Доклад по теме Самоописание Русский язык и литература

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

САМООПИСАНИЕ

«ВОСПИТАТЬ ТВОРЧЕСКУЮ ЛИЧНОСТЬ МОЖЕТ ТОЛЬКО

ПЕДАГОГ - ТВОРЕЦ»

К настоящему моменту человечество накопило такой объем знаний, который не по силам усвоить ни одному человеку. Все новая и новая информация ежедневно пополняет этот багаж. В этих условиях, конечно же, пассивное усвоение ребенком знаний, какими бы большими по объему эти знания ни были, не может привести процесс обучения к конечной цели. Речь должна идти о том, чтобы научить ребенка учиться, т.е. ориентироваться в мире информации и находить необходимый ему материал.

Стремление научить рождает поиск. Поиск таких форм работы, которые обеспечивают максимальную активность, и, прежде всего, мыслительную, - всех и каждого ученика в отдельности; поиск и создание новых наглядных пособий; поиск и использование новых игр и игровых приемов; поиск и применение новых, наиболее интересных для учащихся, связанных непосредственно с их жизнью, с окружающей действительностью ситуаций для работы в парах, группах; создание таких условий, при которых иностранный язык является действительно средством общения. А это требует внесение изменений в структуру и форму урока, продуманных, не допускающих нарушения методической системы в целом. Труд учителя и труд учащегося должен обязательно сочетаться и быть подлинно творческим, лишь тогда он даст взаимное удовлетворение.

Процесс обучения я рассматриваю как творческое сотрудничество учителя и ребёнка, основанное на уважении к личности ребёнка. Ребёнок является не пассивным объектом, а активным субъектом процесса. А обучающая творческая деятельность рассматривается мною, в первую очередь, как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности, а именно: умственной активности, быстрой обучаемости, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимости выполнения конкретной практической работы, самостоятельности в выборе и решении задачи, трудолюбия и т.д.

Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный продукт: модель, рассказ, стихотворение, песня, игрушка, проект и т.п. Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.

Сама идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по самой своей сути, а следовательно, педагогична. Чтобы понять эту идею, необходимо обратиться к пониманию слова «ошибка». Скорее всего, ошибку можно определить как неверное действие или утверждение, исходящее из неверного суждения, неадекватного знания или невнимания, что указывает на необходимость дополнительной практики и большей тренировки, чтобы овладеть необходимым умением или знанием. Ошибки должны рассматриваться как факт. Следовательно, нужно предоставить ученикам возможность дополнительной практики, причем в таком объеме, пока они (каждый в отдельности и все вместе) не овладеют знанием в достаточной мере. И, с другой стороны, совершенно очевидно, что если ученик не допускает ошибок в выполнении задания, это означает, что он научился его выполнять. Значит ошибки - это всего лишь индикатор того, нуждается ли ученик в помощи, в дополнительной практике.

Учитель физически не в состоянии оказать эту помощь каждому конкретному ученику в классе. Эту ответственность в состоянии взять на себя сами ученики, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу. Можно учиться в коллективе, где сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее «схватывает» новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится все слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопросы, соответственно он не может быстро и правильно отвечать и только «тормозит» продвижение ко всеобщему успеху. Можно учиться индивидуально, но тогда ученик замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не дается, это его проблемы.

А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность и за свои успехи. Именно в этом и заключается идея обучения в сотрудничестве. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

Причем это касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе.

Идеи обучения в сотрудничестве, творческий подход каждого педагога к процессу обучения культивируются в нашей школе уже в течение ряда лет.

В.А.Сухомлинский предупреждал: «Страшная это опасность - безделье за партой, безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником,- в сфере мысли».

Как же добиться творческой активности учащихся в усвоении знаний, развитии навыков и умений, в устной речи и чтении? Как максимально повысить эффективность урока для достижения практических результатов? Как сохранить и развить интерес учащихся к изучению русского языка и литературы? Какими методами и приёмами можно добиться комплексного развития творческих способностей учащихся?

