Урок литературы по рассказу К. Г. Паустовского Телеграмма. 8-й класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок внеклассного чтения по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма". 8-й класс

Первова Антонина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

Форма: урок-размышление.

Метод: проблемный (беседа).

Цели:

1. Познакомиться с рассказом К.Г.Паустовского "Телеграмма"; выяснить его композиционные и художественные особенности; выяснить, как в рассказе выражается авторское "я".

2. Формировать устную речь учащихся; образное мышление.

3. Способствовать формированию таких нравственных качеств, как доброта, сострадание, милосердие, чувство долга.

Оборудование:

1. Портрет К.Г.Паустовского.

2. Кассета с записью П.И.Чайковского "Времена года".

3. "Листок" из литературоведческого словаря.

Запись на доске:

1. Словарная работа:

Сольвейг (норвеж. - солнечный путь) - олицетворение поэтичности, красоты.

Пустельга (простореч.) - пустой, легкомысленный человек.

Отчий дом - дом, где живут родители; родительский.

2. Эпиграфы:

  • Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)

  • Поклонись до земли своей матери
    И отцу до земли поклонись,
    Мы с тобою в долгу неоплаченном
    Свято помни об этом всю жизнь. (М.Рябинин)

  • За добро плати добром…(К.Г.Паустовский)

  • Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это Мать. (А.М.Горький)

3. Проблемный вопрос:

Почему с таким трепетом, с таким волнением мы читаем произведения К.Г.Паустовского?

І. Вступительное слово учителя.

- Когда называешь имя К.Г.Паустовского, то в памяти оживает Мещёрский край, средняя полоса России, с её неброской красотой. Но Паустовский - это и юг, с которым связаны "Кара Бугаз", "Чёрное море"; и север, который вызвал к жизни такие книги, как "Озёрный фронт", "Северная повесть". Однако самым счастливым для писателя оказалось знакомство именно со средней полосой России. Вот как говорит об этом Паустовский: "Она завладела мной сразу и навсегда. С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля".

Именно здесь написаны "Мещёрская сторона", "Повесть о лесах", "Телеграмма", "Во глубине России".

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Надеюсь, вы с удовольствием прочтёте в будущем повести, рассказы и очерки о Лермонтове и Гоголе, Чехове и Блоке, Грине и Горьком. Но всё-таки чаще Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением и трепетом в душе, хотя в произведениях нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чём же дело?

Может быть, в необыкновенной любви к людям? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? Может быть, в желании разобраться в истинности человеческих чувств?

На этот и другие вопросы мы попытаемся ответить, размышляя над рассказом К.Г.Паустовского. Именно размышляя, а не анализируя, так как рассказы Паустовского предполагают неспешные раздумья над поступками человека, его чувствами и мыслями.

Вы видите на доске несколько эпиграфов. Постараемся к концу урока выбрать один, который бы раскрывал основную мысль не только рассказа, но и нашего урока.

ІІ. Беседа по тексту.

- Где происходит действие?

(Заборье, Ленинград)

- С чего начинается рассказ?

(С описания погоды и комнаты героини)

- Какое описание? (грустное, работа по тексту)

- А для чего понадобилось переносить действие рассказа в Ленинград, рисовать мастерскую скульптора, открытие выставки?

( Очевидно, без этих страниц повествование могло принять банальный (шаблонный, давно известный) характер об одинокой старушке и невнимательной дочери)

-Автор показывает, что Настя не бездушна (не равнодушна). Где это видно?

(сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки)

- А как могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери?

(Оказывается, одно дело - увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные; другое - помнить о близких своих, о матери - самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает.0

- Да, я согласна, она очень занята. Но в такой ли мере, чтобы не откликнуться на трагическое письмо матери и не поехать в деревню?

РАБОТА ПО ТЕКСТУ

Найдите письмоКатерины Петровны . Где получает письмо от матери Настя?

- Как отнеслась к письму дочь? Чем она занялась после письма?

(Спрятала письмо в сумку,

Отправилась в мастерскую скульптора,

Разговор с Тимофеевым,

Гоголевские сверлящие глаза говорили: « эх ты, сорока»

Твердое решение: вырвать скульптора из безвестности,

Вернулась в Союз художников к председателю,

Долго говорила, доказывала,

Вернулась домой и только прочла письмо.)

- Что сказала в ответ на письмо?

