Урок литературы в 11 классе

Любовь - вечная тема - проходит через всё творчество Владимира Маяковского, начиная с ранних стихов и кончая последним незавершённым стихотворением “Неоконченное”. Относясь к любви как к величайшему благу, способному вдохновить на дела, на труд, Маяковский писал: “Любовь - это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь - это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не пр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Любовь - какая она? (По стихотворениям В.В.Маяковского).

Цели:

  • дать учащимся представление о любовной лирике Маяковского, о том, как поэтом воспринималось это чувство; познакомить с фактами биографии Маяковского;

  • закрепить умение анализировать лирическое произведение; уметь обобщать;

  • заставить учащихся задуматься о том, что значит для них это чувство, как они сами его понимают, каким оно должно быть.

«Любить -

это значит:

в глубь двора

вбежать

и до ночи грачьей,

блестя топором,

рубить дрова,

силой

своей

играючи»
(Вл. Маяковский "Письмо товарищу Кострову о сущности любви")

Ход урока

Вступительное слово учителя. (Тема не записана на доске). Читает эпиграф.

Как вы думаете, какое главное слово будет сегодня главным в теме урока?

Правильно: ЛЮБОВЬ. Но данное слово не может быть формулировкой темы одного урока. Необходимо её несколько конкретизировать:

Нежные!
Вы любовь на скрипки ложите.
Любовь на литавры ложит грубый.
А себя, как я, вывернуть не можете,
чтобы были одни сплошные губы!

В нескольких строках Маяковский рассказал о трёх вариантах любви. Как вы думаете, какими словами дополнить тему? («Какая она - любовь?» (По стихотворениям В.В.Маяковского)

Наша с вами задача: познакомиться с некоторыми стихотворениями Маяковского, посвящёнными теме любви, и понять, как же выражал это чувство великий поэт, с помощью каких выразительных средств, и найти ответ на вопрос: «Надо ли нам, жителям 21 века, выражать это чувство? И если надо, то как?»

Мы будем говорить об этом вместе с Владимиром Маяковским. Не верите? А зря… Владимир Владимирович, можете задать свой вопрос ученикам! (Звучит стихотворение «А Вы могли бы?» в исполнении автора)

Учитель: В письме к любимой женщине Маяковский писал: "Исчерпывает для меня любовь всё? Всё, но только иначе. Любовь - это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела и всё прочее. Любовь - это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём". Именно такое, любящее и потому отзывающееся на всё в мире "сплошное сердце" открывается в лирике Маяковского.

Собственно любовная лирика занимает в поэзии Маяковского немного места, но в стихах, где идёт речь совсем о другом, вновь и вновь возникает слово "любовь".

Итак, назовём основные произведения Маяковского, относящиеся к любовной лирике.

  • Поэма "Облако в штанах",

  • "Флейта - позвоночник",

  • "Люблю",

  • "Про это",

  • Стихотворения: "Юбилейное",

  • "Любовь",

  • "Лиличка",

  • "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви",

  • "Письмо Татьяне Яковлевой" и др.

Биографический комментарий.

Женщины недопонимали его огромности, которую слишком ценила Лиля Брик, женщина, вызвавшая у Маяковского самое сильное и долгое чувство. Итак, что же это за женщина? Писатель Василий Шкловский вспоминая: "Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, умной и какой угодно. Такой описывал женщину Шекспир". Подруга Лили Брик сказала о ней так: "Женственнейшая женщина с трезвым рассудком и искренним равнодушием к "суете сует" (обращение к иллюстрациям).

Обратимся к стихотворению «Лиличка» (1916 г.) Оно прозвучит в исполнении группы «Сплин»: песня «Маяк». Анализ:

- Что представляет собой из себя это стихотворение по форме (обратите внимание на подзаголовок). (Перед нами обращение героя к своей возлюбленной, страстный монолог, написанный в форме письма).

Ситуация, изображённая в стихотворении, внешне выглядит прозаичной. Герой страстно влюблён, но влюблённая относится к нему далеко не однозначно и, видимо, может оставить его в любой момент. Но предельно взволнованная интонация стихотворения позволяет нам убедиться в глубине и трагичности чувств, переживаемых лирическим героем.

- Найдите и прокомментируйте строчки, передающие внутреннее состояние героя. Какие изобразительно-выразительные средства при этом использует автор?

Сегодня сидишь вот, сердце в железе. - метафора

Дикий, обезумлюсь, отчаяньем иссечась. - метафора, эпитет

любовь моя - тяжкая гиря ведь - метафора

Кроме любви твоей, мне нету солнца,

Кроме любви твоей, мне нету моря, - гиперболы

что душу цветущую любовью выжег, - метафоры

Слов моих сухие листья ли

заставят остановиться,

жадно дыша?

Дай хоть

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг.

- Какие строки подтверждают "громаду-любовь" героя?

Кроме любви твоей, мне нету солнца,

Кроме любви твоей, мне нету моря, - гиперболы

- Итак, любовь героя… Какие слова вы бы подобрали, чтобы охарактеризовать её? Учащиеся выходят по одному и записывают на доске.

Любовь

  • Забота о любимом

  • Порядочность

  • Нежное отношение

  • Любовь (обычное, понятное, некрасивое) отсутствие упреков

  • "Отдавание" себя

  • Ты - моя собственность дарение

  • Я тебя хочу

  • Сделка (я люблю тебя за…)

  • Возьми то, что я могу отдать, и от этого я буду счастлив

  • Желание сделать любимого лучше, чем он есть

  • Не ожидать ничего взамен

1-я ступень - это легко, это "как все", это ревность и т.д.

