План-конспект урока по русскому языку Язык словами силен

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Калачеевская СОШ №1







ЯЗЫК СЛОВАМИ СИЛЁН.



Обобщающий урок - путешествие по теме
«ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ»
6 класс.







Учитель русского языка и литературы
МКОУ Калачеевская СОШ № 1
Калачеевского района
Ивченко В. А.









2012г.

Урок - путешествие по теме «Лексика. Фразеология».

Язык словами силён.





Цели урока:

  • Повторить и обобщить знания учащихся, полученные на уроках русского языка по теме «Лексика. Фразеология».

  • Развивать внимание, логическое мышление, память, речь учащихся и навыки использования словарей при работе.

Формировать интерес к предмету, воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

  • высказывания поэтов и писателей о русском языке, родной речи, словах;

  • презентация, таблица, словари, малая наглядность, рисунки.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Слово учителя.

Если в мире есть вещи, достойные «чуда», то «слово», бесспорно, первая и самая чудесная из них.

Л.В. Успенский.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие в город Лексикоград. На карте вы его не найдете. Он находится недалеко и неблизко, а именно там, насколько вы серьезно будете относиться к слову.

С собою в путь мы возьмем весь багаж знаний и путеводители. Цель путешествия: войти в город и поселиться там, чтобы глубже узнать слово; повторить, обобщить и закрепить знания, полученные на уроках; внимательно слушать, четко записывать в путевые дневники информацию; правильно следовать по маршруту и уложиться во времени. Самых любознательных ожидает чудо.

3.Объяснительный диктант (по цепочке).

Наши ориентиры.

Вя..кое болото, ш..рокая д..рожка, зар..сли ш..повника, бере.. реки, крепос..ной вал , берёзовая рощ.., у..кий мостик, под..ём в гору, ст..рожа у ворот.

-Маршрут следования нам знаком. Теперь возьмём с собой в багаж знания.


  1. Повторение опорных знаний .

Вязкое болото.

  1. Какие слова в русском языке называются однозначными, а какие многозначными?

  2. Чем отличаются синонимы от омонимов? Какие слова называются антонимами?

    1. Чем отличаются заимствованные слова от исконно русских?

    2. Какие слова называются диалектными, жаргонизмами, профессиональными?

    3. Чем объяснить, что одни слова выходят из употребления, а другие появляются в языке?

    4. Чем архаизмы отличаются от историзмов?

    5. С какой целью в речи используются фразеологизмы?

    6. Что такое лексика?

- С таким запасом знаний можно отправляться в путь. Вязкое болото оставляем в стороне и идем по широкой дорожке.

Дорога - слово самое обыкновенное, но необычна история его происхождения. Ученые установили, что это существительное одного корня со словами «дёргать», «драть». Слово дорога буквально обозначало когда-то «овраг», углубление в почве, лощина. Считают, что давным-давно пути прокладывались в лесистых местах по дорам - -«лесным проселкам». А возможно, дело в том, что на открытых местах любая колея или тропа быстро превращалась в размытые водами лощины - дороги.

А что же говорит словарь? (См. словарь С. И. Ожегова).

5. Работа с толковыми словарями.

Выписать 2 многозначных, 2 однозначных слова. Найти слово «дорога» в толковом словаре. (работа по вариантам).

Заросли шиповника.

- Колючий шиповник, дремучий кустарник, густые заросли. Дремучий - (лесные дебри, как бы цепенеет в дремоте)

Дремучий ← дремать, дремота ← дрёма (кукушкины слёзы).

Дремучий ← в нём тот же корень, который мы находим в диалекте дром

«чаща, густые заросли» (густой, непроходимый, очень частый).

6.Тест.

Отметьте словосочетание, в котором прилагательное употреблено в прямом значении:

А) железный человек В) железная дисциплина

Б) железная воля Г) железная кровать

Укажите ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении:

А) светлый ум, железная бочка, горячий чай;

Б) горькая судьба, общий язык, чистая скатерть;

В) золотые руки , холодный ум, горячее сердце.

Вывод: С какой целью используются в речи слова в переносном значении?

(Часто используют как выразительное средство).

Берег реки.

7. Синтаксический разбор предложения.

Тропинка терялась в частой молодой поросли или чапыге. (Какое слово является диалектным?)

Крепостной вал.


8.Тест. Определите пару слов, не являющихся синонимами:


А) думать - мыслить

Б) бой - побоище

В) мороз - метель

Г) ошибка - промах

Определите пару слов, не являющихся антонимами:

А) снимать - разнимать

Б) сжимать - разжимать

В) сгибать - разгибать

Г) сводить - разводить

  • Какими членами предложения могут быть синонимы, антонимы, омонимы?

Березовая роща.

Самая изменчивая часть языка - словарь. Как хороший барометр, откликается словарь на все изменения жизни.

А. Супрун.

