Открытый урок русского языка в 7 классе

Цель урока: обобщение и систематизация сведений о деепричастии, выработка умения выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты, умения правильно использовать в речи деепричастия,, различать деепричастные и причастные обороты; выработка навыков грамотного письма; развитие речи и мышления учащихся.    Подобранный материал позволит провести урок,на котором учащиеся закрепят свои знания о деепричастии и деепричастном обороте, о знаках препинания при деепричастии  и деепр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок русского языка в 7 классе.

Тема: Обобщение и систематизация сведений о деепричастии

.

Цель урока: обобщение и систематизация сведений о деепричастии, выработка умения выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты, умения правильно использовать в речи деепричастия,, различать деепричастные и причастные обороты; выработка навыков грамотного письма; развитие речи и мышления учащихся.

Оборудование: компьютер, диск «Фраза», раздаточный материал, художественный текст.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Работа с классом.

- Дать определение деепричастия.

- Признаки каких частей речи имеет деепричастие?

- Что такое деепричастный оборот?

- Рассказать о выделении деепричастного оборота и одиночного деепричастия на письме.

- А теперь проверим ваши знания на практике. Работаем с раздаточным материалом, который находится у вас на столах.

Найти предложение, в котором есть глагольная форма, обозначающая добавочное действие к основному.

1). Космонавт слушает и улыбается.

2). Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

3). Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

4). Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.

Найти предложения, в которых есть деепричастие. Объяснить в них постановку знаков препинания.

1). Мама сидела в кресле, задумавшись.

2)..Я открыл окно и залюбовался видом.

3). Разложив игры, дети сели в кружок.

4). Уставшая, она не могла идти дальше.

Указать предложения с деепричастным оборотом. Объяснить в них постановку знаков препинания.

1) Витя мыл посуду, насвистывая какую-то песенку.

2). Из дома вышел человек и направился к машине.

3). Выйдя из дома, человек направился к машине.

4). Человек, вышедший из дома, направился к машине.

-А какова функция деепричастия в речи? (дописывать, дорисовывать основное действие)

Заменить деепричастием один из глаголов. Записать предложения, расставив знаки препинания.

Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром. Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

- Как деепричастия преобразили предложения? (Предложения стали более точными, выразительными).

- Как пишется не с деепричастиями?

Работа 2 учащихся на компьютере. Диск «Фраза». Темы 7 и 8, варианты 399, 400.

-Выполнить упражнение 170 письменно.

1 и 2 варианты выполняют самостоятельно 4 и 5 предложения,

3 вариант - выполняет комментированно 2 и 3 предложения.

-Ребята, деепричастия особенно часто употребляются для передачи динамичности, стремительности в развитии действия в текстах повествовательного характера. В качестве примера предлагаю вам отрывок из повести «Детство» А.М. Горького.

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идёт тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая из-под руки, и всё её большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь всё веселее, - и вдруг её сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было отвести глаз от неё - так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!

- Попробуйте исключить из текста деепричастия.

-Выписать из текста деепричастия, определить их вид.

-Очень важно помнить, что деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

Выбрать грамматически правильное продолжение предложения.

Увидев красный свет,

1) водитель затормозил.

2) автомобиль остановился.

3) машина была остановлена.

4) движение на дороге остановилось.

Разобрать слова по составу. Какой частью речи являются предложенные слова? Что нужно помнить при морфемном разборе?-

Сгорбившись, продумывая, расстилаясь.

.

4. Обобщение урока. Учащиеся делают вывод о роли деепричастия в речи

5. Домашнее задание. Параграфы 26 - 31, подготовиться к контрольному диктанту.

© 2010-2022