Мастер и Маргарита как последний закатный роман, как завещание, как свое послание человечеству

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер и Маргарита как последний закатный роман, как завещание, как свое послание человечеству


«Мастер и Маргарита»

как «последний закатный роман»,

как завещание, как свое послание человечеству»

( комплексная система заданий по роману

Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»


Разработала учитель

русского языка и литературы Оленовской ООШ I-III ст. № 1

Волновахского района

Кочубей Ольга Николаевна


2015

Дорогие ребята!

К процессу изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», самого интересного и загадочного, но и сложного для восприятия, произведения, каждый ищет свой путь. Я предлагаю вам участвовать в исследовательском проекте «Мастер и Маргарита» как «последний закатный роман»,

как завещание, как свое послание человечеству»

Система уроков построена таким образом, чтобы соединить рассмотрение смысловых узлов, проблем романа и сюжетных линий в одно целое. Для выполнения поставленной задачи возникла необходимость прочитать роман, где каждый из вас нашел в общей работе «свою нишу», и почувствовал свою значимость. Теперь вам предстоит самостоятельно выбрать задание по своему желанию, показать умения и открыть новые способности, и тогда приобретенные новые знания станут для вас не нудной обязанностью, а увлекательным занятием, насущной потребностью.

Захватит ли книга вас, погрузитесь ли в мир, созданный художником, или мысли и чувства автора оставят вас равнодушными, а то и вызовут внутреннее неприятие - об этом вы узнаете, выполнив предложенные мною задания.

Булгаковский герой, Воланд, обращаясь к Мастеру, заметил: «Ваш роман вам принесет еще сюрпризы». Это произошло и с книгами самого Булгакова. «Мастер и Маргарита» - талантливейшее произведение Булгакова, в котором слились воедино философия, психологизм, высокая трагедия, мелодрама, фарс. Здесь смех чисто русский-«сквозь слезы».

И цель данной программы - так «перечитать» роман с теми, кто им очарован, чтобы не разрушить это очарование, а открыть какие-то стороны, мимо которых, конечно, прошли не очень-то опытные пока читатели. Тем более что и «талантливые читатели» (определение С. Я. Маршака) при каждом новом обращении к роману делают для себя открытия.

Задачи, стоящие перед вами: развитие познавательных навыков, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умения увидеть, сформулировать и решить проблему. Развитие самостоятельной активности, направленной на освоение нового опыта.

Удачи Вам, ребята!

Структурно-часовая модель темы

№ п/п

Тема

Дата

1

Михаил Булгаков - человек и писатель.

2

Роман «Мастер и Маргарита». История романа.

3

Три мира в романе «Мастер и Маргарита»

4

«Только человек ответствен за добро и зло на земле» (Библейские мотивы в романе)

5

Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты. Трагическая любовь героев.

6

Своеобразие булгаковской «дьяволиады». Проблемы милосердия, всепрощения, справедливости.

Выберите задания и запишите в таблицу

№ п/п

Содержание работы

Дата выполнения

1

2

3

4

5

6

Самооценка:_________

Оценка товарища:____

Оценка учителя:_____



Пакет программы самореализации учащегося

Предмет: Русская литература

Класс: 11

Тема: «Мастер и Маргарита» как «последний закатный роман»,

как завещание, как свое послание человечеству»

Цель: способствовать развитию креативности мышления посредством творческих заданий; развивать навык самостоятельной исследовательской работой;

развивать познавательный интерес к изучению литературы;

воспитывать ответственность не только за собственные знания, но и за успешность работы всего творческого микроколлектива

Ученик должен:

Знать: практическую направленность получаемых знаний,

Уметь: ставить цель, выдвигать гипотезу, искать пути решения проблемы, решать ее и делать выводы - компетенции, которые становятся жизненно необходимыми. Развивать критическое мышление, уметь самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, уметь видеть, формулировать и решать проблему.