9.Проверка домашнего задания. (Заимствованные слова).

  • Родина... Начинается она с родного дома, изучения родного края, истории, родного языка. Как бы мы узнали о событиях дней минувших, если бы не сохранились названия того, что давно кануло в Лету - реку забвения? Достаточно ли человеку знать значение слова или все-таки полезно заглянуть в его историю? По ответу на этот вопрос можно судить, любознательный ли вы человек, стремитесь ли к знаниям, к глубокому изучению истории, хотите ли быть образованным и культурным. У предков наших всегда было презрительное отношение к «Иванам, не помнящим родства», а мы теперь знаем, что...

1) наиболее древними заимствованиями считаются слова, пришедшие к нам из скандинавских языков (шведского, норвежского, исландского): акула, кнут, крюк, пуд, имена Ольга, Олег, Глеб.

2) В связи с набегами на Русь половцев, печенегов, турок, татар в русский язык проникли тюркизмы (алмаз, арба, башмак, буран, деньги, каблук, карандаш, лошадь, табун, шалаш, туман, чугун и др.)

  1. Многие слова заимствованы русским языком из греческого (сцена, тетрадь, театр, сандалии, скелет, хор, эхо). Широко распространились греческие корни, (авто-, аква-, био-, гео-, гидро-, зоо-, теле-).

  2. Французские слова чаще всего заимствовались для обозначения предметов одежды (шинель, костюм, фасон, шарф), мебели, (гардероб, табурет, этажерка), пищи (сосиска, пюре, соус, майонез, компот), туалета (одеколон, маникюр, массаж), искусства (фойе, партер, премьера, эскиз, этюд).

  3. Еще в Петровскую эпоху началось заимствование голландских слов, связанных с морским делом (гавань, верфь, матрос, флот, трюм, шторм, штурман, рубка, руль, яхта).

  4. Из английского языка заимствовалась техническая и спортивная лексика (бульдозер, вагон, комбайн, трактор, экскаватор, рельс, теннис, баскетбол, футбол, матч, спорт, старт, финиш, хоккей).

  5. Из итальянского пришли музыкальные и сценические термины (фортепьяно, дуэт, соло, виолончель, флейта, пианино, опера) и название некоторых пищевых продуктов (конфета, макароны, помидор, торт, сарделька).



Русский язык, его самобытность и богатство не пострадали от такого гостеприимства, т.к. иноязычных слов меньше, чем исконно русских, и заимствование - это естественный путь взаимообогащения языков.

Узкий мостик.

С русским языком можно творить чудеса... Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом.

К. Г. Паустовский.



  1. Работа со словарём (устно) . 40 лет упорной работы отдал В.И. Даль составлению знаменитого «Толкового словаря». Найдите диалектные слова, употребляемые в нашей области ( драбина, дратва, гарбуз, канун, кавун, поганый, припечек, сакира, кочет, кузык, чувал, чулан, чурбак, тюря, цуцык.)



Слово - дело великое!

Л. Н.Толстой.



Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому.

М.В. Ломоносов.

Подъём в гору.


11.Игра «Отгадай, кто мои родители». ( профессиональные слова). Учащиеся называют слова, связанные с профессией родителей.



Сторожа у ворот.

Многие слова сами по себе излучают блеск подобно тому, как драгоценные камни излучают

таинственный блеск.

К.Г. Паустовский.

  1. Тест. Найди соответствия.

А) чело очень

Б) длань напрасно

В) зело лоб

Г) вотще рука


Назови историзмы.

А) Восстань, пророк, и виждь, и внемли…

Б) Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах.

В) …Или дремлешь под жужжаньем своего веретена?

Замки или замки ?

Язык есть исповедь народа, В нем слышится его природа, Его душа и быт родной.

П. Вяземский.


  • Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. Мы их часто произносим, не задумываясь. Это пословицы и поговорки, меткие, яркие выражения, ставшие крылатыми.

  • трудились в поте лица;

  • старались не упасть в грязь лицом;

  • вертелась как белка в колесе;

  • старались не попасть впросак;

  • шевелили мозгами и т.д.

13.Подбери фразеологизмы к данным рисункам.

- Вот мы и в Лексикограде.

А здесь площадь фразеологизмов, улица устаревших слов, море профессионализмов, но мы зайдем в магазин неологизмов.


  1. Работа с неологизмами.


  • Назовите новые слова, вошедшие совсем недавно в обиход почти каждого человека. (Учащиеся называют заготовленные слова).

  • А если мы не знаем лексического значения слова? Где можно справиться? (Да, в словарях).

  • Словари - наши друзья и помощники. С их помощью мы познаем мир и расширяем свой кругозор.

Слово - интересная вещь. Слово - дело великое. Поселимся в этом городе?


  1. Итоги урока.

16. Домашнее задание.П. , упр. ,подготовиться к контрольному диктанту.



© 2010-2022