Методическая разработка открытого занятия по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Арзамасский коммерческо - технический техникум»

















Методическая разработка

открытого занятия

по литературе

«Петербург в романе Ф.И. Достоевского

«Преступление и наказание»






Преподаватель литературы:

Ледянкина Л.И.















Арзамас


План



  1. Введение

  2. Проект занятия

  3. Структура занятий

  4. В Петербурге Достоевского

  5. Самоанализ

  6. Приложение «Литературный Петербург»







































Введение

Во многих современных исследованиях становится вопрос о необходимости совершенствования умственной, эстетической деятельности студентов, развития их эмоциональной сферы, самостоятельности, в основе которой лежит владения способами добывания и применения знаний. Эта концепция чрезвычайно актуальна для решения задач литературного образования.

Литература создает особые условия для исследовательской работы, связанной с умением самостоятельно решать сложные проблемы, с критически-оценочной деятельностью, что способствует духовному развитию личности.

Тема «Петербург Достоевского» имеет широкие возможности. Эта образовательная тема возвращает нас к истокам и традициям отечественной культуры, которая реалистично изображала действительность и протестовала против «cтрашного мира», сочувствовала беззащитному «маленькому» человеку.

Гуманизм классической литературы, в частности Достоевского, намечает процесс возрождения духовности студента. Конфликт человека с миром, им отрицательным, дает возможность творчества, находить правильное решение, отстаивать свои убеждения

Роман «Преступление и наказание» - суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, а город Петербург эмоционально усиливает атмосферу невыносимых страданий человека.




















Проект открытого занятия по литературе преподавателя русского языка и литературы Ледянкиной Л.И.

Тема: «Петербург в романе Ф.И. Достоевского «Преступление и наказание».

Вид занятия: урок развивающего обучения

Тип: усвоение новых знаний

Цели:

  1. Создать условия для понимания студентами недопустимости существования страшного мира, описанного в романе Ф.И. Достоевского «Преступление и наказание», невозможности человеческой жизни в подобных условиях; показать авторские приемы создания образа Петербурга - соучастника преступления; раскрыть художественную функцию пейзажа, интерьера, сцен уличной жизни, их роль в реализации общего замысла Достоевского

  2. Способствовать осмыслению мировосприятия через развитие умений:

  • определять авторский замысел;

  • обобщить информацию;

  • строить логическую цепь рассуждений, приводящую к новому знанию

  • обосновывать суждения, умозаключения.

  1. Способствовать формированию у студентов собственной нравственной оценки происходящего

  1. Диагностика уровня развития и обученности студентов

По уровню развития умений, навыков и способов деятельности студентов можно разделить на 3 группы:

1 гр. - 70% студентов, умеющих организовывать совместную творческую деятельность и собственную. Они принимают решения, в основном, в стандартных ситуациях. Распределяют и оценивают ресурсы для реализации поставленных целей

2 гр. - 20 % студентов, организующих процесс коммуникации, создающих эмоциональный фон, воодушевляющих группу на деятельность

3 гр.- студенты, умеющие планировать свою и чужую деятельность, прогнозировать результат, генерировать новые идеи. Их 10 %.

Программный материал усвоен, хотя некоторыми студентами непрочно «Доминирующие способы деятельности группы - самостоятельная работа, исполнительная и оцениваемая самим субъектами, работа, стимулирующая образно-эмоциональное видение мира. Вследствие этого я выбрала групповую форму обучения.

  1. Психолого-педагогическая характеристика группы

В группе 25 человек, из них 1 юноша. Возраст 15-16 лет. Психологические особенности этого возраста заставляют преподавателя искать нестандартные возможности развития потребностей. Деятельность студентов на уроке мотивированна. Уровень их развития примерно одинаков и соответствует возрасту. Процесс обучения идет в микрогруппах, в которых есть лидеры. Для реализации творческого мышления необходимо не только ориентироваться в материале, но и уметь перекодировать информацию, иметь образное впечатление от произведения, нравственную установку, поэтому и выбрано много соответствующих средств.

III. Описание исходного уровня ЗУН студентов для изучения данной темы.

Студенты владеют программным материалом.