Ценить: развитие самостоятельной активности, направленной на освоение нового опыта. Формирование компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Целевая установка

Задание

Углубляем знания по теме

3. Практическими примерами подтвердите полученные теоретические знания. Создание проблемной ситуации: Удалось ли Булгакову, следуя собственному замыслу, отразить в романе «Мастер и Маргарита» эпоху 30-х годов?

Учимся сопоставлять

Как связаны между собой три мира в романе?

Учимся обобщать

Как соотносятся понятия справедливости, милосердия, всепрощения в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Учимся анализировать

Что можно сказать об авторе каждого отрывка? Урок № 1.

Находим связи между видами искусства

1. Рассмотрите репродукцию с картины П.Белова "Проталина. М.Булгаков" (1986 г.) и ответьте на вопросы:

-В чем, по-вашему, замысел художника?

-Какие мысли навевает эта картина?

2. Захотелось ли вам больше узнать о жизни и творчестве М.Булгакова, прочитать его книги? Посмотреть фильм? Почему?

Развиваем умение доказывать свою точку зрения

М.А.Булгаков назвал свое произведение фантастическим романом. А какое жанровое определение дали бы вы?

Учимся работать с дополнительной литературой

Сделать обзор (аналитический обзор, дайджест,) по теме «Своеобразие булгаковской «дьяволиады». что будет оцениваться как проектная работа ученика.

Развиваем умение сопоставлять , анализировать, делать выводы

Докажите, что Маргарита умеет бороться, отстаивая свою любовь и веру.

Развиваем творческое воображение

Просмотреть мультфильм «Мастер и Маргарита». Создать с применением информационно - компьютерных технологий проект - ассоциацию



Тема № 1. Михаил Булгаков - человек и писатель.

Цели:

- познакомиться с жизнью и творчеством русского писателя М.А.Булгакова,

- вызвать интерес и желание познакомиться с ним.

  1. Психологическая подготовка к изучению нового материала

Задание:

а) запишите, по какому плану идет знакомство с художественным текстом;

1) История создания.

2) Жанр.

3) Основные образы.

4) Временные рамки.

5) Языковые особенности.

б) перечислите жанр произведения;

- философский роман;

- исторический роман;

- роман о любви;

- роман в романе;

- роман-миф;

- притча;

- один из вариантов романа о дьяволе и т.д.

в) запишите афоризмы, которые встречались в тексте романа

- Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
- Правду говорить легко и приятно.

- ...тоскливо и дико блуждая зеленым глазом по Патриаршим прудам.

- Я ведьма и очень этим довольна!

- Рукописи не горят.

- Вторая свежесть - вот что вздор! Свежесть бывает только одна - первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!

Поздравляю вас, гражданин, соврамши!

  1. Изучение нового материала.

а) что можно сказать об авторе каждого отрывка?

1. "Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летал над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его" ("Мастер и Маргарита").

2. "Черт с ним! - загремел блондин. - Черт с ним. Машинистки, гей! Он махнул рукой, стена перед глазами Короткова распалась, и тридцать машин на столах, звякнув звоночками, заиграли фокстрот. <...> Белые змеи бумаги полезли в пасти машин, стали свиваться, раскраиваться, сшиваться. Полезли белые брюки с фиолетовыми лампасами. "Предъявитель сего есть действительно предъявитель, а не какая-нибудь шантрапа"" ("Дьяволиада").

3. "На его могилу жена положила каменную плиту и велела привезти на кладбище сто вязанок дров, чтобы бездомные могли согреваться. В первую же суровую зиму на этой плите разожгли громадный костер. От жара плита треснула и развалилась. Время разметало ее куски, и когда через сто девятнадцать лет, во время Великой революции, явились комиссары для того, чтобы отрыть тело Жана Батиста Мольера и перенести в мавзолей, никто места погребения с точностью указать не мог. <...>

Итак, мой герой ушел в парижскую землю и в ней сгинул. А затем, с течением времени, колдовским образом сгинули все до единой его рукописи и письма. <...>

Но даже лишенный и рукописей и писем, он покинул однажды землю, в которой остались лежать самоубийцы и мертворожденные дети, и поместился над высохшей чашей фонтана. Вот он! Это он - королевский комедиант с бронзовыми бантами на башмаках! И я, которому никогда не суждено его увидеть, посылаю ему свой прощальный привет" ("Жизнь господина де Мольера").