Как показывает практика, какими бы феноменальными не были задатки у ребёнка, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут. С чего же начинать развитие творческих способностей учащихся? Я могу с уверенностью сказать, что бессмысленно проектировать «хороший процесс обучения» с «хорошим содержанием», если нет чёткого определения конечной цели. Так же нельзя запланировать уроки, развивающие творческие способности вообще. Поэтому проектирование надо начинать с чёткого определения конечной цели. При выборе этой цели я исхожу из личностных особенностей учащихся, имеющегося педагогического опыта и конкретных условий школы. Исходя из всего этого, можно сформулировать следующие задачи:

1. Включить детей в разнообразную деятельность. Это достигается специально подобранными видами практических работ, стимулирующих творческую деятельность учащихся.

2. Выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, то есть переносить знания и навыки в новую область применения.

3. Развивать сообразительность и быстроту реакции при решении различных новых задач, связанных с практической деятельностью.

Воспитать творческую личность может только педагог-творец. На мой взгляд, педагогическое творчество должно рассматриваться как процесс решения педагогом бесчисленного ряда учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах. Оно имеет много общего с другими видами творчества, но обладает и рядом особенностей. К таким особенностям относятся: личностно-ориентированная направленность творческой деятельности педагога, стремление учителя к положительным результатам, то есть педагогическое творчество как сотворчество учителя и ученика

Как же на практике проявляется творчество учителя в каждом из компонентов методической системы? Прежде всего, я считаю, сам учитель должен правильно понять цели обучения, а его творчество проявляется в умении приложить эти цели к своим условиям работы. Это, как показывает практика, требует учёта множества факторов. Это и уровень обученности и развития учащихся, и прогнозирование трудностей, и умение наметить перспективы развития для каждого ученика, то есть дифференциация целей, и преобразование и оригинальная формулировка задач на каждом этапе обучения.

Своей целью я считаю научить учащихся общению. Этот опыт способствует в полной мере достижению поставленной цели.

Применительно к содержанию обучения учитель должен, прежде всего, хорошо знать содержание учебника. Его творчество проявляется здесь в умении увязать предлагаемую ему тематику с ситуациями общения, то есть максимально приблизить учебный материал к жизни. Широкое поле деятельности для творчества учителя, на мой взгляд, открывается при выборе методов и приёмов обучения школьников. Творчески работающий учитель берёт на вооружение такие формы, приёмы и методы работы, которые наиболее эффективны применительно к данной теме, к данному классу и соответствуют его индивидуальным особенностям.

Я стараюсь использовать так называемые активные формы урока с учётом психолого-педагогических особенностей развития учащихся. В младшем среднем звене я отдаю предпочтение игровым элементам, в среднем - задания носят соревновательный характер, в старшем - способствуют самовыражению и самоутверждению учащихся как личностей.

К активным формам урока я отношу: ролевые игры, уроки-конкурсы, уроки-викторины, разработку и защиту проектов по теме, уроки-спектакли, а так же уроки-конференции, пресс-конференции, урок-диспут, урок-экскурсия или заочное путешествие, урок-телемост, урок - смотр знаний и другие. Но, конечно же, учителю необходимо уметь разграничивать эти уроки и знать специфику каждого из них, владеть методикой их подготовки и технологией проведения.

Возьмем, к примеру, методику проектов. Она позволяет решать одновременно несколько задач: контроль уровня знаний учащихся по теме, выявление и развитие творческих способностей учащихся, развитие интереса к изучению иностранного языка, возможности, практического применения знания иностранного языка. Работа над проектом предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников: развивает их воображение, фантазию, мышление. При этом формируется внутренний мотив говорения, возникает необходимость что-то сказать, которое диктуется желанием принять участие в общении. Работа над проектом проводится в несколько этапов.

В зависимости от планируемого результата данная работа может занимать одно занятие, или же ей отводится время на нескольких уроках.

