Статья «Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих способностей учащихся»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Карповская СОШ»







Статья


«Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих способностей учащихся»









Выполнила учитель русского языка и литературы

МБОУ «Карповская СОШ»

Городищенского района Волгоградской области

Нестерова Людмила Алексеевна




















2012 г.

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих способностей учащихся.

Требования к современной системе образования направлены на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Если раньше школа была источником получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказывают существенное влияние на развитие детей, причём не всегда положительно. Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Проблема заключается в том, что учащиеся не видят взаимосвязь, многомерность нашего мира, не умеют переносить знания на практику. Именно школа должна научить детей любить жизнь, понимать её ценность, бережно относиться к ней. Изучение литературы на уроках и во внеурочное время воспитывает и развивает у детей творчество, самостоятельность, нравственные качества, духовность.

Внеклассная работа по литературе - это сложная, многообразная система. Она складывается из работы повседневной ( внеклассное чтение), эпизодической (читательские конференции, вечера, экскурсии), циклической (работа кружков, объединений, клубов и др.). Она может быть индивидуальной, групповой и массовой.

Урок и внеклассная работа связаны между собой. Внеклассная работа является продолжением уроков, в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся. Уроки дают возможность все время опираться на багаж самостоятельного чтения учеников; учитывать знания, приобретённые в учебном процессе; готовить сообщения, доклады по внеклассному чтению. Смысл изучения литературы во внеклассной работе - сделать глубже видение мира, расширить круг волнующих человека проблем, воспитать личностную причастность ко всему, научить, как включать произведение, образ, деталь в широкий контекст литературы, культуры, истории и делать это с помощью диалога. Организация литературных кружков, клубов и других форм работы с целью воспитания школьников, развития их нравственных качеств, формирования ценностных ориентаций необходима в современной школе. Важное место занимает проведение в школе мероприятий, приуроченных к литературным и историческим датам и юбилеям (например, юбилей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.П. Чехова, М.А. Шолохова и т.д.). Литературные композиции, посвященные юбилейным датам писателей - Нобелевских лауреатов (И.А. Бунина, М.А. Шолохова, Б.Л. Пастернака, А.И. Солженицына, И.А. Бродского) также имеют большой воспитательный смысл.

Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Внеклассная работа как одна из фаз процесса обучения позволяет не только продуктивно осуществлять подготовку учащихся к жизни, но и включать учащихся в жизнь. Она способствует развитию познавательных интересов не только по предмету, но и в других сферах внеклассной деятельности.

Очень важен социальный фактор внеклассной работы. Она обладает значительными возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей, дает простор детской изобретательности и фантазии. Внеклассная работа может служить средством предупреждения и преодоления асоциальной деятельности.

Внеклассная работа по литературе должна быть направлена на укрепление знаний, умений и навыков учащихся, развитие их познавательных интересов и творческих способностей, повышения их культуры, а также на нравственное и эстетическое воспитание. В свою очередь, эстетическое воздействие произведения литературы возрастает, если восприятие его сочетается с художественно-творческой и художественно-исполнительской деятельностью учащихся. Особую популярность среди учащихся нашей школы завоевали «Литературные гостиные», посвященные творчеству С. Есенина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Цветаевой. Обращение к такой форме работы объясняется желанием создать эмоционально насыщенную методику. Именно в обстановке «гостиной» обсуждение сложнейших нравственных проблем становится для каждого ученика глубоко личным делом.

В основе методики проведения «Литературных гостиных» - взаимосвязь трех искусств: литературы, живописи и музыки. Именно эти три музы постоянно способствуют человеку в современной жизни. Объединяющая их природа - образное отражение мира и свойственное каждой неповторимое своеобразие - отвечает стремлениям старшеклассников к познанию жизни и людей и одновременно служат обогащению их художественного восприятия. Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих возможностей. Установка на взаимосвязь разных видов искусств в обучении литературе создает благоприятные условия для большего проявления интереса, склонности учеников и их реализации.

Участие школьников в различных внеклассных мероприятиях по литературе развивает не только их познавательные интересы, но и способствует формированию нравственных ценностей подрастающего поколения.

Внеклассная работа по литературе - своего рода инструмент в руках учителя, с помощью которого он не только формирует знания ученика по предмету, но и развивает его личность, т.е. следит за процессом и результатами социализации, воспитания и саморазвития.