2-я ступень - это сложно, это " не как большинство".

Как вы думаете, какая любовь приносит человеку счастье?

А что преобладает в жизни?

Выразительное чтение и краткий анализ стихотворения "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви" (1928)

Учитель: О своей любви к Яковлевой поэт говорит в стихах «Письмо товарищу Кострову о сущности любви». Это стихотворение навеяно сильным и глубоким чувством Татьяне Яковлевой. Маяковский познакомился с ней в 1928 г. в Париже.

Вот что вспоминает об этом сама Татьяна Яковлева в письме к матери:

" Познакомились мы так. Ему…бесконечно про меня рассказывали, и я получала от него приветы, когда он меня ещё не видел. Потом пригласил в один дом специально, чтобы познакомить. В смысле внимания и заботливости (даже для меня, избалованной) он совершенно изумителен. Я до сих пор по нему скучаю. Главное, люди, с которыми я встречаюсь, большей частью "светские", без всякого желания шевелить мозгами или же с какими-то мухами, засиженными мыслями и чувствами. Маяковский же меня подхлестнул, заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться…Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след…"

Это стихотворение не просто о любви, оно о сущности любви.

- Что значит для поэта любовь? (Учащиеся читают отрывки в доказательство своих мыслей) Любовь В.Маяковского готова сметать все преграды. Он сравнивает ее со стихийным бедствием, порожденным «ураганом, огнем и водой». Это не ослепляющая человека страсть, а земное, радостное чувство, наполняющее творческой силой. Это единство земного и небесного.

Точка зрения

Точка зрения

«Нам

любовь

не рай да кущи,

нам

любовь

гудит про то,

что опять

в работу пущен

сердца

выстывший мотор.

………………..

Любить -

это значит:

в глубь двора

вбежать

и до ночи грачьей,

блестя топором,

рубить дрова,

силой

своей

играючи.

………………………………..

любовь загудит -

человеческая,

простая.»

Как бы

вам бы

объяснить это состояние?

…из зева

до звёзд

взвивается слово

золоторождённой кометой

…прислушиваюсь:

любовь загудит -

человеческая,

простая.

Ураган,

огонь,

вода

подступают в ропоте.

Кто

сумеет совладать?

Можете?

Попробуйте…

Чтение и анализ отрывков из поэмы «Флейта-позвоночник»: выпишите все слова с приставкой «ВЫ».

Версты улиц взмахами шагов мну.

Куда уйду я, этот ад тая!

Какому небесному Гофману

выдумалась ты, проклятая?!

30 Мне,

чудотворцу всего, что празднично,

самому на праздник выйти не с кем.

Возьму сейчас и грохнусь навзничь

и голову вымозжу каменным Невским!

Вот я богохулил.

Орал, что бога нет,

а бог такую из пекловых глубин,

что перед ней гора заволнуется и дрогнет,

вывел и велел:

40 люби!

Это ему, ему же,

чтоб не догадался, кто ты,

выдумалось дать тебе настоящего мужа

50 и на рояль положить человечьи ноты.

Если вдруг подкрасться к двери спаленной,

перекрестить над вами стёганье одеялово,

знаю -

запахнет шерстью паленной,

и серой издымится мясо дьявола.

А я вместо этого до утра раннего

в ужасе, что тебя любить увели,

метался

и крики в строчки выгранивал,

60 уже наполовину сумасшедший ювелир.

В карты б играть!

В вино

выполоскать горло сердцу изоханному.

Рот зажму.

Крик ни один им

не выпущу из искусанных губ я.

Привяжи меня к кометам, как к хвостам лоша-

диным,

и вымчи,

рвя о звездные зубья.

Или вот что:

когда душа моя выселится,

выйдет на суд твой,

выхмурясь тупенько,

ты,

Млечный Путь перекинув виселицей,

возьми и вздерни меня, преступника.

Делай, что хочешь.

Хочешь, четвертуй.

Я сам тебе, праведный, руки вымою.

Только -

слышишь! -

100 убери проклятую ту,

которую сделал моей любимою!

Версты улиц взмахами шагов мну.

Куда я денусь, этот ад тая!

Какому небесному Гофману

выдумалась ты, проклятая?!

Какую мысль ещё и ещё раз подчёркивает поэт, употребляя глаголы с такой приставкой?

Итак, подведём итоги: мы обратили внимание на обилие красивых метафор в стихотворении, посвящённом Лилии Брик;

на радость, ощущение земного и небесного в стихотворении о сущности любви, которое было написано под влиянием чувства к Татьяне Яковлевой;

на «любовь-громадину», которая объединяет все стихотворения Маяковского о любви.

Опираясь на впечатления и размышления, вызванные сегодняшним уроком, напишите сочинение - зарисовку (4-5 предложений) на тему: «Какая она - любовь? Нужна ли она нам, живущим в 21 веке? Чтение 2-3 работ.

Подведение итогов. Выводы.

«Любовь - это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь - это сердце всего», - В.В.Маяковский.

Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: «Какие чувства испытывает лирический герой стихотворений В.Маяковского о любви?» (Произведения на выбор учащегося)

6

© 2010-2022