Кроме того, учащиеся получают домашние задания поискового характера. Такие задания предполагают самостоятельную работу с дополнительной литературой, прослушивание радиопередач, интервьюирование одноклассников, учителей, родителей. Работа над проектами может носить индивидуальный или групповой характер.

Особое место в своей работе я отвожу ролевым играм. Заданная роль помогает ученику раскрыть себя, активизировать свой творческий потенциал. Ролевые игры моделируют жизненные ситуации, способствуют формированию навыков речевого общения, стимулируют интерес к изучению русского языка, развивают творческие способности учащихся.

Использование тестов в процессе обучения так же занимает значительное место в моей практике. В самой организации тестов заложен ряд черт, дающих основание видеть в их применении один из способов повышения эффективности учебного процесса. Так, тест позволяет проверять одновременно всех учащихся, выполнение теста занимает немного времени, тест дает возможность включать большой объем материала и контролировать не только его усвоение, но и наличие отдельных умений пользования им. Однако, использование тестов должно быть уместным и помогать решению актуальных задач урока.

Внеклассные мероприятия занимают важное место в методике преподавания русского языка и литературы. Как правило, они приурочены к тем или иным знаменательным датам, праздникам страны изучаемого языка.

В таких мероприятиях принимают участие ученики разных классов. Я стараюсь привлечь к проведению мероприятий как можно больше учащихся. Внеклассные мероприятия не только являются итогом кропотливой, каждодневной работы учителя и учащихся, но и знакомят детей с культурой, традициями и обычаями других стран, приобщают к общечеловеческим ценностям, стимулируют интерес к изучению предмета.

В течение ряда лет на своих уроках я работаю по методике Шаталова. Эта методика предполагает расчленение темы на несколько частей, к каждой из которых изготавливается опорный сигнал в виде картинки.

Учащиеся поэтапно работают над темой, опираясь на эти сигналы. Мною внесены некоторые изменения в эту методику. В моей системе опорные сигналы не только стимулируют репродуктивное воспроизведение материала учащимися, но и заставляют их рассуждать, обобщать, решать те или иные проблемные ситуации.

Для развития творческих способностей учащихся можно использовать и отдельные этапы урока, например, такие как речевая зарядка. В этих целях для речевой зарядки можно использовать афоризмы, пословицы и поговорки, высказывания знаменитых людей, строки из поэзии, плакаты, афиши и другие средства изобразительной наглядности, изготовленные учащимися и логически связанные с темой урока.

Широкий простор для творчества учащихся даёт работа с литературными текстами, стихотворениями, песнями. Это и чтение наизусть, иллюстрирование собственными рисунками, продолжение сюжета, постановка спектакля или драматизация, подбор мелодий к стихотворению и т.д.

Важную роль на уроке русского языка играют средства обучения. Творчество учителя здесь выражается в подборе и изготовлении учебных пособий к уроку, нестандартном оформлении средств наглядности, в рациональном их сочетании. На моих уроках учеников сопровождают герои сказок и мультфильмов. Буратино, Незнайка, Айболит, которые являются активными действующими лицами учебного процесса. Они интересуются настроением и здоровьем учащихся в начале урока, помогают объяснять грамматический материал, озвучивают вопросы и задания, проводят физкультминутки, участвуют в ролевых играх, создают проблемные ситуации, путешествуют с ребятами, играют, поют, танцуют.

Но основных творческих усилий, конечно же, требует от учителя организация процесса обучения и комплексное использование технических средств обучения (аудиокассет, диафильмов, видеофильмов, работа с компьютером и т.д.). Здесь необходимо взаимодействие различных форм работы (индивидуальных, парных, групповых).

В заключение хотелось бы отметить, что данная методика не является трудоемкой, не требует больших затрат времени на подготовку, так как большую часть работы выполняют сами учащиеся, а учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль - роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся.

Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы.

Только такая организация учебного процесса ведёт к подлинному сотрудничеству и сотворчеству учителя и учеников, основанному на уважении ученика как личности, как активного субъекта творческого процесса обучения, к сотворчеству, в основе которого лежит педагогическое мастерство учителя.

6

© 2010-2022