4. "Раненько, раненько, когда солнышко заслало веселый луч в мрачное подземелье, ведущее с дворика в квартиру Василисы, тот, выглянув, увидал в лучах знамение. Оно было бесподобно в сиянии своих тридцати лет, в блеске монист на царственной екатерининской шее, в белых стройных ногах, в колышущейся упругой груди.

- Пятьдесят сегодня, - сказало знамение голосом сирены, указывая на бидон с молоком" ("Белая гвардия").

б) дайте оценку тематики и стиля отрывков:

в первом трудно не заметить преобладание лирического настроения и философского начала,

во втором - бодрости, острого воображения, некоей фантастичности и сатиры, в третьем - исторического характера, но очеловеченного субъективным авторским отношением,

в четвертом - иронии, остроумия при описании быта.

Во всех отрывках видна экспозиция разнообразия авторских интонаций.

в) сформулируйте появившиеся у вас вопросы о писателе и запишите их ;

- Как все названные качества соединялись в одном человеке?

- Каким он был?

- Какое выражение получил его талант?

г) Что можно сказать о Михаиле Булгакове по его портрету?

- веселый, артистичный, блестящий;

- замкнутый , закрытый, не терпящий фамильярности;

- человек, раскрывающийся лишь узкому кругу друзей.

3. Для проверки эффективности предварительных заданий выполнить следующие:Мастер и Маргарита как последний закатный роман, как завещание, как свое послание человечеству



1. Рассмотрите репродукцию с картины П.Белова "Проталина. М.Булгаков" (1986 г.) и ответьте на вопросы:

- В чем, по-вашему, замысел художника?

- Какие мысли навевает эта картина?

2. Захотелось ли вам больше узнать о жизни и творчестве М.Булгакова, прочитать его книги? Почему?

На картине П.Белова изображено огромное поле, занесенное снегом - символ всего русского искусства и, в частности, тех его представителей, чьи имена "канули в лету". На этом поле появилась первая проталина, в которой мы видим лицо М.Булгакова - одного из тех, чье творчество возвращается к нам из небытия, благодаря "изменению климата" в Отечестве.

Тема № 2 Роман «Мастер и Маргарита». История романа..

Цели:

1. Ввести учащихся в атмосферу 30-х годов XX века; познакомить с творческой историей романа М.А.Булгакова. Понаблюдать, как в романе отражены особенности общественно-политической и культурной жизни страны в этот период.

2. Совершенствовать навыки творческого, сознательно-исследовательского восприятия материала, работы с источниками дополнительной информации по предмету; совершенствовать ИКТ- компетентность.

3. Воспитывать культуру чтения, эстетические чувства, патриотизм.

1.Выявление факта выполнения задания на опережение за короткий промежуток времени.

а) за 2-3 минуты записать те события, которые относятся к изучаемому сегодня периоду;

б) дайте ответы на вопросы:

- что же это было за время, в которое жил и творил М.А.Булгаков?

- чем жили советские люди?

- какие темы разрабатывало советское искусство?

2. Задание, дающее возможность установить, усвоили ли учащиеся связь между фактами, содержание нового материала.

а) каков был первоначальный замысел романа «Мастер и Маргарита»?

Первоначально произведение задумывалось как роман о дьяволе.

б) почему и как с течением времени замысел романа менялся?

Из замысла сатирического роман превратился в произведение философское, раскрывающее общечеловеческие, «вечные» проблемы. Связано это было с ситуацией в стране и с изменениями в жизни самого писателя.

