Конспект урока русского языка по теме Правописание НЕ с именами существительными

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: «Не с существительными».

Цели урока:

- создание условий для освоения темы урока, выработка алгоритма действий при написании не с существительными, обеспечение понимания учащимися отличия слитного и раздельного написания не;

- формирование познавательного интереса, навыков анализа, сравнения, обобщения; переработки и преобразования информации (схема, таблица, алгоритм), развитие навыков самостоятельного труда и самооценки;

- воспитание культуры общения, речи и поведения, закрепить уверенность обучающихся в успехе.

Тип урока: урок новых знаний.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Задача: мотивация к учебной деятельности.

Приветствие.

Слово учителя. На первых уроках изучения темы «Имя существительное как часть речи» мы с вами говорили о том, что столько ещё неизведанного нами об этой удивительной части речи. От урока к уроку ваши знания о ней становятся обширнее, вы открываете для себя столько нового, интересного. Но нет предела знаниям! И если вы готовы совершать новые открытия, то приглашаю вас это сделать. Я знаю. Что вы умные, любознательные, настойчивые, не пасуете перед трудностями. А это значит, что у вас всё получится!

  1. Актуализация знаний и пробные учебные действия.

  1. Чтение стихотворения о частице НЕ.

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но везде было тихо-тихо,
И во всем была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная.
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.
А из школы, взявшись под ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.

Забавная сказка? Почему она такой получилась?

Назовите слова, от которых убежала частица "НЕ".

  1. Вы уже догадались, о чём мы будем сегодня говорить. Речь пойдёт о НЕ.

Вы уже многое о ней знаете. И давайте докажем это, выполняя следующее задание:

Раскрыть скобки, объяснить правописание слов с НЕ.

(Не) смажешь колеса - быстро (не) поедешь.

Лентяю все (не)можется да (не)здоровится.
(Не) посеешь - урожай (не) соберешь

Правда в огне (не) горит и в воде (не) тонет.

(Не) друг поддакивает, а друг спорит.

(НЕ с глаголом
Пиши раздельно
Например, не хотел, не знал,
Только помни об исключении:
Ненавидел, негодовал. )

- Правописание каких слов вам было трудно объяснить? В последнем предложении мы встретили НЕ с именем существительным. Это и станет предметом нашего обсуждения.

Запишем тему урока: «Не с существительными».

Ученики устанавливают известное и новое (написание не с именами существительными) и формулируют цель и задачи урока. (Вывести правило слитного и раздельного написания не с именами существительными; узнать новый вид орфограммы, выявить условия написания не с именами существительными, научиться писать существительные с не и т.д.)

  1. Открытие новых знаний.

  1. Написание лексического диктанта.

Определите по лексическому значению слово и запишите его.

  1. Человек, которому не сидится на месте (непоседа).

  2. Недоучившийся, мало знающий человек (недоучка).

  3. Неуклюжий, неловкий человек (недотепа).

  4. Неумытый, грязный человек (неряха).

- Что объединяет все записанные вами существительные?

- Они характеризуют человека, все они общего рода.

- Какие из них несут ярко выраженный оттенок разговорного стиля?

- Недоучка, недотепа.

- Как они характеризуют человека?

- Что спасет человека от подобных качеств?

- Почему все эти слова пишутся с не слитно?

Знаете ли вы ещё имена существительные, которые не употребляются без НЕ?

(Ученики называют слова, помогаем стихотворением: недоумение, нелепость, неразбериха, незабудки, ненастье, неряха, Несмеяна)

  1. Лексическая работа (невежа - невежда).

Помогите разгадать путаницу.

Сидя в парке на скамейке, услышала я сказочный разговор. Ожили герои стихотворения Маршака "Кот и лодыри". Лодыри с возмущением говорят: "Совсем кот обнаглел. Ругает нас за пропуски уроков, а сам не может ни номера на доме прочесть, ни одной буквы не знает. Полный невежа". В чем ошиблись герои? Составьте словарную статью:

  • Невежа - это..

  • Невежда - это

  1. Изучение теоретического материала п.51 (стр.150). Задача: составить таблицу «Не с существительными».

    Слитно

    Раздельно

    1. Не употребляются без НЕ:

    невежда
    небылицы

    1. Если есть или подразумевается противопоставление:

    Не правда, а ложь.
    Не друг, а враг.
    Не счастье, а горе.

    2. При образовании слова противоположного значения:

    недруг (враг)
    несчастье (горе)
    неприятель (противник)

  2. Составление алгоритма определения правильности написания НЕ с существительными. Проговаривание.

  1. Первичное применение знаний, развитие учебно-языковых и правописных умений.

1)Спишите, раскрывая скобки, объясните, используя алгоритм.

На (не)счастье себе; тень (не)доумения; (не)погода задержала, а дела; с (не)терпением ожидал; (не) годы, а болезнь состарила; говорить (не)правду; завидует (не)друг; тяжелая (не)воля.

2)Выполнение упр. 285 (письменно, по заданию).

3)Замените синонимом или близким по значению словосочетанием.

  1. Горе - несчастье.

  2. Ложь - неправда.

  3. Враг - недруг

  4. Рассеянность - невнимание.

  5. Сомнение - недоверие

4)Составьте и запишите предложения, в которых эти существительные с "НЕ" следует писать раздельно:

  • Не счастье, а горе сблизило людей.

  • Не правда, а ложь наносит непоправимый вред дружбе.

  • Не друг, а враг не скажет правду.

  • Не доверие, а сомнение закралось в сердце.

Взаимопроверка.

5) Тест «Проверь соседа»

(Не)везение; (не)годование, (не)знайка, (не)поседа, (не)торопливость, (не) собака; (не)взгоды, (не)приятель, а враг; (не)былица. (+ + + + + - + - +)

  1. Итог урока. Рефлексия.

-Что открыли, узнали на уроке?

-Почему было трудно?

-Оправдались ли ваши ожидания от урока?

-Что вы взяли с сегодняшнего урока?

-Над чем заставил задуматься урок?

- Поможет ли вам алгоритм и таблица освоить условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными?

Самооценка участия на уроке, приобретённых знаний.

  1. Домашнее задание.

  1. Выучить условия написания НЕ с существительными (п. 51, таблица, алгоритм).

  2. Задания на выбор:

- Выполнить упражнение 287 (по заданию).

- Придумать лингвистическую сказку на тему урока.

- Составить диктант из 25 слов (словосочетаний) на правописание НЕ с именами существительными и глаголами.


© 2010-2022