Последние 5 лет я проводила наблюдение за развитием творческих способностей обучающихся. Внеклассная работа по литературе, на мой взгляд, оказывает на этот процесс очень большое влияние. Уровень читательской активности современных школьников довольно низок. Большее, что от них можно добиться, - это чтение произведений, входящих в школьную программу по литературе. Да и делают это, мягко сказать, неохотно. Большую результативность имеют нестандартные уроки и различные внеклассные мероприятия по предмету. Я считаю, что именно интеграция урочной и внеклассной деятельности позволяет обеспечить беспрерывность процесса развития и воспитания творческой личности. Развитие творческих способностей осуществляю через технологию развития критического мышления, проектно-исследовательскую, компьютерную и игровую технологии. Внеклассная работа по литературе способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребёнка и даже способна организовать досуг подростка. Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной.

В нашей школе последние годы функционирует «Литературный салон». Главными участниками объединения являются старшеклассники (учащиеся 9-11 классов). В рамках деятельности салона мы с учащимися организуем и проводим различные мероприятия, в ходе которых ребята раскрываются порой с неожиданной стороны, проявляя свои артистические способности.

Разнообразная внеклассная деятельность по предмету способствует развитию у учащихся интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Я считаю, что если у ребёнка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определёнными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность.

Участвуя в различных мероприятиях, дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом; не только знакомятся с биографией и основными этапами творчества писателей, но и развивают в себе новый, творческий взгляд на предмет русской литературы.

Формы работы литературного салона различны. Перед проведением мероприятия мы с членами кружка составляем его план.

Составление любого плана начинаем с определения целей, которые предстоит достигнуть. Каждое мероприятие имеет свои цели, поэтому их формулируем не в общем плане работы, а в конкретной разработке каждого мероприятия.
В плане конкретного мероприятия указываются цели:
- практические: какие навыки и умения подлежат развитию или совершенствованию в ходе мероприятия, напр., закрепление лексики по теме в игре; совершенствование умений чтения при проведении конкурса и т. д.;
- воспитательная: формированию каких черт характера, каких свойств личности способствует участие школьников в данном мероприятии;
- образовательная: какие новые знания приобретут учащиеся (расширение общего, филологического кругозора);
- развивающая: какие интеллектуальные умения, какие психические функции, какие эмоции предполагается развивать.

Каждое мероприятие проходит через три этапа: а) подготовка; б) проведение мероприятия; в) подведение итогов (анализ). На каждом из этапов учитель должен определить: необходимые виды работы; задания или поручения, ответственных за выполнение заданий; сроки выполнения.
В разделе «проведение мероприятия» пишется подробный сценарий, а в разделе «подведение итогов» - как отметить наиболее активных участников.
Каждый год написанные ранее разработки мероприятий пересматриваются в зависимости от уровня подготовки, способностей, интересов учащихся данного класса. Часто материал приходится обновлять, дополнять, таким образом внеклассная работа постоянно развивается.
Старшие подростки очень чувствительны к формализму и шаблонности в работе, поэтому необходимо тщательно относиться к содержательной стороне внеклассной работы (подбор текстов, книг, составление программ внеклассных мероприятий). В общении с детьми этого возраста требуется особая тактичность: при оценке результатов деятельности учащихся; важно избегать навязчивости, мелочной опеки, грубых требований и категоричных распоряжений. В то же время со стороны учителя должен быть контроль и твердое и постоянное руководство. Для установления делового и эмоционального контакта с подростком необходимо говорить с ним как с равным, считаться с его обостренным чувством собственного достоинства, проявлять интерес и уважение к его личности.
Общие интересы и увлечения, потребность в обмене мнениями, установление дружественных отношений с учителем способствуют сплочению коллектива.
Проблема личности в коллективе и проблема организации общения тесно между собой связаны. Коллективные формы работы независимо от возраста их участников влияют на формирование личности и определяют развитие самого коллектива. Объединенные общей деятельностью учащиеся преодолевают психологическую скованность, проявляют свои задатки и способности.
Литературные гостиные, олимпиады, конкурсы, КВН, викторины относятся к эпизодическим формам. Они определяются тематикой, целью и условиями проведения.
Вечера проводятся один раз в полугодие, их включают в план работы школы. Основную подготовку к вечеру ведет оргкомитет, состоящий из учителей и старшеклассников.
На подготовительном этапе уточняются тема, время, место проведения мероприятия, составляется сценарий, готовятся костюмы, реквизиты, музыкальное оформление и призы для награждения победителей.
На втором этапе идет подготовка основных номеров в соответствии с программой, проводятся репетиции, ведется индивидуальная работа с выступающими школьниками, готовятся объявления и приглашения для гостей.
На третьем этапе - реализация программы, награждение участников.
На заключительном этапе - обсуждение итогов (что получилось, что нет, почему).
Программа вечеров должна быть разнообразной; вечер должен проходить в праздничной обстановке. Тематика мероприятия должна быть актуальной, отвечать познавательным интересам учащихся. Языковой материал должен обогащать языковой опыт учащихся и в то же время он должен быть понятным. Для активизации учащихся проводятся игры, конкурсы, викторины.

