Урок литературы в 10 классе на тему Изображение русского крестьянства в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по теме

"Изображение русского крестьянства в поэме

Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" .

Учитель русского языка и литературы Дорожкина В.А.

Вид урока: урок - самоуправление -представление продукта мыслительной деятельности ребят с элементами театральности.

Оборудование урока: проектор, экран, компьютер, текст поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", репродукции картин с изображением русского крестьянства, иллюстрации воспитанников, песня "Русское поле".

Урок ведут учителя - ученики.

Тема урока:

Изображение русского крестьянства в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Цели урока:

1) проследить, как автору удалось раскрыть противоречивость мира крестьянства, раскрыть богатство, сложность крестьянского характера, указать на зреющий в народе стихийный протест;

2) показать глубину и мастерство поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности:

3) развивать в учащихся логическое мышление, навыки анализа в работе с лиро-эпическим произведением;

4)помочь учащимся почувствовать социальную трагедию крестьянства; формировать у обучающихся нравственные качества, прививать эстетическое отношение к миру.

Методические приемы: групповая работа по тексту с элементами беседы, театральности.



На доске:

1.Тема,эпиграф, план урока.

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь!

Некрасов.

1.План урока.

1.Отношение русской революционной демократии к народу.

2.Противоречивость, сложность и богатство мира крестьянства.

Ожидания:

1.Увидеть мастерство поэта в изображении крестьян.

2. (варианты предлагают учащиеся).

2.Слово учителя.

- Учитель на сегодняшнем уроке не я одна... Все мы будем учиться понемногу друг у друга. Сегодня у нас 3 группы экспертов : историки, лингвисты, художники. Все мы вместе- философы. Нам предстоит сегодня обнажить правду жизни русского крестьянства в пореформенную эпоху.

- Начнем с историков. Именно они работали над проблемой замысла поэмы , они поведают нам о том времени.

Выступление группы историков (презентация).

Замысел поэмы "Кому на Руси жить хорошо" был продиктован самой жизнью, тем значением, которое приобретал в пореформенную эпоху крестьянский вопрос. Крестьянское движение в 1859-1861 годы приобрело широкий размах. 90% всех губерний европейской части России было охвачено крестьянскими бунтами. Однако вожди революционной демократии несколько преувеличивали возможности народа: он не был подготовлен к сознательным действиям.

Некрасов остро чувствовал "больные" вопросы своего времени и живо откликался на события современной ему жизни. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги.

В поэме "Кому на Руси жить хорошо" автор стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года. Поэт стремился не только показать пробуждение крестьянских масс, но и повлиять на их политическое самосознание.

Народная жизнь в поэме изображена глазами самого народа.

3. Театрализованное представление . Входит актер- крестьянин из " Пьяной ночи". Читает монолог наизусть.

Работа с текстом первой части "Сельская ярмонка", "Пьяная ночь".

Обсуждение.

- Ребята, как показано безудержное веселье ?

- Какие глаголы использованы?

(Шумит, поёт, ругается,

Качается, валяется,

Дерётся и целуется

У праздника народ.)

- Выразительно прочитайте и постарайтесь передать атмосферу широкого народного праздника, заставляющего почувствовать размах, удаль, силу русского крестьянина.

(В первой картине обратим внимание на богатство красок : "пестро, красно кругом", "рубахи всех цветов", "платья красные", "косы с лентами"… .

Во второй картине выделим глаголы ,передающие поведение народа на празднике : "шумит", "поёт"…, сравнения : "не ветры воют буйные, не мать-земля колышется" и т.д.

В третьей картине отметим художественные детали ,говорящие о талантливости и душевной силе народа : "…песня хором грянула, согласная, складная и катится она широко, вольно…".)

Актеры-крестьяне . Сцена с ботиночками.

Обсуждение.

-Как отнеслись крестьяне к поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки?

- Найдите и зачитайте эпизоды, передающие как веселье перешло в никем не сдерживаемое пьянство.

(В первом эпизоде создаётся, а во втором усиливается представление о том, как ещё много в народе тёмного, неприглядного и безобразного:

По всей по той дороженьке

И по окольным тропочкам

Покуда глаз хватал,

Ползли, лежали, ехали,

Барахталися пьяные… )

Вывод.

Сознание народное сложное и противоречивое. На доске наглядно показан мужик-крестьянин . По ходу урока этот образ обрастает чертами характера.

Работа над текстом.

Во-первых, народ суеверен :

На баб нарядных глядючи,

Старообрядка злющая

Товарке говорит:

Быть голоду! Быть голоду!

