- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по литературе «Романтический герой в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Урок по литературе «Романтический герой в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шнайдер О.В. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Романтический герой в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Урок литературы в 8 классе.
- ученик должен научиться характеризовать Мцыри как героя романтического произведения Универсальные учебные действия: работа с текстом произведения, цитатное заполнение схемы, монологические высказывания, работа с репродукциями, составление синквейна. Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений (свобода - неволя, сила духа). Планируемые результаты Ученики научатся: - характеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников; -комментировать иллюстрации к поэме,созданные разными художниками; - использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа; - извлекать необходимую информацию из литературного текста и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму); - координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе. Тип урока: урок формирования знаний. Ход урока 2. Актуализация знаний Отвечая на последний вопрос, выясняем, что романтизм - это направление в европейском искусстве, характерное для конца 18 - первой половины 19 века. Романтизм провозглашал устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства, личную и гражданскую независимость. Основа романтического искусства - противоречие идеала и социальной действительности. 3.Операционно-деятельностный этап. А)Для этого воспользуемся диаграммой «Фишбоун». Этот приём позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние - для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. -Каждая группа имеет заготовку фишбоуна.Итак, в «голову» вписываем проблемный вопрос, на верхних «косточках» - причины, т.е. признаки,характеризующие романтизм в литературе (обсуждаем это фронтально), а на нижних «косточках»каждая группа самостоятельно выписывает из текста цитаты в качестве аргументов. После окончания работы и обсуждения делаем вывод. - Романтический герой - личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души - характерные черты романтизма. Б) Работа с иллюстрациями. -Ребята, какой эпизод можно назвать кульминацией поэмы? - Центральным эпизодом поэмы является бой с барсом. Это кульминация трех «вольных» дней героя. - Бой с барсом имеет глубокий психологический и философский смысл: это образное воплощение того, что происходит в душе героя. В ней враждуют два начала: неудержимое стремление к свободе и индивидуализм, пропитавший душу героя, «темничного», одинокого «цветка». Мцыри открыт для всего мира и одновременно замкнут, погружен в себя, не способен понять правду других людей. Мцыри не готов к диалогу с миром людей - в этом важнейшая причина его жизненной трагедии. - Прослушайте отрывок «Бой с барсом» в художественном исполнении и рассмотрите иллюстрации к поэме, выполненные разными художниками. Совпадают ли их представления о герое свашими? (См. приложение 3) Слово учителя: - М. Ю. Лермонтов наделил Мцыри множеством качеств и значений, посредством которых читатель понимает замысел поэмы. Поэт совместил в нем противоположные качества, например, он силен и слаб и т.д. Многозначительность героя осложняет его интерпретацию в иллюстрациях. Изучив изобразительный и литературный образ Мцыри, можно сделать следующие выводы: 4. Подведение итогов урока. Рефлексия. - Какими романтическими чертами обладает Мцыри? Предполагаемые ответы. - Составление синквейна по теме «Мцыри» Пример. Мцыри Свободолюбивый, страстный, Страдает, мечтает, борется, Стремится увидеть родину,слиться с природой- Романтический герой. 5. Домашнее задание: 1. Изучить соответствующий раздел учебника. 2. Письменно ответить на вопрос:«Что 3. Перспективное задание - выучить наизусть отрывок из поэмы.
|
Литература:
1.chtotakoe.info/articles/romantizm_568.html
2.krugosvet.ru/articles/109/1010910/1010910a1.htm
3.tnu.podelise.ru/docs/index-363078.html?page=5
4.ru.wikipedia.org/wiki/%D0%EE%EC%E0%ED%F2%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9_%
5.Леон МалхазовичБедоев. Образ героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» в иллюстрациях художников XIX-XXI веков.
г. Новороссийск .Опубликовано в категории:Культурология Октябрь 16th, 2012
6.kmspb.narod.ru/posobie/fishbon.htm