- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе 9 класс
Рабочая программа по литературе 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванова Л.Г. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена в соответствии с:
- Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. Приказ от 5 марта 2004 г №1089 ( Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.) ( с изменениями);
- Основной образовательной программой основного общего образования (6-9кл) МОУ Водзимонская СОШ;
- Примерной программой по литературе основного общего образования.
За основу взята программа по литературе под редакцией А.Г.Кутузова для общеобразовательной школы: Литература: программа по литературе (5-11 кл). / А.Г.Кутузов, А.К.Киселёв, Е.С.Романичева, В.В.Леденева, И.И.Мурзак, А.Л.Ястребов под. ред. А.Г.Кутузова. - 3-е изд., перераб. . - М.: Дрофа, 2000.
Для реализации программного содержания используется учебник:
Литература 9 класс : Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений (Авт. - сост. А.Г.Кутузов). 14 -е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012.
В соответствии с учебным планом МОУ Водзимонская СОШ на изучение литературы в 9 классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.
На национально-региональный компонент отведено 4 часа.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Формы контроля: сочинения, семинары, творческие практикумы, контрольные тесты .
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения литературы ученик должен:
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному ;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
-владение умениями выразительного чтения;
-умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
-умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;
-умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
-умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
-умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать её;
-умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
-умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;
-умение выполнять элементарные исследовательские работы.
Учебно-тематический план
N п/п
Наименование раздела
Количество часов
Контрольные работы
1
Повторение пройденного
2
2
Автор - образ - читатель
10
Сочинение
3
Литература 19 века
46
Сочинение-3; семинар-2, творческий практикум-1, сравнительный анализ-1, отзыв-1.
4
Литература 20 века
44
Семинар-1, творческий практикум-3, сочинение-2, сам.работа-1, контрольный тест-1
5
Итого:
102
Сочинение - 9;
Семинар - - 3;
Творческий практикум - 4;
Тест - 1.
Календарно-тематический план
N п/п
СРОКИ
ТЕМА УРОКА
Кол-во часов
Основные умения и навыки
Основные понятия
Формы контроля
Раздел: повторение пройденного
1-2
1 четверть
Повторение пройденного в 5-8 классах.
2 часа
Уметь определять жанровую, родовую принадлежность, различать, чем отличается образ , герой, характер, выделять традиционное и новаторское.
Жанры, роды, образ, герой, характер, традиции, новаторство.
Раздел: автор-образ-читатель
3
Автор-образ-читатель.
1 час
Повторить значения термина «образ». Знать о многозначности литературных образов.
Интерпретация
4
Литература Средневековья
1 час
Усвоить начальное понятие мирового литературного процесса. Знать эстетический идеал и художественные условности средневековой литературы.
Куртуазная поэзия, поэзия трубадуров, поэзия миннезингеров
5
Литература эпохи Возрождения. Гуманистический пафос литературы Возрождения.
1 час
Возрождение, трагедия, конфликт, тема, мотив, сюжет, жанр
6
Шекспир «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии
1 час
Познакомиться с трагедией У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Знать понятие трагедии.
7-8
Урок-дискуссия « «Вечные» проблемы» в трагедии.
2 часа
Выявить «вечные» проблемы в трагедии. Уметь вести дискуссию.
Дискуссия, «вечные» проблемы.
9-10
Сервантес «Дон Кихот».
2 часа
Развить навыки письменной речи через продолжение темы интерпретации художественного произведения.
Сочинение «Чудак?..Безумец?...Герой?..
11-12
Литература эпохи Просвещения. Мольер «Тартюф». Человек эпохи абсолютизма.
2 часа
Знать о понятии творческого метода, литературного направления. Знать эстетические и нравственные идеалы эпохи абсолютизма.
Абсолютизм; И.В.Гете «Фауст»,Ф.Шиллер «Вильгельм Телль», Гофман «Щелкунчик», Байрон «Корсар»( обзор произведений)
Раздел: литература 19 века
13-14
Золотой век русской литературы. Русский роман. А.С.Пушкин как родоначальник новой русской литературы.