Вечера мы проводим во время недели русского языка и литературы. Они являются заключительным аккордом предметной недели. Тематика вечеров может быть различной, главное - чтобы она была интересна и актуальна. Старшеклассники - люди романтичные, поэтому тема любви для них всегда своевременна.
Большое значение в воспитании литературного вкуса, в формировании мотивации подросткового чтения играют комплексные мероприятия, предполагающие эстетическое воспитание путем использования синтеза искусств. Сюда можно отнести литературно-музыкальные, литературно-художественные, музыкально-драматические композиции.

Литературно-музыкальная композиция развивает вкус, расширяет кругозор, развивает творческую активность, повышает общую культуру. Основываясь на принципах ассоциативного соединения различных по жанру, стилю и ритму художественных текстов, музыкальных (а иногда и видео) фрагментов, объединенных общей идеей, эта форма позволяет ярче и эмоциональнее воздействовать на школьников, легче воспринимается, помогая им при этом сопоставлять, размышлять, делать выводы. Использование отдельных ярких деталей оформления помогает подчеркнуть эпоху, донести конкретный замысел, создать эмоциональную атмосферу погружения в искусство.

. При подготовке литературно-музыкальной композиции, желательно воздерживаться от перегруженности. Поэтому наряду с литературно-музыкальными композициями можно проводить и литературно-художественные композиции, где поэтические фрагменты сочетаются с видеоматериалом, а музыкальное сопровождение может быть фрагментарным, или включаться тихим фоном.

Сегодня многие считают этот вид массовой работы менее действенным, потому что она предполагает пассивное восприятие, т.к. трудно вовлечь в активное действие всех присутствующих. Однако, здесь можно возразить. Активная деятельность школьников может проявляться на различных этапах работы. Например, когда текст композиции составляется самими школьниками, это дает возможность их наиболее полного и многогранного литературного и эстетического развития. Кроме того, желательно стремиться к тому, чтобы чтецами и исполнителями было как можно большее количество школьников. И, наконец, эта форма работы не допускает большого количества зрителей, она требует камерной обстановки.

Данная форма работы даёт возможность учащимся углубить свои знания о жизни поэта или писателя, особенностях его творчества. Использование музыки во время проведения литературно-музыкальной композиции позволяет по-иному взглянуть на литературный материал. Форму литературно-музыкальной композиции мы выбираем и при проведении воспитательных мероприятий, посвящённых Дню победы, годовщине победы Советской Армии под Сталинградом. На них мы приглашаем ветеранов. Такие встречи воспитывают патриотическое чувство у школьников.

Традиционными в нашей школе являются и мероприятия, посвящённые Дню Матери. Именно участники «Литературного салона» чествуют своих любимых мам, представляя им литературно-музыкальную композицию «Святое имя МАТЬ»

Такое внеклассное мероприятие, как БАЛ, требует более длительной и основательной подготовки. Для проведения бала привлекаются большее количество старшеклассников. Привлекаем и учителя музыки для оказания помощи в подборке музыкального фона - классических композиций. Оказывают помощь и родители в оформлении зала, изготовлении костюмов, чтобы как можно лучше передать атмосферу эпохи 18-19 веков. Конечно, не помешала бы помощь хореографа, но у нас его в школе нет. Поэтому мы с ребятами сами учим движения таких старинных танцев как полонез, менуэт… Каждый класс инсценирует отрывок из классических произведений. Времени для подготовки требуется много, поэтому в этой форме мероприятие проводится один раз в год.

