных глагола. Одинаковы ли они по смыслу, можно ли их употреблять в речи друг вместо друга? А одинаково ли пишутся их личные окончания?

Выпиши глаголы и проверь орфограммы в их личных окончаниях.

8.Задание (устно).

Найти в тексте глаголы в настоящем и будущем времени. Объяснить написание окончаний.

Вот идет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости.

И видят - на холме, у берега Днепра,

Лежат благородные кости;

Их моют дожди, засыпает их пыль,

И ветер волнует над ними ковыль.

(А. С. Пушкин.)

Найдите в тексте глаголы. Объясните их написание.

1. - Вставьте подходящие по смыслу слово и вы прочитаете пословицы: Кто... мир, пожнет счастье. Мир строит, война.... Дерево... по плодам, а человека - по делам.

(Пропущенные слова: сеет, разрушает, ценят.) - Объясните смысл пословиц.

- Нужно ли проверять окончание в глаголах? Почему? Проверьте.

Учащиеся доказывают, какое отношение надо написать, пользуясь образцам рассуждений (правилам) . Учитель подсказывает формы глагола сеять, обращает внимание на вопросы: что делает? разрушает, что делать? разрушать.

Вывод. Итак, что надо сделать (какие действия надо выполнить) , чтобы проверить безударные окончания глаголов?

- Сейчас я и проверю, как вы это запомнили.

9.Задание на закрепление изученного материала.

Образовать словосочетания со следующими глаголами.

Проверить личные окончания.

  • "купить коньки" (II спр.) - (они) чин.. т - что?

  • (ты) чувству.. шь что? - (они) хлопоч.. т - о чем?

  • (они) хвал.. т кого? - (ты) услыш. шь - что?

  • (они) уч. т кого? чему? - (ты) убира. шь - что?

  • (они) украша.. т что? - (мы стреля.. м - во что?

  • (мы) спаса. м кого? - (вы) снима. те - с чего?

  • (ты) смотр.. шь во что? - (вы) се.. те - что?

Д.Задание. Повторение § ; подчеркнуть глаголы как члены предложения, определить спряжение в выданном вам тексте («Саша-дразнилка»)

Итог урока.

  • - Какие же трудности могут возникнуть в написании личных окончаний глаголов? -- Что нужно знать, делать, чтобы с этим справиться?

  • Выставление оценок с учетом устных ответов учащихся.


© 2010-2022