(куда там ехать? Разве вырвешься!)

- О чем она подумала?

( О переполненных вагонах, о тряской телеге, о засохшем саде, о неизбежных материнских слезах, о тягучей ничем не скрашенной скуке сельских дней - и положила письмо в ящик стола)

- Да, в суете ленинградских дней Настя чувствует себя интересной и нужной людям, ею движет желание проявить активность своей натуры. В недавние годы это называлось предпочтением общественных интересов личным. Но на деле оно нередко оборачивается трагедией для многих людей, как Настя. Есть в Насте и эгоистическое чувство. Вспомним случай с зеркалом. (ОНА сама себе нравилась, напудрилась, усмехнулась.)

- А как ее называли художники? И за что?

( СОЛЬВЕЙГ. За русые волосы и большие холодные глаза.)

- Не присутствует ли доля эгоистического чувства даже в хлопатах о выставке Тимофеева? Что было сказано на вернисаже, на торжественном открытии выставки? Что говорили о Насте?

( Выставкой обязаны рядовой сотруднице, (аплодисменты), Настя смутилась до слез. Но согласованности между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достигнуть не удалось. В этом ее трагизм, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести, которое посещает её после смерти матери и поселится в её душе навсегда.)

- На выставке хвалили Тимофеева. Настя получила телеграмму. Для нас важна реакция на телеграмму. Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Найдите в тексте.

- "А с кафедры неслось….". Обратите внимание на резкий контраст. Он подчёркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы. И это осуждающее Гоголя: "Эх ты".

Снова перенесёмся в старинный заброшенный опустевший дом. Каково состояние Катерины Петровны?

(Она доживала последние дни, - и ждала, слабо надеясь. Эта надежда поддерживала в ней жизнь)

Чья доброта показана на фоне эгоистичности, бездуховности Насти?

(Тихон, Маня, учительница)

- Как ведет себя Тихон по отношению к Катерине Петровне? Видя безвыходное положение, что он предпринял? (ЛЖИВАЯ ТЕЛЕГРАММА)

- Чтение по ролям.

- Почему решил так поступить Тихон?

(облегчить участь Катерины Петровны. Она поняла, что дочь на это не способна)

- Сцена похорон. Кто её хоронит?

- Как прощалась с Катериной учительница? И о ком она подумала?

- А Настя? Где была Настя?

- Как уезжала она из Заборья? Почему?

( Крадучись. Ей казалось, что никто не снимет с нее непоправимую вину, невыносимой тяжести. Кроме мамы).

- Почему так называется рассказ?

- Сколько их?

( Одна - настоящая, посланная Тихоном в Ленинград, вторая - сочиненная им же от лица Насти. В обеих телеграммах большая душа простого человека, отнюдь не родного героине, но более человечного, чем ее родная дочь.)

- Такой пустельгой оказалась Настя. А среди нас нет пустельг? Посмотрите на себя со стороны, подумайте.

- Итак, ребята, вернёмся к нашему вопросу: почему же с таким трепетом, с таким волнением мы читаем произведения Паустовского?

- Какой из эпиграфов раскрывает идейный замысел рассказа и основную мысль нашего разговора? Докажите.

- Я думаю, ребята, что в названии "Телеграмма" скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ - это телеграмма, обращённая к нам с вами. Ведь телеграмму, как вы уже сказали, отправляют, когда хотят сообщить что-то безотлагательно важное. "Будь человеком! - напоминает Паустовский. - За добро плати добром. Не будь пустельгой". Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди и, прежде всего мама.

Не упустите время, чтобы потом всю жизнь не мучиться угрызениями совести. Загляните в мамины глаза, может быть, уже сейчас ей нужны ваше внимание и ваша поддержка.

III. Связь с жизнью.

В нашей жизни разве мало детей, которые бросают своих родителей под старость , отправляют в престарелые дома? Но среди нас есть отзывчивые, человечные люди. В нашем селе, казалось бы, в маленькой деревушке тоже есть такие люди. Это Чугунова Н.А., которая взяла к себе совсем одинокую немощную старушку, у которой не было детей, но родственники были. Вам нужно брать пример с ваших родителей : Шилины, Цаплины, Колесниковы.

IV. Домашнее задание.

1. Написать сочинение:

"О чём заставил меня задуматься рассказ Паустовского "Телеграмма".







© 2010-2022