Свою любовь к пению - исполнение романсов как на стихи классиков, так и поэтов 20 века, я стараюсь прививать и учащимся. И они не только с охотой участвуют в исполнении музыкальных произведений, но и сами очень часто находят при изучении творчества того или иного поэта музыкальное звучание произведений.

Подготовка к общешкольному мероприятию требует больших усилий и внимания педагогов, учащихся, помощи родителей. Именно во время творческого поиска, репетиций, подготовки реквизита и самого выступления исчезает дистанция возраста. В совместном выступлении дети и взрослые смотрят друг на друга иным зрением, порой отмечая в своем партнере по сцене новые черты характера, душевные качества. Учитель становится доступнее детям, ребенок - более понятным для педагога, растет взаимный интерес и симпатия. Концерт является основой и конечной формой творческой самореализации учащихся. Выступление на сцене позволяет каждому ребенку пережить чувство радости от достигнутого, т. е. пережить успех, признание зрителей, а зрители - это вся школа.

Старший подростковый возраст характеризуется нравственным самоуглублением, стремлением к познанию смысла жизни и назначения человека. Свои мысли и чувства школьники пытаются изложить в поэтической форме. Эти стихи часто несовершенны, но искренни. И нам, учителям - словесникам, важно не погасить творческое горение, дать ученику возможность в той или иной форме поделиться своими чувствами. Занятия под названием «Проба пера» помогает ребятам в работе над словом. Итогом такой работы стал рукописный иллюстрированный журнал «Вдохновение».

Ещё одно формой внеклассной работы является проектная деятельность учащихся. Для нашей школы данная деятельность новая, но тем не менее учащиеся уже принимали в конкурсе проектов с работой, посвящённой жизни и быту казачества и как отразил жизнь казаков в своём творчестве М.А.Шолохов. Ребята подбирали информацию о донских казаках, сделали подборку казачьих песен, составили фотоотчёт об экскурсии в ст.Вешенскую. Результатом данного проекта явился урок-конференция.

Многие считают, что для успешного ведения организаторской деятельности нужно иметь особый талант и способности. Поэтому, когда внеклассная работа проводится нерегулярно, неинтересно, ради «галочки», учителя отговариваются отсутствием таких способностей.
Однако развитие организаторских способностей в значительной степени зависит от самого человека, Для этого нужно прежде всего знать, какими качествами должен обладать учитель-организатор.
Когда говорят о требовательности учителя-организатора, имеется в виду постоянство требований с использованием разнообразных форм работы. Учитель не может заставлять или приказывать учащимся участвовать во внеклассных мероприятиях. Самая большая ошибка - требование-угроза. Ставя условие, результата учитель может добиться только однажды, в следующий раз он учеников после уроков не соберет. Поэтому требования следует предъявлять в виде совета, просьбы, намека, одобрения или осуждения, Учитель должен быть требователен в первую очередь к себе.
Еще одна важная черта организатора - критичность по отношению к себе и ученикам, т. е. умение объективно оценивать дела и поступки учеников, предлагая меры для исправления ошибок. Критиковать можно только по делу (не все в целом), доброжелательно, уважительно обращаясь к каждому ученику, чтобы не вызвать обиды и сильных переживаний, а тем более смеха других детей.
В.Ф.Шаталов писал: «Как сделать, чтобы годы учения… стали для каждого моего ученика точкой опоры на всю последующую жизнь». В нашей сегодняшней такой непростой жизни, пожалуй, только школа и остается «точкой опоры» для человека. И учитель может дать ученикам не только сумму знаний, но и развить творческие способности, пробудить в детях «чувства добрые», привить глубокую любовь к родному языку. Все это поможет формированию человека с активной жизненной позицией.

Любой учитель, желающий работать с детьми, передавать им свои знания и опыт, может стать мастером с большой буквы, уроки которого будут напоминать игру актера в сказочном спектакле, где все понятно и интересно. А для этого нужно постоянно работать над собой: обогащать себя духовно, развивать и актуализировать свой творческий потенциал, те личностные качества, которые способствуют благотворному влиянию на окружающих; овладевать прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики, методикой обучения и воспитания, изучать опыт передовых учителей и твердо верить в свой успех.




© 2010-2022