Во-вторых, в семье царит деспотизм: Другая:

"Врёшь, в моём дому

Похуже твоего!

Мне старший зять

ребро сломал!..."

В -третьих, народ пристрастился к алкоголю:

Расхвастался Вавилушка,

И старому, и малому

Подарков насулил.

А пропился до грошика.

Таким образом, все высказывания из толпы свидетельствуют о темноте, невежестве, смирении народа. Однако есть и другие реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить своё положение. В них звучит несогласие с пореформенными порядками, скептическая оценка пореформенной реформы:

Добра ты , царска грамота,

Да не про нас написана… .

- Завершим рассматривать крестьянский мир на сельской ярмарке рассказом о Якиме Нагом (учащиеся зачитывают эпизоды).

Вывод: Яким Нагой - личность, способная постоять за народные интересы, готовая на решительный спор с теми, кто судит о народе плохо.

4. Работа с текстом главы "Крестьянка".

- Рассказать ,как жили корежские крестьяне. Одинаков ли уровень сознания вахлаков и корежских крестьян, их отношение с помещиками? (Ответы учащихся).

- Кто такой Савелий?

- Найдите в тексте портрет Савелия и зачитайте.

- Как понимает Савелий слово "терпит"?

- Почему в размышлениях Савелия о судьбе народа возникает образ былинного богатыря Святогора? (Святогор - один из самых сильных , но и один из самых неподвижных образов богатырского эпоса. Так и народ: и силён, и бессилен одновременно.)

-Какие любимые слова Савелия? Что в них звучит? ( В словах "Эх вы, Аники- воины! Со стариками. с бабами вам только воевать!" звучит презрение к тем, кто не способен на борьбу.)

- Как понимать терпение, к которому призывает Савелий Матрёну Тимофеевну? (Терпение как покорность, смирение- группа лингвистов разъясняет эти понятия.)

- Вывод. В образе Савелия обнажается сила и бессилие русского крестьянства, противоречивость его сознания. С одной стороны, могучая несгибаемая мощь, с другой - незнание, как завоевать себе свободу. Отсюда - ноты отчаяния, неверие в возможность изменить свою судьбу.

5. "Крестьянка" - единственная часть поэмы, написанная от первого лица. Актер читает монолог.

- Сообщение о Матрёне Тимофеевне.

- Особенности речи Матрёны.

- Вывод. Жизненные испытания не сломили Матрёну Тимофеевну, а воспитали способность и стремление отстаивать права и судьбу близких ей людей. Эта женщина не только сильная духом, но и одарённая, талантливая. Рассказ Матрёны Тимофеевны -это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной женщины-матери, которая в пореформенную эпоху осталась такой же угнетённой и бесправной, как и до 1861 года.

6. Так каким же нам видится народ ? Группа художников, призываем вас на помощь.

Беседа по произведениям живописи той эпохи ( группа работает по картине В.Перова "Странник" и

по картине И. Крамского "Полесовщик".)

-Какие черты русского крестьянства запечатлены художниками, как они перекликаются по своему содержанию с поэмой "Кому на Руси жить хорошо"? (Картины рассказывают о жизни русского крестьянства. Полесовщик напоминает Савелия. Особенно его горящие глаза. Этот человек способен постоять за себя, в любую минуту он готов заступиться за обиженных.)

7. А какими мы стали в заключении урока? Кто мы : скептики или оптимисты ? Группа лингвистов разъяснит нам эти понятия ( презентация).

8. Подведение итогов.

- Несомненно , все мы сегодня были в роли мыслителей и философов. Поэтому давайте по-философски подведем итоги нашего урока-продукта нашей всеобщей мыслительной деятельности. Вот он , русский мужик -крестьянин.

-Для поэта мужик велик во всём : и в своём рабском терпении, и в своих вековых страданиях, и в грехах, и в разгуле, и в жажде воли. Некрасов показал народ, сохранивший и в тягостной, нищей, беспросветной жизни могучие силы и жажду жизни. Но крестьяне не до конца поднимаются к борьбе, скорее смиряются, не надеясь найти правду. Об этих противоречиях в настроении русского крестьянства, его силе и слабости поэт говорит:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь!

Поэт верит в силу народа, в его пробуждение.

- А какой , на ваш взгляд, сегодня мужик-крестьянин?

- Сбылись ли ваши ожидания?

-Оценка участия ребят на уроке. Благодарности.







Описание методик, использованных во время урока

В условиях перехода на ФГОС считаю необходимым научить ребят самостоятельно добывать знания, уметь из потока информации вычленять главное, пользоваться компьютером на уроке, представлять продукт своей мыслительной деятельности , доказывать свою точку зрения, творчески подходить к уроку литературы.

