Урок русского языка в 9 классе Устная сравнительная характеристика портретов А. С. Пушкина, написанных Тропининым и Кипренским

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 9 классе


Тема урока: «Устная сопоставительная характеристика портретов А.С. Пушкина, написанных О.Кипренским и В. Тропининым»

9-ый класс

Программа М.Т. Баранова и Ладыженской Т.А.

Учебник Русский язык.Бархударов, Чешко и др. Русский язык учебник для 9 класса.-М.:Просвещение, 2008

Методические пособия

Русский язык

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе.-М.: Просвещение, 2008.

  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки. 9 класс М.: ВАКО, 2009.

Тип урока: развитие речи

Цели урока:

Познавательные

  • Учить читать картину на основе знаний законов живописи

  • Учить познавать окружающий мир, культуру народа;

  • Учить строить устную сравнительную характеристику портретов А.С.Пушкина.

Воспитательные

  • Воспитывать любовь к живописи как виду искусства

  • Уважать и любить народ, создавший шедевры искусства живописи.

Развивающие

  • Развивать речемыслительную деятельность учащегося;

  • Формировать творческую личность, способную к эмоционально- эстетическому и нравственному осмыслению жизни

  • Решать самостоятельно поставленные задачи.

Оборудование. Компьютер и мультимедийный проектор, с помощью которых учащиеся представляют презентации о художниках.

Искусствоведческие тексты по описанию портретов А.С. Пушкина, написанных Тропининым и Кипренским, для поисковой деятельности учащихся.

Методы деятельности :репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

На уроке использовался приём технологии критического мышления - кластер и ИКТ.

На уроке сочетались репродуктивные и продуктивные формы учебной деятельности, уделено должное внимание самостоятельной работе учащихся.

Формы и виды текущего контроля

а) письменный контроль: составление сложного плана для описания портретов;

б) устный контроль:

  • связный рассказ ученика о «Пушкинской эпохе» по представленному кластеру в электронном виде,

  • связные рассказы двух учеников с помощью презентаций о художниках;

  • устные выступления двух учениц с сопоставительными характеристиками портретов А.С. Пушкина в форме конкурса экскурсоводов.

  • Оценка за рецензию выступления экскурсоводов.


ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Объявление темы и целей урока.

II. Слово о художниках.

- один ученик представляет презентацию о художнике О.Кипренском;

- второй - о художнике В.Тропинине.

III. Реализация домашнего задания. Проверка составленных кластеров об эпохе А.С. Пушкина (Один ученик представляет кластер, выполненный в электронном виде, через мультимедийный проектор, другие сверяют свои работы и вносят коррективы).

IV. Молчаливое рассматривание портретов.

V. Беседа:

- Нравятся ли портреты? Почему?

- Что привлекло ваше внимание в портрете Кипренского прежде всего? А в портрете Тропинина?

- Одинаковое ли настроение создают портреты?

- Какой цвет преобладает на в портрете Кипренского? Каков фон картины? А на портрете Тропинина?

- Вспомните о времени, когда писались портреты. Почему присутствует цвет печали?

- Назовите композиционный центр портретов. Опишите его.

- Назовите «говорящие детали». Какую роль они играют в картине?

VI. Работа с искусствоведческим текстом.

Задание: Найдите ключевые слова для описания портретов

Для портрета важны:

1.Поза

Сидящий в непринуждённой позе

«Наполеоновская поза»

2.Руки

Рука на столике с перстнями

Скрещённые на груди

3.Говорящие детали

Раскрытая книга

Бронзовая фигура музы

4. Одежда

Просторный домашний халат, распахнутый ворот рубашки, на шее голубой шарф

Через плечо перекинут шотландский плащ с клетчатой подкладкой

5.Фон

Фон и одежда объединены желтовото- коричневым тоном

6. Лицо

Одухотворённое, свежее

Утомлённое, чуть желтоватое, задумчивое, полно затаённой грусти

7.Глаза

Широко раскрытые голубые глаза

Чистые, спокойные

8.Взгляд

Напряжённый, пристальный

Задумчивый, благородный,

обращён вдаль

9.Душевное состояние

Внутренняя собранность,

готовность к действию

Сдержанность

10. Особенность портретов

Реалистический портрет, более скромный.

Романтический портрет,

парадный

11. Черты художника в портрете

Естественность, открытость,

доступность

Изящество,

элегантность

12. Определение основной мысли каждого портрета

Показать народность поэта, его открытость, доступность

Показать «гения поэзии»

13. Мнение современников о портретах

Современники единодушно признавали в тропининском портрете безукоризненное сходство с Пушкиным

Отец Пушкина говорил:

«Лучший портрет сына моего, который написал Кипренский»

VII. Самостоятельная работа учащихся. Составление сложного плана сравнительной характеристики портретов.

Примерный план сравнительной характеристики портретов


  1. Вступление. Слово о художниках.

  2. Основная часть. Описание портретов.

1.Внешность поэта:

а) поза;

б) одежда;

в) лицо;

г) глаза;

д) взгляд.

2.Душевное состояние поэта.

3.Главная мысль портретов.

III. Заключение. Моё отношение к портретам.

VIII. Проверка выполненной самостоятельно работы. (Читают 2 работы)

IX. Словарно - стилистическая работа.

Подготовка к устному выступлению.

Подбор прилагательных и причастий на тему картины:

  • Внешность - арапская.

  • Губы - пухлые, крупные, слегка выдающиеся.

  • Волосы - вьющиеся, тёмно- каштановые, неуложенные.

  • Лоб - высокий, благородный.