2 часа
Представление образа Пушкина. Уметь анализировать лирическое произведение. Знать о цикле пьес «Маленькие трагедии»( «Скупой рыцарь»)
Роман, стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «К Чаадаеву»,»Песнь о вещем Олеге», «К морю»,»Няне», «Я помню чудное мгновенье», «Пророк», «Зимняя дорога» , «Анчар», «Я вас любил», Зимнее утро», «Бесы», «Туча».
15-16
«Капитанская дочка» - роман о любви, чести, долге.
2 часа
Уметь анализировать произведение.
Тема, проблема.
17-18
Две России в романе.
2 часа
Уметь работать в группе. Знать об авторском понимании «народа» и о его отношении к народному восстанию. Уметь работать с художественным текстом.
19
Образ Пугачёва в романе.
1 час
Уметь давать характеристику Знать о противоречиях в характере Пугачева. Образец интерпретации литературного героя
Интерпретация, литературный герой
20
Тема любви в романе.
1 час
Уметь самостоятельно проводить аналитическую работу с художественным текстом.
Уметь писать сочинение в форме логической схемы.
Сочинение
21-22
Художественное совершенство романа. Особенности композиции. Автор. Герой. Рассказчик.
2 часа
Знать кто такой автор, герой, рассказчик.
Композиция, автор, герой, рассказчик, эпиграф. Поэтическое мастерство А.С.Пушкина. Система «герои-рассказчик-автор».
23
Судьба - случайность или предопределённость? «Медный всадник».
1 час
Знать о главных проблемах повести и о путях их решения Пушкиным
24-25
Семинар «Два бунта».
2 часа
Уметь выполнять аналитическую работу с художественными текстами.
Маленький человек
Семинар
26-27
Творческий практикум: сопоставление романа «Капитанская дочка» и повести «Медный всадник».
2 часа
Уметь выполнять аналитическую работу с художественными текстами.
28
2 четверть
М.Ю.Лермонтов - обзор фактов жизни и творчества
1 час
Знать интересные страницами жизни и творчества М.Ю.Лермонтова.
29
«Смерть поэта» - история создания, образы, художественное своеобразие.
1 час
Знать и понимать смысл и образную систему стихотворения «Смерть поэта»
Строфа, стих, стопа, аллитерация, ассонанс, анафора
30-31
Образ и символ в поэзии Лермонтова.
2 часа
Знать отдельные стихотворения Лермонтова. Уметь находить черты «демонизма» в лирическом герое Лермонтова. Знать обзорно повесть «Пиковая дама»
Образ, символ, «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется…», «Дума», «Поэт», «Три пальмы», «Молитва», «И скучно и грустно», «Родина», «Пророк».
32
Н.В.Гоголь - человек и писатель .
1 час
Знакомство с личностью писателя, важными этапами его жизненного пути. Обзор творчества.
33-34
«Ревизор» - замысел автора и его образное воплощение в комедии.
2 часа
Знать о понятии «главные действующие лица». Уметь давать характеристики городничего и Хлестакова
Комедия, типичный характер.
35-36
Образы Городничего и Хлестакова.
2 часа
Знать о понятии «главные действующие лица».
37
Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и её развитие.
1 час
Знать содержание повести Н.В.Гоголя «Шинель». Уметь находить тему и идею произведения. Знать о художественном новаторстве писателя в развитии темы «маленького человека»
«Маленький человек»
38
«Шинель» - человек, лицо, вещь.
1 час
Знать содержание повести Н.В.Гоголя «Шинель». Уметь находить тему и идею произведения. Знать о художественном новаторстве писателя в развитии темы «маленького человека»
39
Творческий практикум по повести «Шинель».
1 час
Уметь работать в творческих группах.
Творческий практикум.
40
Личность И.С.Тургенева.
1 час
Знакомство с личностью писателя, важными этапами его жизненного пути. Обзор творчества.
41-42
«Ася» - место повести в творчестве писателя.
2 часа
Знать содержание повести «Ася». Уметь интерпретировать повесть с современной точки зрения.
Семинар
43-44
Сочинение «Завтра я буду счастлив…»
2 часа
Уметь самостоятельно проводить аналитическую работу с художественным текстом.
Уметь писать сочинение.
Сочинение
45-46
Мотивы лирики Некрасова.
2 часа
Знать мотивы лирики Н.А.Некрасова. Уметь видеть образную систему некоторых стихотворений.
Тема, мотив, «Крестьянские дети», «Железная дорога» .