Знают:

  • биографию писателя Достоевского;

  • историю создания романа «Преступление и наказание»;

  • содержание 1 и 2 главы I части романа.

Умеют:

  • пересказывать материал;

составлять хронологическую таблицу;

  • сравнивать точки зрения и аргументировать свою.

На основе исходных ЗУНов студенты должны:

Знать:

  • содержание I части романа;

  • образ Петербурга и его составляющие характеристики;

  • идейно-тематические особенности I части романа

Уметь:

  • находить в тексте цитатные характеристики образа;

  • аргументировать высказывания;

  • составлять таблицу, выделяя ключевые понятия;

  • рефлексировать.

IV. Оборудование урока

  1. Эстетическое оформление доски (тема, эпиграф)

  2. Мультимедийный проектор, компьютер

  3. Тексты романа «Преступление и наказание»

  4. Таблица «Условия жизни. Концепция»

  1. Результат

В результате деятельности на уроке студенты узнают богатую историю Петербурга, его культурные ценности; город не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. Понимают разное видение писателями северной столицы. Студенты осмысливают особенности изображения «страшного мира». Работа в микрогруппах, четкий алгоритм исследования способствует осознанию идейного замысла писателя - показать неразрешимость противоречий и тупиков, в которых оказались герои. Образ Петербурга подчеркивает духовное одиночество героев. Студенты анализируют несправедливо устроенный мир, определяя конфликт между человеком и обществом; рефлексируют, что в таких условиях человек не может жить счастливо, но каждый должен стараться выжить, т.к. он является творцом своей судьбы.








Структура занятия


  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Создание эмоционального настроя

  2. Вступительное слово преподавателя

  1. Деятельносный этап

  1. Исторический экскурс «Петербург. Страницы истории».

  2. Сообщение студента «Литературный Петербург».

  3. Исследование группой составляющих характеристик Петербурга (петербургский климат, пейзаж, сцены уличной жизни).

  4. Творческая минутка: создание ассоциативного образа дома

  5. Работа в микрогруппах: исследование жилых помещений героев

  • 1 мкгр. - комната Раскольникова

  • 2 мкгр. - комната Мармеладовых

  • 3 мкгр. - комната Сони

  1. Отчет микрогрупп и составление сводной таблицы по интерьеру жилых помещений «Условия жизни. Концепция»

  1. Рефлексивный этап

  1. Рефлексия студентов «Условия жизни в Петербурге»

  2. Рефлексия преподавателя на деятельность студентов.

  3. Выставление оценок в журнал

  1. Задание на дом:

  1. Миниатюра «Петербург Достоевского».

  2. Прочитать I ч. гл. 1-6

  3. Устный ответ «История семьи Мармеладовых»






В Петербурге Достоевского

Город пышный, город бедный

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Сказка, холод и гранит…

А С.Пушкин

I. Организационный этап. Создание эмоционального настроя.

Слово преподавателя: перенесемся мысленно в 60-е годы XIX века. Для Достоевского это период нравственных и физических потрясений: умерла жена, брат Михаил, запрещен журнал «Время», банкротство журнала «Эпоха». Все это свинцовым грузом ложиться на душу писателя. Участились приступы болезни. Опутанный долгами, Достоевский прекратил издание журнала и уехал за границу

Федор Михайлович надеялся, что новый роман спасет его от нищеты.

В самые отчаянные минуты жизни у Достоевского - взрыв жизненных сил. Помните пушкинские строки: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»? С этими словами мы и войдем в художественный мир романа «Преступление и наказание». Действие романа происходит в Петербурге. Обратимся к истории

II. Деятельностный этап. Исследовании проблемы «Петербург Достоевского». Заочная экскурсия.

  1. Исторический экскурс. «Петербург. Страницы истории».

Город, основанный Петром I в 1703 году, был заложен в устье Невы на месте, удобном в военном и торговом отношении. Петербург создавался по единому плану. Уже в первые годы существования появился его композиционный центр - Петропавловская крепость и Адмиралтейство. Их золотые сияют над городом во многом определяя своеобразие его художественного облика. Красота Петербурга поистине легендарна. Его великолепные памятники, царственные площади и набережные, его белые ночи, его туманы навсегда заворожили представителей русского искусства.