  1. Определить, как практическими примерами учащиеся могут подтвердить полученные теоретические знания. Создание проблемной ситуации:

Удалось ли Булгакову, следуя собственному замыслу, отразить в романе «Мастер и Маргарита» эпоху 30-х годов?

Работа с текстом романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

а) соотнести знания о реальной атмосфере 30-х годов с содержанием романа

б) глава 7 «Нехорошая квартира» Почему эта квартира получила такое название?.

в) глава 13 «Явление героя» Причины попадания в психиатрическую клинику.

г) глава 5 «Было дело в Грибоедове» Оценка состояния литературы и литературные кадры.

4. Обобщение, закрепление и систематизация полученных знаний.

Дать ответы на вопросы:

а) какие художественные средства использовал автор для более яркого и убедительного показа реальной жизни 30-х годов XX века?

Булгаков использовал средства сатиры: иронию гротеск «эзопов язык». Также ввел в роман элементы фантастики.

б) М.А.Булгаков назвал свое произведение фантастическим романом. А какое жанровое определение дали бы вы?

Роман можно назвать не только фантастическим, но и авантюрным, сатирическим.

Тема № 3. Три мира в романе «Мастер и Маргарита»

Цели:

1.Показать особенности жанра и композиционной структуры романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

2.Обратить внимание на символику числа три в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

3.Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа.

4.Уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

5. Способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.

1.Дать ответы на вопросы:

Как связаны между собой три мира в романе?

- Ради чего писатель делает столь сложные построения?

- С кем из мира современной Москвы мы знакомимся?

- В чем значение фамилии Берлиоза?

- Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?

- За что так страшно наказан Берлиоз?

2.Решение проблемного вопроса.

- Воланд спрашивает: «Изменились ли горожане внутренне?»

Попробуйте ответить на этот вопрос.

- Над чем потешается, издевается «нечистая сила»?

- Какими средствами автор изображает обывателя?

- Чьи традиции продолжает Булгаков?

- Что же лежит в основе человеческого поведения - стечение обстоятельств? Ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалом, идеям? Кто управляет человеческой жизнью?

- Если жизнь соткана из случайностей, можно ли ручаться за будущее, отвечать за других? Существуют ли какие - то, неизмененные нравственные критерии, или они изменчивы и человеком движет страх перед силой и смертью, жажды власти и богатства?

3.Записать три мира романа и дать их характеристику:

№ 1-Ершалаимский мир;

№ 2-Московская действительность;

№ 3-Фантастический, потусторонний мир.

Вопросы к № 1 . Ершалаимский мир.

Как раскрывает характер Пилата его портрет?

- Пилат жесток, его называют свирепым чудовищем. Этим прозвищем он только похваляется , ведь миром правит закон силы. За плечами Пилата большая жизнь воина, полная борьбы, лишений, смертельной опасности. В ней побеждает только сильный, не знающий страха и сомнения, жалости и сострадания. Пилат знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей, только враги и завистники. Он презирает чернь. Он равнодушно отправляет на казнь одних и милует других.

Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы просто поговорить. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти.

Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа и в конце их встречи?

- Никакой игры в «евангельских» главах нет. Здесь все дышит подлинностью. Нигде мы не присутствуем в его мыслях, не входим в его внутренний мир - не дано. Но только видим и слышим, как действует его ум, как трещит и расползается привычная реальность и связь понятий

Каково главное убеждение Иешуа?

- всякая власть является насилием над людьми, настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой - либо иной власти».

Кто является олицетворением власти?

- центральной фигурой является Понтий Пилат, прокуратор Иудеи.

Пилат задает вопрос, который не нужно задавать на допросе. Что это за вопрос? («Что есть истина?»)

- Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом. Герой встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни - или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела - это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни. Пилат решает спасти Иешуа от казни. Но Каифа непреклонен: Синедреон не меняет решения.