47-48
Ф.М.Достоевский. «Белые ночи».
2 часа
Знать произведение Ф.М.Достоевского. Развитие темы «маленького человека» в русской литературе
49-50
3 четверть
«Шинель» Гоголя и «Белые ночи» Достоевского.
2 часа
Уметь раскрывать тему «маленького человека» в русской литературе. Уметь давать сравнительный анализ.
Сравнительный анализ
51
Европейская литература 19 века. Обзор.
1 час
Знать о развитии литературы в конце XIX века.
Модернизм
52
Оскар Уайльд «Кентервильское привидение».
1 час
Знать новеллу О.Уайльда. Уметь находить черты модерна в новелле.
Материально-идеалистическая история
53
Проблема истинных и ложных ценностей
1 час
Уметь самостоятельно проводить аналитическую работу с художественным текстом.
54-55
«…что такое Жизнь, и что такое Смерть, и почему Любовь сильнее Жизни и Смерти».
2 часа
Уметь писать сочинение. Уметь самостоятельно проводить аналитическую работу с художественным текстом.
Сочинение
56-57
А.П.Чехов «Студент» - вечные образы в рассказе.
2 часа
Знать традиции и новаторство писателя.
58
Сочинение - отзыв на рассказ.
1 час
Уметь самостоятельно проводить аналитическую работу с художественным текстом.
Уметь писать отзыв.
Отзыв
Раздел: литература 20 века
59
Эпоха революционных потрясений и её отражение в русской и удмуртской литературе. Литературная революция.
1 час
Знать о развитии удмуртской литературы 20 века.
НРК
60
Классические традиции и новые течения в русской литературе конца 19- начала 20 века.
1 час
Знать , что такое «непонятная литература»
61-62
«Серебряный век» - основные черты.
2 часа
Знать основные черты серебряного века и его представителей.
«Серебряный век», акмеизм, символизм, футуризм, имажинизм, «женская» поэзия
63-64
Художественно-поэтический семинар.
2 часа
Знать о методах, направлениях, именах, о традиции и новаторстве в лирике начала XX века
Семинар
65-66
И.А.Бунин. «Тёмные аллеи». «Чистый понедельник»(обзор)
2 часа
Знать новеллу «Темные аллеи». Знать об импрессионизме Бунина в изображении «мгновенной жизни»
Новелла
67-68
Творческий практикум «Счастливая любовь двух социально разделённых людей - возможно ли такое?»
2 часа
Уметь работать в творческих группах.
Творческий практикум
69-70
Сочинение «Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена.
2 часа
Уметь самостоятельно проводить аналитическую работу с художественным текстом.
Уметь писать сочинение.
Сочинение
71-72
Существует ли женская поэзия? Удмуртская женская поэзия.
2 часа
Знать об особенностях удмуртской женской поэзии.
НРК
73-74
М.А.Булгаков «Собачье сердце». Образная система повести
2 часа
Знать черты реализма, приемы комического в повести. Уметь систематизировать характеры персонажей и образ города.
Комическое, символизм, неоромантизм
75-76
Деталь-важное средство характеристики персонажей
2 часа
Знать о значении художественной детали в произведении.
Деталь
77-78
Творческий практикум: два основных образа
2 часа
Уметь работать в творческих группах.
Творческий практикум
79
4 четверть
Тема войны в советской литературе.
1 час
Знать кратко о произведениях русских писателей о ВОВ. Знать о многообразии изображения человека на войне.
80
Годы военных испытаний и их отражение в русской и удмуртской литературе.
1 час
Знать кратко о произведениях удмуртских писателей о ВОВ. Знать о многообразии изображения человека на войне.
НРК
81-82
М.А.Шолохов «Судьба человека».
2 часа
Знать кратко о произведениях русских писателей о ВОВ. Знать о многообразии изображения человека на войне.
83-84
Какую роль играет судьба в жизни главных героев рассказа?
2 часа
Уметь самостоятельно проводить аналитическую работу с художественным текстом.
Уметь писать сочинение.
Сочинение
85
Современная русская и удмуртская проза.НРК
1 час
Знать основные направления современной удмуртской прозы.
86-87
Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
2 часа
Знать произведения современных писателей.
Притча
88
Роль эпиграфа в повести
1 час
Знать о роли эпиграфа.
