«Словосочетание»

Предмет – русский язык 5.Класс – 5 «А» 6.Тема и номер урока в теме – «Словосочетание», 2-й урок 7.Базовый учебник – «Русский язык» - 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский).- М: Просвещение, 2012г. 8.Цель урока: 1. Повторение строения словосочетаний. 2. Закрепление навыков определения смысловой и грамматической связи в словосочетании. 9.Формируемые универсальные учебные действия: - Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности; формирование устойчивого интереса к изучению нового. - Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. - Познавательные: ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

«Словосочетание»

1.Ф.И.О. - Никонорова Вера Васильевна

2.Место работы - ГБОУ СОШ №10 г.о.Кинель

3.Должность - учитель русского языка и литературы

4.Предмет - русский язык

5.Класс - 5 «А»

6.Тема и номер урока в теме - «Словосочетание», 2-й урок

7.Базовый учебник - «Русский язык» - 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский).- М: Просвещение, 2012г.

8.Цель урока: 1. Повторение строения словосочетаний.

2. Закрепление навыков определения смысловой и грамматической связи в словосочетании.

9.Формируемые универсальные учебные действия:

- Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности; формирование устойчивого интереса к изучению нового.

- Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

- Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования смысловой связи в словосочетании, способов выражения грамматической связи.

10.Тип урока - урок рефлексии.

11.Формы работы учащихся: 1.групповая работа по учебнику;

2.самостоятельная работа с дидактическим материалом с самопроверкой по эталону;

3.работа в группах сильный-слабый с взаимопроверкой;

4.творческое выполнение задания в парах (конструирование словосочетаний);

5.комментирование выставленных оценок.

Структура и ход урока

Этап урока

Используемые специальные программные средства

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Личностные и коммуникативные

1

этап мотивации к учебной деятельности

Учебник.

Слова на доске:

1.ученик решает; к доске; за партой; учебник и тетрадь;

2.подошел к доске; решает задачу; моя парта; красивая тетрадь.

1.Рассмотрим два столбца слов, написанных на доске.

Чем они отличаются?

2.Как вы это определили?

3.определим грамматическую связь словосочетаний.

4.почему «ученик решает» и «учебник и тетрадь» не являются словосочетанием?

1.Ученики анализируют написанные слова и высказывают свое мнение: 1 столбец - слова; 2 - словосочетания.

2.во 2-ом столбце от одного слова можно задать вопрос к другому - это связь смысловая.

3. ученики определяют в словах словосочетаниий 2-ого столбца окончания и предлоги.

4.грамматическая основа и однородные члены не являются словосочетаниями.

2

Этап актуализации пробного учебного действия

Учебник.

Запись на доске: «школа», «осень», «каникулы»

Сущ.+сущ.;

Прил.+сущ.

Глаг.+сущ.;

Глаг.+нареч.

1.Три ученика запишут на доске по одному словосочетанию на каждую схему по теме.

2.Пока ребята работают, разбираем упр. 132 устно, записываем только схемы словосочетаний.


Ребята представляют конкретное содержание знаний и сообщают его в устной и письменной форме.

Проектирование маршрута преодоления затруднения через включение в творческую деятельность

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

3

Этап локализации индивидуальных затруднений

1.Коллективная проверка работ учеников, работающих на доске.

2.А теперь сформулируем цель урока.

Учащиеся комментируют свои словосочетания: указывают смысловую и грамматическую связь в словосочетаниях.

2.1.Повторение строения словосочетаний.

2.Закрепление темы «Смысловая и грамматическая связь в словосочетаниях».

Остальные уч-ся исправляют ошибки, сделанные на доске, дополняют ответы отвечающих.

4

Этап построения проекта выхода из затруднения



Составим план действий на уроке, как преодолеть наши затруднения по определению словосочетаний и связи слов в словосочетаниях.

Ученики определяют задания на повторение и закрепление темы, с помощью учителя редактируют их и записывают на доске.

План на доске:

1.составление словосочетаний на творческую тему с записью схем;

2.Нахождение словосочетаний в тексте;

3.Конструирование словосочетаний по образцу (групповая работа);

4.Составление синонимичных словосочетаний.

Идет личная заинтересованность в выполнении поставленной задачи.

5

Этап реализации построенного проекта

Раздаточн. материал

«Межуева Ю.В. Русский язык. 5 класс. Словарные слова.- Саратов: Лицей, 2011г.»

1.Чтобы приступить к реализации проекта, поработаем над словарными словами, открываем упр.6 раздаточного материала.

По окончании работы - самопроверка по эталону.

2.А теперь посмотрим внимательно друг на друга в парах и составим по три словосочетания различных схем о товарище.




Определяется новый уровень отношения к самому себе через общение с товарищем.

Ученики проверяют работу по эталону и выставляют себе оценки.



Воспитание корректного, дружеского, правдивого отношения к товарищу.

6

Здоровье сберегающий этап

Игра «У оленя дом большой».

Все встаем, поворачиваемся друг к другу и , глядя в глаза, повторяем слова и движения.

Воспитание доброго и бережного отношения друг к другу.

7

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Словарь синонимов

Составляем синонимичные словосочетания.

Учитель задает двум ученикам задания, а остальные работают в парах: один задает словосочетание - другой подбирает синонимичное.

Н-р: начало урока -начинается урок;

читает книгу - чтение книги;

опушка леса - лесная опушка и т.д.

Объясняются друг другу языковые явления, связи в синонимичных словосочетаниях, выявляемые в ходе исследования способов выражения смысловой и грамматической связи.

Работа со словарем синонимов по необходимости.

Устанавливаются рабочие отношения при работе в парах, взаимопомощь при затруднениях.

8

Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой

«ФГОС.Русский язык.Тематический контроль.

Рабочая тетрадь: 5 класс.

Под ред.

И.П.Цыбулько - М:

Национальное образование 2013г.»

Выполняем тест - самостоятельная работа №6 стр.41;

Вначале 3 задания, с последующей взаимопроверкой

Конструирование словосочетаний по образцу, выделение словосочетаний из текста, составление синонимичных словосочетаний.

Ученики, которые быстро и успешно справились с тремя заданиями, проверяют работы друг друга (работа в парах сильный-слабый); при возможности комментируют ошибки.

9

Этап включения в систему знаний и повторения

Тест №6,задание №4

Те ребята, которые справились с предыдущим заданием, приступают к выполнению задания №4.

Это творческая работа выполняется самостоятельно.

Умение видеть лексическую сочетаемость слов, речевые ошибки.

Использование для выражения одинакового смысла различные словосочетания.

Формируются индивидуальные навыки проектирования в ходе выполнения творческого задания.

10

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

1.А теперь вернемся к плану урока, записанному на доске, и каждый для себя пометит, на сколько успешно он справился с каждым пунктом, объективно комментируем свои выставленные оценки.

2.Домашняя работа: ученики, работающие на «3» и «4» - упр.131 уч-ка по заданию;

уч-ки, работающие на «5» - упр.138 уч-ка творческого характера.

Формирование устойчивой мотивации к выполняемым заданиям.



© 2010-2022