Почему Пилат утверждает смертный приговор?

- «Трусость-самый тяжкий порок»,-повторяет Воланд

-За что наказан Пилат?

- Пилат говорит, что «более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу»

Вопросы к № 2. Московская действительность.

Какая действительность в Москве?

Реальная, катастрофически развивающаяся действительность.

Выясняется, что мир окружают рвачи, взяточники, подхалимы, аферисты, приспособленцы, корыстолюбцы. И вот зреет, растет и обрушивается на их головы булгаковская сатира, проводниками которой становятся пришельцы из мира Тьмы.

Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, совершается во имя добра и глубоко поучительно.

Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?

- Мастер отзывается о нем как о начитанном и очень хитром человеке. Берлиозу многое дано, а он сознательно подлаживается под уровень презираемых им поэтов-рабочих. Для него нет ни Бога, ни дьявола, вообще ничего. Кроме обыденной реальности. Где он все знает наперед и имеет пусть не безграничную, но вполне реальную власть. Ни один из подчиненных не занят литературой: их интересует лишь дележка материальных благ и привилегий.

За что же так страшно наказан Берлиоз?

За то, что он атеист? За то, что он подстраивается под новую власть? За то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного?

Воланд раздражается: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Берлиоз и получает «ничто», небытие. Получает по своей вере.

Каждому будет дано по его вере (гл.23) Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым отрицает и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости, идею доброй воли.

Председатель МАССОЛИТА, редактор толстых журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целесообразности, лишенных нравственных основы, отрицающих веру в существование метафизических начал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего сознания, поэтому «убийство» Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие.

Горожане сильно изменились внешне…гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?

Горожане - люди, облеченные властью, но обделенные нравственностью. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они наделены и интеллектом, и знаниями, и эрудицией. И все это сознательно поставлено на службу порочной власти. Историей такие люди направляются в небытие.

Как нечистая сила отвечает на этот же вопрос? Над чем потешается, издевается нечистая сила ?

Отвечая на этот вопрос, нечистая сила вступает в дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает массовый гипноз, чисто научный опыт. И люди показывают свое истинное лицо. Сеанс разоблачения удался.

Чудеса, демонстрируемые Воландовой свитой, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слетает благопристойность, и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество…

Воланд подводит итоги: «Ну что же, они люди как люди… Любят деньги, но ведь это всегда было… Обыкновенные люди ..в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их…

Каким средствами автор изображает обывателей?

Изображению московского мещанства служит шарж, гротеск. Фантастика является средством сатиры.

Каковы объекты и приемы булгаковской сатиры?

Наказание в самих людях

Чем Мастер похож на Иешуа?

Их роднит правдивость, неподкупность, преданность своей вере, независимость, способность сопереживать чужому горю. Но мастер не проявил необходимой стойкости, не отстоял свое достоинство. Не исполнил своего долга и оказался сломленным. Оттого он сжигает свой роман..

На что идет героиня Булгакова во имя великой любви.

Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Мастера, он обретает покой. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.

Какая ведущая проблема поднимается в реальном плане повествования?

«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!»

Не Мастер, а сама Маргарита связывается с дьяволом и вступает в мир черной магии. На этот риск и подвиг героиня Булгакова идет во имя великой любви.

Докажите, что Маргарита умеет бороться, отстаивая свою любовь и веру.

Сцена бала у Воланда ( глава 23),

сцена прощения Фриды (глава 24).

Чем схожи Ершалаим и Москва?

Схожи Ершалаим и Москва и пейзажем, и иерархией жизни, и нравами. Общими оказываются тирания, несправедливый суд, доносы, казни, вражда.

Вопросы к № 3 Фантастический, потусторонний мир.

С кем пришел Воланд на землю?

Воланд пришел на землю не один. Его сопровождали существа, которые в романе по большему счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу, отвратительные и ненавистные негодующему московскому населению (они просто-напросто выворачивали наизнанку людские пороки и слабости).