Петербургу посвящали полотна живописцы и графики. Когда любуешься величественными видами города на Неве, невольно вспоминаешь строки из стихотворения Петра Андреевича Вяземского:

Я вижу град Петра,

Чудесный, величавый,

По манию Петра воздвигший

Из блат,

Наследный памятник его могучей славы

потомками его украшенный стократ!

Повсюду зрю следы величия державы,

И русской славою след каждый озарен!

Тема Петербурга традиционна для русской литературы. Давайте вспомним некоторых авторов, в произведениях которых действующим лицом является Петербург.

  1. Презентация студента «Петербург в русской литературе».

  2. Каков же Петербург Достоевского?

Перенесемся в мир романа, пройдем по улицам «самого фантастического города на земле» (как называл его Достоевский), заглянем в лестничные пролеты и квартиры, послушаем звуки города, в котором живут герои романа «Преступление и наказание»

Петербургский климат (начало романа)

«На улице жара стояла страшная».

Р: это не только фон, но символ внутреннего состояния

пейзаж

«На грязных и вонючих дворах домов сенной площади…»

Р: давит на людей, герой задыхается в этом мире

*сцены уличной жизни.

I гл. - один пьяный крикнул Раскольникову: «Эй ты, немецкий шляпник!»

(III гл.) - девушка шла спотыкалась, пьяная

Р: от такой жизни люди тупеют, выхода нет.

Где же спастись от жары, духоты, грязи?

Войдем вслед за героями во дворы - колодцы, поднимемся по грязным, мрачным лестницам. Войдем в комнаты.

4. Что значит для вас ваша комната? (Уют, тепло, чистота, нежность, любовь) (Творческая минутка по созданию ассоциативного образа дома)

(Это место, где человек находит покой, умиротворение, отдых)

Что же мы видим в описаниях интерьеров комнат героев?

5. Работа в микрогруппах:

1 мкгр. - Описание комнаты Раскольникова (ч.1, гл. 1; ч 1, гл 3) - коморка, клетушка, шкаф

2 мкгр. - Описание комнаты Мармеладовых (ч 1, гл 2) проходная

3 мкгр. - Описание комнаты Сони Мармеладовой (ч 4, гл. 4) сарай

Персонаж

Образ комнаты

Я - концепция

Раскольников

Каморка, шкаф

Герой задыхается, чувство тоски, безысходности

Мармеладов

Беднейшая проходная

Жизнь героев проходит на виду у всех; униженность от нищеты и отсутствие интимности, сокровенности, задушевности, домашнего очага

Соня

Уродливый сарай, безобразно тупой, нищета, желтые обои

Худенькая Соня теряется в этом сарае.

Чувство потерянности, одиночества, униженности

Робщ представлен в таблице «Условия жизни. концепция».

Р: Интерьер влияет на развитие действия. Создается атмосфера в целом - атмосфера бедности, холода, безысходности. Обстановка угнетает человека, приводит его в отчаяние, толкает на безрассудные поступки.

Можно жить в таких условиях?

Каков Петербург?

В таких условиях жить нельзя, поэтому герои тупеют.

Петербург Достоевского - город, в котором невозможно жить, «город «униженных и оскорбленных».

Петербург - не просто место действия, не просто образ, он соучастник преступления

Методическая разработка открытого занятия по литературеклимат

Методическая разработка открытого занятия по литературеПетербург пейзаж

Методическая разработка открытого занятия по литературеМетодическая разработка открытого занятия по литературеДостоевского сцены уличной жизни

интерьеры

- это город «униженных и оскорбленных».


  1. Рефлексивно-оценочный этап.

  1. Студенты говорят о невыносимых условиях жизни в Петербурге, о том, как город влияет на психологическое состояние героев. Но как бы велико влияние не было, необходимо противостоять трудностям, находить в себе силы достойно жить. Приводили примеры известных людей, например, Н. Некрасова, которые сумели не только выжить, но и оставить глубокий след в истории нашей страны.