Урок-самоуправление предполагает предварительный подготовительный этап обучающихся. Ребята самостоятельно избирали себе роли и виды деятельности на предстоящем открытом уроке. Учитель выступает лишь в роли помощника. Инициатива принадлежит обучающимся.

В этой связи использую принципы наглядности, доступности, прочности, системности, научности, интеграции( связь с историей ).

Методы : наглядно-иллюстративный, проблемный, поисковый, групповая работа по тексту с элементами беседы, театральности.

Виды учебной деятельности: аналитическая работа с текстом, выступления на основе опережающего задания, проблемный диалог, актерское чтение.

Технологии: проблемное обучение, технология сотрудничества( работа в поисковых группах ) , ИКТ.

Межпредметная область: история, литература, обществознание.

Своей основной задачей ставлю воспитание современного ученика, способного саморазвиваться и самовыражаться , свободно выступать перед аудиторией , быть тонким наблюдателем жизни во всех ее фазах.

Выписка из протокола заседания № 3 МО гуманитарного цикла на

предмет анализа открытого урока литературы в 10 классе ,

проведенного учителем Дорожкиной В.А.,участницей конкурса

методических разработок в номинации "Лучший урок".

Выступление Дорожкиной В.А.

- В каждом ребенке заложены творческие способности. Нет, я не ставлю цели сделать из своих воспитанников писателей, художников, лингвистов , историков , актеров. Просто учу образному видению и творческому осмыслению увиденного и прочитанного.

Использовала различные методы и приемы творческих работ, активизировала ребят на самостоятельное изучение материала. Пыталась научить их проводить исследовательские работы, уметь смело выступать перед аудиторией с самостоятельно подготовленными презентациями, доказывать свою точку зрения, по-философски подходя к жизненным проблемам.

Это был урок-самоуправление. Ребятами была проведена большая работа по подготовке : своими руками они оформили кабинет в духе пореформенной России, провели работу со словарями,- разделились на группы по интересам и способностям. Каждая группа представила продукт своей мыслительной деятельности : актеры выступали в костюмах русских крестьян, читали монологи, художники помогли нам осмыслить картины, историки показали особенности крестьянских реформ того времени.

Тему, задачи урока ребята обозначили сами. Тема урока " Изображение русского крестьянства в поэме Н.А.Некрасова " Кому на Руси жить хорошо" затронула детские души, взволновала их. Мы проследили, как автору удалось раскрыть противоречивость мира крестьянства , показать богатство и сложность крестьянского характера, указать на назревающий стихийный протест.

Несомненно, всеми силами хотелось помочь воспитанникам почувствовать социальную трагедию крестьянства. Как обычно , старалась сформировать нравственные качества , прививать эстетическое отношение к миру. Работой своих учеников довольна.

Выступления коллег .

Поваров М.Н.

-Мне урок очень понравился, просто супер! Такой объем подготовки к уроку... А ребятам-то как интересно, они с удовольствием работают, такие активные и заинтересованные... У меня столько положительных эмоций от увиденного! Спасибо учителю, я у нее учился .

Степанова С.А.

-Замечательный урок. Необычная форма ведения . Мы увидели, что была проведена большая исследовательская работа при подготовке ребят к уроку. Хорошо, что ребятами добывали самостоятельно знания. Эмоциональный подъем с самого начала и до конца урока . Урок философский и интересный. Я благодарна Валентине Анатольевне.

Винс Е.И.

-Тема, цели, оформление, выступления - это все было сделано детьми, учитель мастерски направлял, задавая атмосферу. Видно, что у ребят урок вызвал живой интерес. Мне понравилось, что учитель акцентировал внимание на диалог с детьми. Весь урок воспитанники были в работе , активны. А с какой интонацией ребята читали! Мне так понравилось! Это прорыв для наших детей. Здесь одни плюсы, я учился сам.

Шевченко Г.Н.

- Присоединяюсь к сказанному коллегами. Для меня главное, что активно работали обучающиеся. Мы видим , как они самостоятельно добывают знания, представляют продукт своей мыслительной деятельности. А это одно из основных условий ФГОС. Урок проведен на современном уровне.

Лушпатенко Е.А.

-А еще основное требование ФГОС - это жизненный фундамент. Основа урока- это то, что потребуется ребенку в его дальнейшей жизни. На этом уроке я увидела жизненные выводы: разговор о таких понятиях , как оптимизм, скептицизм, терпение, смирение. Работу над этими словами ребята провели сами, сделали правильные выводы. Им запомнится этот урок навсегда. Спасибо учителю за него.



© 2010-2022