  • Пальцы - с перстнями, сжатые в кулак, тонкие.

  • Ногти - блестящие, тщательно отточенные.

Подберите синонимы:

  • Одухотворённый - воодушевлённый.

  • Благородный - высоконравственный.

  • Благовоспитанный - высококультурный.

X. Словарь.

Художник, живописец, композиционный центр, колорит, « говорящая деталь», шедевр.

Художник использует краски, хочет донести до зрителя.

XI. Подготовка к устному выступлению. (Продумывают 2 минуты про себя).

Определиться со стилем и типом речи.

XII. Устные выступления учащихся. «Конкурс экскурсоводов».

XIII. Оценка выступления учащихся по плану:


  1. Оригинальность вступления и окончания.

  2. Полнота характеристики портретов.

  3. Эмоциональность выступления.

  4. Использование искусствоведческих терминов.

  5. Соответствие выступления типу и стилю речи.

XIV. Домашнее задание (дифференцированное)


  1. Сильным учащимся - подобрать и выучить стихи к каждому портрету, отражающему их главную мысль.

  2. Слабым учащимся - №205 по заданию учебника по тексту о портрете А.С. Пушкина.

  3. Устная сопоставительная характеристика портретов А.С. Пушкина, написанных Кипренским и Тропининым для тех, кто не отвечал на уроке.

XV. Итог урока.

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

-Каковы твои главные результаты сегодня? Благодаря чему удалось их достичь?

-Какие трудности встретились во время выполнения задания, как ты их преодолевал (пытался преодолевать)?



Самоанализ урока развития речи по русскому языку,

проведённого в 9-ом классе учителем Черняевой Марией Николаевной.

Тема урока: Устная сопоставительная характеристика портретов А.С.Пушкина, написанных В.Тропининым и О.Кипренским.


Урок проходил в 9 классе, состав класса 13 человек. Класс средний по способностям, 50% учащихся могут учиться на «4» и «5», среди них три отличника, однако 50 % учащихся заторможены и им требуется больше времени для осмысления, учащиеся владеют устной речью лучше, чем письменной.

Урок имеет важное место в системе уроков по развитию речи. Он продолжает серию уроков по работе с живописью.

Целью его является формирование эстетической культуры учащихся, совершенствование устной и письменной речи, развитие наблюдательности, внимания, интереса к мировой художественной культуре.

При подготовке к уроку старалась выполнить требования к работе с картиной.

Реализация домашнего задания в виде кластера (одного из приёмов технологии критического мышления) помогла учащимся получить целостное представление об эпохе Пушкина за короткое время, знания о ней необходимы школьникам для устного сочинения.

Сведения о художниках представлены учащимися в презентациях, что позволило им расширить знания о творчестве художников, увидеть другие портреты, написанные великими живописцами, почувствовать их личностные качества, потому что в портрете отражается и сам художник, его отношение к людям. А также при встрече с живописью, надеюсь, учащиеся получают эстетическое наслаждение, радость от встречи с прекрасным. Презентации украсили урок и обогатили знания учащихся, которые также они использовали в своём сочинении.

На уроке имело место молчаливое, неторопливое рассматривание репродукций, что имеет большое значение для развития мышления учащихся, их внимания и наблюдательности.

Ученики видят то, что созвучно их мыслям и чувствам. В этот момент определяется их отношение к картине, формируется индивидуальное понимание художественного образа, нравственной позиции автора.

Для постижения авторского замысла была организована беседа по картине. Мною разработаны вопросы, выявляющие эмоциональное восприятие картины учащимися, а также наводящие и проблемные вопросы.

Работа с искусствоведческим текстом проведена с целью соотнесения текста с картиной, для достоверного её описания, и она явилась вспомогательным материалом для сочинений. Прием работы с текстом мною выбран следующий - выделение ключевых слов, которые обучающиеся также могут использовать при составлении сопоставительных характеристик и при составлении планов к сочинениям.

С целью подготовки к устному сочинению учащиеся выполняли самостоятельную работу по составлению плана к сопоставительной характеристике, с данным заданием справились, как это видно из проверки выполненной самостоятельной работы, так как этот вид учебной деятельности им хорошо знаком по урокам русского языка и литературы.

С целью формирования монологической речи проведена словарно - стилистическая работа. Это подбор прилагательных, причастий, составление словосочетаний на тему картины. Проведен подбор синонимов к определённым словам. Для обогащения речи учащихся учителем также был предложен словарь искусствоведческих терминов, велась работа со словарём синонимов и толковым словарём.

С целью подготовки учащихся к устному выступлению было отведено время, чтобы ученики могли настроиться, собраться с мыслями, определиться со стилем и типом речи сочинения.

Изюминкой урока считаю устные выступления учащихся в форме «Конкурса экскурсоводов». Ответы учащихся убеждают, что они справились с поставленными перед ними задачами в начале урока: правильно понят авторский замысел, ученики сумели дать полную сравнительную характеристику портретов, найти общее и различное в портретах, использовали в своих выступлениях искусствоведческие термины, выступления соответствовали типу и стилю речи.

Сочинения учащихся получили оценку товарищей, в виде короткой рецензии по предложенному мною плану.

Домашнее задание дано дифференцированно: сильная группа учащихся получила задания творческого характера, а слабые учащиеся имели право выбрать задание, то есть выполнить работу репродуктивного характера.

Урок имеет высокую результативность, учащиеся получили хорошие и отличные оценки, кроме того, в течение всего урока они проявляли активность и интерес к происходящему, были эмоционально напряжены. Считаю, что урок цели достиг.

© 2010-2022