С какой целью Воланд и его свита очутились в Москве?

Их задача заключалась в том, чтобы делать всю черную работу за Воланда, прислуживать ему, подготовить Маргариту к Великому Балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя.

Кто составлял свиту Воланда?

Свиту Воланда составляли три «главных шута: Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла.

Какую проблему поднимает автор в потустороннем мире?

Проблема смысла жизни.

Шайка Воланда , творящая в Москве убийства, надругательства, обманы, безобразна и чудовищна. Воланд не предает, не лжет, не сеет зла. Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы это все покарать. На груди знак скарабея. Он обладает могущественной волшебной силой, ученостью, даром пророчества.

5.Подводим итоги урока.

Учимся самостоятельно делать выводы:

Истина, носителем которой был Иешуа, оказалась исторически нереализованной, оставаясь в то же время абсолютно прекрасной . В этом трагизм человеческого существования. Воланд делает неутешительный вывод о неизменности человеческой природы, но в этих же словах звучит мысль о неистребимости милосердия в человеческих сердцах.





Творческая .работа.

Составить коллаж

«Три мира в романе «М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Мастер и Маргарита как последний закатный роман, как завещание, как свое послание человечествуМастер и Маргарита как последний закатный роман, как завещание, как свое послание человечествуМастер и Маргарита как последний закатный роман, как завещание, как свое послание человечеству


Мастер и Маргарита как последний закатный роман, как завещание, как свое послание человечеству

Мастер и Маргарита как последний закатный роман, как завещание, как свое послание человечеству


Мастер и Маргарита как последний закатный роман, как завещание, как свое послание человечествуМастер и Маргарита как последний закатный роман, как завещание, как свое послание человечествуМастер и Маргарита как последний закатный роман, как завещание, как свое послание человечеству


Мастер и Маргарита как последний закатный роман, как завещание, как свое послание человечествуМастер и Маргарита как последний закатный роман, как завещание, как свое послание человечеству


Тема № 4. Только человек ответствен за добро и зло на земле (Библейские мотивы в романе)

Цели:

- Показать, какую роль играют библейские мотивы в романе «Мастер и Маргарита»;

- Способствовать формированию умения характеризовать основные сцены и эпизоды изучаемого произведения, объяснять их связь с проблематикой, устанавливать их роль и выявлять значение в произведении;

- Формировать умения сравнивать, обобщать, отстаивать свою точку зрения, развивать речь монологическую, диалогическую, навыки ведения спора;

- Воспитывать эстетические качества в учащихся, активную жизненную позицию, уважение к мнению окружающих;

1.Мозговой штурм.

Выберите эпиграф к уроку и обоснуйте свой выбор.

а) «Евангелие надо читать так, чтобы одним глазом смотреть сквозь себя на Христа, а другим на свою повседневную жизнь».

М. Пришвин

б) «…так кто же ты, наконец? - Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.»

И-.В. Гёте

в) «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях».

Л.Толстой:

2. Диспут.

  1. Иуда - предатель или обманутый?

  2. Иешуа - преступник или невинная жертва?

  3. Понтий Пилат - слуга закона жертва обстоятельств?
    А). Спасти юношу или себя?
    Б). Взять ответственность на себя или переложить её на первосвященника Каифу?
    В). Простить Иуду или, казнив, снять вину с себя?

  4. В чем наказание Понтия Пилата?

3.Философское осмысление темы урока.

Насколько хорошо вы, современная молодежь, знаете библейские заповеди. Укажите правильный ответ.

  1. Блаженны плачущие, ибо они наплачутся досыта (ибо они утешатся).

  2. Судите всех подряд, поскольку много найдется желающих вас осудить (Не судите, да не судимы будете).

  3. Блаженны плачущие и жаждущие правды, ибо они жаждут невозможного (…, ибо они насытятся).