  2. Преподаватель подводит итоги деятельности студентов и выставляет оценки в журнал.


  1. Задание на дом.

  1. Миниатюра «Петербург Достоевского»

  2. Прочитать I часть (1-7 главу)

  3. Устный рассказ «История семью Мармеладовых».







Самоанализ урока


Форма проведения занятия - групповая, т.к. коллективно-мыслительная деятельность активизирует студентов.

Цели занятия: дидактическая и развивающая определяются исходя из содержания материала.

Для достижения цели подобраны соответствующие средства обучения: идеальные и материальные

I. Этап занятия - организационно-мотивационный - очень важен в системе развивающего обучения, т.к. направлен на осознание потребностей к изучению нового материала. Он должен быть мобильным и ярким, поэтому оформление доски - лаконичное (тема, эпиграф, портрет писателя), а мотивационное средство - зрительное, образное, информативное - презентация «Петербург. Страницы истории», «Литературный Петербург». За счет этого происходит развитие эмоциональной и эстетической сферы студентов и понимание художественно-образной системы произведения, создание своего представления о жизни, истории, людях.

II. Деятельностный этап - изучение новой темы путем решения проблемы, поставленной преподавателем. Все микрогруппы работают с текстом составляющих характеристик городской жизни: петербургский климат, пейзаж, сцены уличной жизни и приходит к общему результату: город давит на людей, герои задыхаются в таких условиях.

Творческая минутка по созданию ассоциативного образа дома (уют, тепло, чистота, любовь и т.д.) наводит на размышление студентов о том, что дом - это очаг, где человек находит умиротворение и покой.

Осмыслив проблему и пути её разрешения, студенты в микрогруппах исследуют текст (I ч., гл.1-3) по определению жилых помещений героев: Раскольникова, Сони, Мармеладова.

Результат представляют в таблице «Условия жизни. Концепция»

Интерьер

Образ

Концепция

Раскольникова

Сони

Мармеладова

Такой вид работы способствует развитию логического мышления умозаключения, творческого воображения, выработке собственных взглядов.

Студенты понимают, что условия жизни влияют на характер человека и его поступки.

III. Рефлексивный этап - главный в учебной деятельности. Студенты должны показывать не только знания, которые они получили, но и умения, особенно - соотношение авторского замысла со своим мировоззрением

Методическая разработка открытого занятия по литературеклимат

Методическая разработка открытого занятия по литературеПетербург пейзаж

Методическая разработка открытого занятия по литературеМетодическая разработка открытого занятия по литературеДостоевского сцены уличной жизни

Методическая разработка открытого занятия по литературе

комнаты

город «маленьких людей», соучастник преступления

Главное достижение рефлексии - это формулировка своей концепции. Интересы высказывания: «Петербург представлен черными красками, посмотри на него другими глазами», «Если мир не меняется, начни изменять себя».

Заканчивается занятие рефлексией преподавателя. Она отметила четкость и слаженность работы микрогруппы; умение видеть учебное пространство, находить пути решения проблемы и рефлексировать. С помощью этой темы студенты обогатили свой жизненный опыт.



















Приложение

Литературный Петербург

Тема Петербурга традиционна для русской литературы. Прекрасный и величественный «град Петров» встает со страниц лирики А.С. Пушкина. Петербург для поэта - воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России, талантливости ее народа. Однако Пушкин чувствовал, что Петербург - город контрастов.

В произведениях Н.В. Гоголя образ Петербурга как бы раздваивается: его великолепие отходит на второй план, отступая перед проблемами обезличивания человека. В «Петербургских повестях» автор создает таинственный образ столицы. Здесь люди сходят с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством, просто умирают.

Холодный, равнодушный, бюрократический Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.

В. Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Единственная отрада - публичная библиотека.

Н.А.Некрасов в стихотворениях рисует, прежде всего, Петербург социального зла, страданий и несправедливости, где сильные безраздельно властвуют над слабым.

Поэт показывает картины страданий «униженных и обиженных» на фоне помпезных «парадных подъездов».


© 2010-2022