Статья: «Применение информационных и компьютерных технологий на уроках литературы»

"Описание материала: Компьютер сопровождает нас повсюду. И теперь нельзя представить современный урок в школе без использования компьютерных технологий. Благодаря применения такой технологии у учащихся можно повысить интерес к предмету. Работа с компьютером активизирует мыслительные процессы, делая усвоение материала урока более эффективным. Кроме того, появляется возможность сделать обучение индивидуальным для каждого ученика. Компьютера на уроках литературы можно использовать на разных этапах ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Содержание

Введение……...………………………………………………….……………2

Организация самостоятельной деятельности учащихся.…….…………….3

Применение информационных и компьютерных технологий на уроках литературы …………………………………………………………………....5

Заключение………………………………….………………………………...8

Список литературы…………………………………………………………..10
Приложения .......……………………………………………………………………………….………..11























Введение

Веяния века информационных технологий коснулись и образования. Изучение любой дисциплины с использованием информационных компьютерных технологий дает возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса учащихся к предмету, повышению качества образования. Внедрение компьютерных технологий в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний. Конечно, существует много полярных взглядов на использование компьютера на уроке, но мир новейших технологий занимает все большее место в нашей жизни, и учитель просто обязан шагать в ногу со временем.

Я использую компьютер в процессе обучения с различными целями:

  • при объяснении нового материала для максимального его усвоения,

  • для оптимального закрепления изученного материала,

  • для справедливого контроля знаний учащихся,

  • для организации интересной и плодотворной самостоятельной работы по предмету.

Считаю, что компьютер на уроках русского языка и литературы не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения, которое дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. На данный момент в моей методической копилке есть ряд уроков по литературе, построенных с использованием компьютерной техники. ( Приложение 1)

Организация самостоятельной деятельности учащихся


Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний - это век информационный. Компьютер занимает все более прочное место в жизни современного школьника, который отдает предпочтение электронным книгам, словарям, справочникам. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

Доклады и сообщения являются широко распространенными видами устного монолога на уроке литературы. Учащиеся выступают с докладами при изучении обзорных тем, на уроках, посвященных биографии писателя, при анализе художественных произведений, на заключительно-обобщающих занятиях. Выработка умений готовить такие выступления способствует усилению практической направленности изучения литературы, развитию творческих способностей, подготовке к активному участию в коммуникативной деятельности.
Однако на практике подготовленные учащимися устные доклады и сообщения на литературные темы далеко не всегда могут удовлетворять как по содержанию, так и по форме; так как многие не владеют должными умениями подбирать и организовывать материал, нередко ограничиваются пересказом текста одного из источников, читают написанное, не отрываясь от конспекта, оказываются не в состоянии установить во время выступления контакт с аудиторией, управлять вниманием слушателей.
Возвращаясь к формам уроков, можно предложить такие комбинации, как работа с электронной энциклопедией по определенному заданию с последующим тестированием, поиск информации в электронной энциклопедии с последующим устным или письменным изложением, содержащим анализ этой информации, выпуск литературной газеты, созданной в программе Microsoft Office Publisher. (Приложение 2)
Такие уроки, которые дают учащимся навыки работы с информацией, ее отбора и анализа, очень важны. Выполняя «творческое оформление» темы по литературе, учащиеся могут показать глубину и осознанность материала. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций, демонстрируют, как учащийся видит и слышит тему. Также ребята учатся редактировать тексты, набирают сами тексты своих творческих работ, своих стихов, составляют сборники, делают компьютерные рисунки. (Приложение 3). Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал.

Также на уроках русского языка и литературы можно использовать электронные учебники. Они красочные, содержат большой объем учебной информации, и в их составе есть задания различного типа, позволяющие учащимся работать самостоятельно. Подготовленным ученикам можно предложить составить подобный учебник по различным темам. Конечно, учитель в таком случае должен направлять ученика и оказывать помощь. В своей работе я попыталась создать подобный учебник для 6 класса, в который включила все изучаемые произведения и биографии авторов, а также задания для проверки знаний учащихся по темам (Приложение 4).

Применение информационных и компьютерных технологий

на уроках литературы


Интересная форма урока - это урок-презентация. Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока - это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются, при помощи программы Power Point , в общую презентацию. В ходе урока такая презентация может быть продемонстрирована как с помощью мультимедийного проектора (если таковой имеется в школе), так и на отдельных компьютерах.
На уроках литературы подробно мы изучаем одно-два произведение писателя, а хочется, чтобы круг чтения учащихся был шире. Вот тут-то на помощь и приходит презентация, во время которой группа (или один ученик) не только представляет произведение, его проблематику, героев, и что самое главное, - старается пробудить у класса искренний интерес, желание прочитать его. Общая логика работы учителя, направленной на освоение учащимися содержания, создания презентации может быть выражена в трех этапах работы по каждому тематическому блоку:
1 этап: освоение приемов работы в режиме тренинга; формирование отношения к пользовательским навыкам как к ресурсам через проектирование ситуаций, в которых использование полученных навыков позволит повысить качество продукта или облегчить деятельность по его получению.
2 этап: применение приемов работы в подготовке документов в соответствии с задачами и содержанием деятельности учащихся по их текущим проектам; разработка формата и содержания документа на основе целей публичной или письменной коммуникации.
3 этап: вне рамок создания презентации - консультации учителя по работам в Power Point, необходимые для реализации проектов учащихся.
Учащиеся осваивают навыки:

- создания и редактирования электронных презентаций;
- отбора и размещения на слайде материала для электронной презентации;
- демонстрации электронной презентации, иллюстрирующей публичное выступление.
Учащиеся получают опыт:

- отбора материала для презентации по теме своего проекта;
- использования информации для решения своих задач;
- создания презентации в программе Power Point.
Контроль достижения планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении индивидуальных и групповых заданий на основе оценки промежуточных продуктов деятельности учащихся. Контроль по итогам создания презентаций осуществляется на основании анализа конечного продукта. Показателем успешного усвоения программы по созданию презентаций станет проявление умений в рамках проектной деятельности учащихся. Уроки с использованием компьютерной презентации - это и уроки объяснения нового материала, и урок-лекция, и урок-обобщение, и урок-научная конференция, и урок-защита проектов, и интегрированный урок, и урок-презентация, и урок-дискуссия в режиме Интернет-конференции ( Приложение 5)

Уроки с использованием программ «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», Malva всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора. (Приложение 6). Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. В этих пособиях представлены уроки, биографии писателей, изучаемые художественные произведения. Существует много готовых программных продуктов, которые могут быть использованы при проведении современных уроков с применением новых информационных технологий. Подобные уроки позволяют повысить мотивацию учащихся в изучении предмета, формировать общее мировоззрение на современном научном уровне.
Урок с использованием компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными целями) в форме тестирования с использованием компьютерной программы Tester, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (оценку выставляет компьютер). Например, можно подготовить тест для использования в качестве контрольной работы или интересного задания олимпиады по литературе (Приложение 7). Можно за основу взять тест классического сценария: выбор одного или нескольких ответов на предложенный вопрос. Компьютер замыкает на себе большую часть контрольных функций и оперативных реакций на ошибки ученика. Все ошибки немедленно фиксируются компьютером, но становятся в значительной степени частным делом учащихся, а не поводом для получения ими негативных эмоций. Учитель становится более свободен и позитивен в своем отношении к детям.

При подготовке к урокам литературы можно использовать электронное учебное издание «Хрестоматия по русской литературе» (Приложение 8), где представлены полные тексты всех произведений по программе, включая биографии и портреты писателей. Использование такой хрестоматии дает определенный эффект, особенно при изучении лирических произведений или небольших прозаических. Данное пособие учащиеся могут взять в школьной библиотеке.

Заключение

Компьютерные технологии используются мною на всех этапах работы:
1) для организации самостоятельной работы (выпуск газеты);
2) для объяснения нового материала (иллюстративная презентация);
3) для закрепления материала и проверки учащихся на обобщающих уроках (компьютерные тесты Tester).

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс можно представить в виде данной схемы:

Статья: «Применение информационных и компьютерных технологий на уроках литературы»С помощью компьютерных технологий можно создать специальные обучающие программы, тренажеры, демонстрировать видеоматериал. Компьютер, вступая с учеником в партнерские отношения, позволяет каждому ученику устанавливать наиболее благоприятный для себя темп и ритм учебной деятельности, и освобождает учителя от необходимости постоянно контролировать и активизировать этот процесс.
Освободившись от задач непрерывной мелочной опеки, учитель получает большую возможность видеть обстановку в целом и уделять индивидуальное внимание каждому отдельному ученику.
Таким образом, компьютер не только не препятствует педагогическому общению, а наоборот - открывает для него значительно большие возможности; нужно только их видеть и правильно пользоваться.
Использование компьютерных технологий на уроках дает следующие результаты:

  • развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

  • способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала,

  • развитию самостоятельности учащихся, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

  • помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

  • развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с материалом, изучаемым на уроках.

Подготовка к уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Таким образом, мы видим, что информационные технологии прочно входят в жизнь школы, заставляя учителя быстро приспосабливаться к новым условиям и методам работы. Конечно, компьютер не сможет заменить эмоциональное слово учителя и общение на уроке, но методически грамотно использованные компьютерные технологии позволяют по-новому организовать урок, изменить темп его проведения, индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения. Использование информационных технологий активизирует процесс преподавания, повышает интерес учащихся к предмету и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала. В результате использования компьютерных технологий реализуются все потенциалы личности - познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический.

Список литературы


1.Практическое пособие. Intel. Навчання для майбутнього.

2.Ісаєва О. О. Інноваційні технології у викладанні зарубіжної літератури в школі // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України, 2005. № 9. С. 3

Сайты сети Интернет

1. festival.1september.ru

2. revolution.allbest.ru

3.uchportal.ru

10



© 2010-2022