Сам.работа
89-90
Итоговый контрольный тест
2 часа
Знать материал предыдущих уроков.
Контрольный тест
91
Анализ теста. Прошлое, настоящее, будущее.
1 час
92-93
«Евгений Онегин» - самое задушевное произведение поэта.
2 часа
Знать историю создания романа. Знать о тематическом разнообразии и художественном единстве романа.
94
Роман в стихах
1 час
Знать в общих чертах проблематику романа «Евгений Онегин». Уметь отличать «онегинскую строку»
«Онегинская строфа»
95
Образ «героя времени».Поэты пушкинской поры.
1 час
Знать о поэтах пушкинской поры
Е.А.Баратынский « Молитва», «Разлука»,Батюшков «Надежда», «Отъезд», Дельвиг «К друзьям», «Жалоба».
96
Лермонтов. «Герой нашего времени». Другое время - другой герой
1 час
Знать историю замысла и создания романа. Знать особенности композиции романа. Авторское предисловие.
Психологический роман
97-98
Печорин - «история души человеческой»
2 часа
Уметь давать характеристику литературному герою, уметь анализировать художественные средства создания литературного характера.
Творческий практикум
99-100
Гоголь. «Мёртвые души». Образы помещиков.
2 часа
Знать об истории создания «Мертвых душ» и замысел Гоголя. Понимать смысл названия и своеобразие жанра произведения.
Лирические отступления
101-102
Читательская конференция - хочу рассказать о прочитанной книге
2 часа
Уметь защищать рефераты и сообщения.
Расул Гамзатов- стихи о любви «Твои глаза», «Вот я вернулся», М.Джалиль «Любимой», «Мечты»
Читательская конференция
Тематика сочинений, творческих практикумов
N п/п
Тема урока
Тема сочинений, практикумов, семинаров
Кол- во часов
1
М. Сервантес «Дон Кихот» «Чудак?..Безумец?..Герой?..»
Сочинение.
2
2
Тема любви в романе
Сочинение
1
3
«Два бунта»
Семинар
2
4
«Все мы вышли из «Шинели»»
Творческий практикум
1
5
Место повести «Ася» в творчестве писателя
Семинар
2
6
«Завтра я буду счастлив…»
Сочинение
2
7
«Шинель» Гоголя и «белые ночи» Достоевского
Сочинение-сравнение
2
8
«…что такое Жизнь, и что такое Смерть, и почему Любовь сильнее Жизни и Смерти».
Сочинение
2
9
А.П.Чехов «Студент»
Сочинение-отзыв
1
10
Художественно-поэтический семинар «Серебряный век»
Семинар
2
11
«Счастливая любовь двух социально разделённых людей - возможно ли такое?»
Творческий практикум
2
12
«Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена
Сочинение
2
13
Два основных образа в повести «Собачье сердце»
Творческий практикум
2
14
Какую роль играет судьба в жизни главных героев рассказа «Судьба человека»
Сочинение
2
15
Роль эпиграфа в повести «Чайка по имени…»
Самостоятельная работа
1
16
Контрольный тест
2
17
Печорин - «история души человеческой»
Творческий практикум
2
18
«Хочу рассказать о книге…»
Читательская конференция
2
Список литературы для учителя
1. Литература. 9 класс. В 2 ч : учебник-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений/ А.Г.Кутузов. М.: Дрофа,2012г
2.Словари.
3. Карточки для дифференцированного контроля знаний./ И.М.Лейфман. М.: Материк Альфа», 2004г.
4. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. И.И.Коган, Н.В.Козловская, Санкт- Петербург «Сага, 2003г
5. Тесты по литературе, 5-11 классы./Н.Н.Оглоблина, М.,2002г
6. Письменные работы по литературе, 9-11 классы./Н.Л.Карнаух, И.В.Щербина, М. Дрофа, 2008 г
7. Олимпиады по русскому языку и литературе, 9-11 классы./ Г.М.Вялкова, Т.А.Чернова. Москва «Вако». 2011
Список литературы для учащихся
1. Литература. 9 класс. В 2 ч : учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений/ А.Г.Кутузов. М.: Дрофа,2012г
2.Словари.
3. С сочинением на «ты»./Т.В. Лимонад. М., 2012г
Интернет-ресурсы
1. school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей it-n.ru/
3. rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4. openclass.ru/