  4. Ищи в глазах брата твоего как можно больше сучков. В свои же не смотри, все равно ничего не увидишь (В чужом глазу соринку увидишь, а в своём бревна не заметишь).

  5. Пусть левая рука твоя никогда ничего не делает, правая пусть делает то же, что и левая. (Пусть правая рука твоя всегда трудится, левая же пусть делает то же, что и правая).

  6. Не прощайте людям согрешения их, они вам тоже их не простят (Простите, и вам простят).

  7. Просите - вам всё равно ничего не дадут, ищите - всё равно не найдёте, стучите - вам всё равно не откроют. (Просите - и вам дадут, ищите, и вы найдёте, стучите, и вам откроют).

  8. Не вздумай возлюбить ближнего своего, люби только себя (Возлюби ближнего, как самого себя).

  9. Всякий возвышающий себя возвышен будет, унижающий себя - унижен. (Всякий возвышающий себя унижен будет, всякий унижающий себя - возвышен).

4. Интеллектуальное упражнение.( развитие речи)

Вот перед вами разные слова. Составить из них текст сможет только тот, кто знает легенду о сотворении мира.

Слова для текста: Адам, Ева, рай, дьявол-искуситель, грех, изгнание, Каин и Авель, Всемирный потоп , Ной , ковчег, голубь, Хам, столпотворение, Авраам.

5.Задание, которое выявит уровень начитанности учащихся.

Суть заданий в том, чтобы вставить недостающее слово в цитату из текста романа.

Образцы заданий.

«А тут ещё кот выскочил к рампе и вдруг рявкнул на весь театр человеческим голосом: "Сеанс окончен! ( ?)! Урежьте марш!»

(Пропущено слово "маэстро").

«Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провёл упомянутую ночь на балу у Сатаны, будучи привлечен туда в качестве перевозочного средства… Поставь, Гелла, скобку! В скобке пиши (?). Подпись - Бегемот».

(Пропущено слово "боров").

«…под решётку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый тёмный предмет. Скатившись с этого откоса, он запрыгал по булыжникам Бронной. Это была (?).»

(«…отрезанная голова Берлиоза»).

«Римского прокуратора называть (?). Других слов не говорить. Смирно стоять.»

(Игемон).

«… он никакой не интурист, а (?). Это русский эмигрант, перебравшийся к нам, спрашивай у него документы, а то уйдёт»

(Шпион)

«Её нагота вдруг стала стеснять её. Она поднялась из-за стола. Воланд молча снял с кровати свой вытертый и засаленный (?), а Коровьев набросил его Маргарите на плечи» .

(Халат).

«Так встретил рассвет пятнадцатого нисана пятый прокуратор Иудеи (?)»

(Понтий Пилат).

6.Творческое задание.

Заполните таблицу: «Подвиги» Воланда и его свиты в Москве.

факты

аргументы

Место действия

Москва, Садовая 302-бис, кв. 50, "Грибоедов", Варьете, канцелярия зрелищной комиссии

Время действия

четверг, пятница, суббота

Исполнители

Воланд, Коровьев , Кот Бегемот, Гелла , Азазелло

Пострадавшие

Берлиоз, Стёпа Лиходеев, директор Варьете Римский и другие

Действия

отрезание головы Берлиозу, сеанс "чёрной магии", исчезновение руководства Варьете, происшествия в "нехорошей" квартире, обман в магазине, поджог Торгсина на Смоленском рынке, ресторана "У Грибоедова", бал Воланда

Побуждения

наказание людей за безнравственность, скопидомство, карьеризм, взяточничество, доносительство , трусость, предательство, бездуховность и т.д.

Итоги

Берлиоз мёртв. Менгель мёртв и не погребён. Стёпа Лиходеев управляет гастрономом в Ростове. Алоизий Могарыч въезжает в чужую квартиру и занимает кабинет финдиректора Варьете Римского

Вывод

Порок неискореним, потому что "бесовское начало" в самом человеке

7. Итоговый вопрос.

Какую же функцию в романе выполняют два начала, о которых мы говорили сегодня, - Иешуа и Воланд?

(Добро и зло).

А могут ли добро зло существовать независимо друг от друга?

Добро в чистом виде или зло в чистом виде?

(Нет).

8.Самостоятельный вывод учащихся.

Совесть - это внутренний компас человека, его моральный суд над собой, моральная оценка своих поступков. Совесть - искупление вины, возможность внутреннего очищения. Что может быть страшнее наказания, чем муки совести?

Роман Булгакова - об ответственности человека за все добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он о всепобеждающей силе любви и творчества, возносящей душу к высотам истинной человечности.

Урок № 5. Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты. Трагическая любовь героев.

Цель:

проследить историю любви главных героев романа,

показать, как их высокая любовь вступает в конфликт с окружающей пошлостью;

развивать у учащихся способность сопереживать.

1.Задание на критическое мышление.

Прочитайте стихотворение Александра Кочеткова и скажите, о чем это стихотворение и почему оно взято эпиграфом к уроку?

БАЛЛАДА О ПРОКУРЕННОМ ВАГОНЕ

- Как больно, милая, как странно,

Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-

Как больно, милая, как странно

Раздваиваться под пилой.

Не зарастет на сердце рана,

Прольется чистыми слезами,

Не зарастет на сердце рана -

Прольется пламенной смолой.

- Пока жива, с тобой я буду -

Душа и кровь нераздвоимы,-

Пока жива, с тобой я буду -

Любовь и смерть всегда вдвоем.

Ты понесешь с собой повсюду -

Ты понесешь с собой, любимый,-

Ты понесешь с собой повсюду

Родную землю, милый дом.

- Но если мне укрыться нечем

От жалости неисцелимой,

Но если мне укрыться нечем

От холода и темноты?

- За расставаньем будет встреча,

Не забывай меня, любимый,

За расставаньем будет встреча,

Вернемся оба - я и ты.

- Но если я безвестно кану -

Короткий свет луча дневного,-

Но если я безвестно кану

За звездный пояс, в млечный дым?

- Я за тебя молиться стану,

Чтоб не забыл пути земного,

Я за тебя молиться стану,

Чтоб ты вернулся невредим.

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он стал бездомным и смиренным,

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он полуплакал, полуспал,

Когда состав на скользком склоне

Вдруг изогнулся страшным креном,

Когда состав на скользком склоне

От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила,

В одной давильне всех калеча,

Нечеловеческая сила

Земное сбросила с земли.

И никого не защитила

Вдали обещанная встреча,

И никого не защитила

Рука, зовущая вдали.

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

Всей кровью прорастайте в них,-

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

Когда уходите на миг!

1932

Это стихотворение о любви, построено в виде разговора двух любящих людей. Но мужчина, как кажется, чего-то боится, чем-то обеспокоен, а женщина, наоборот, натура сильная, уверенная в том, что их встреча произойдет , ее молитва спасет любимого от гибели.

Их любовь напоминает историю любви Мастера и Маргариты, поэтому это стихотворение взято эпиграфом к уроку

2.Задание-«перевоплощение»

От имени Маргариты расскажите о ее жизни до знакомства с Мастером.

3.Задание-«погружение»

Как известно, тема добра занимает важное место в романе «Мастер и Маргарита». Почему встреча с «добрыми» людьми так изменила Мастера?

«Добрые» люди из числа литераторов не приняли его роман, оклеветали автора. По их вине автора арестовали, он заболевает и в состоянии нервного потрясения сжигает роман, попадает в клинику для душевнобольных. Страх овладевает им.

- Страх победил Мастера.

4.Блиц-исследование.

1.Расскажите о борьбе Маргариты за любимого?

Страдает, потеряв любимого. Ищет его повсюду, но безрезультатно. Ради встречи с ним она становится ведьмой, а затем королевой на бале у Сатаны, просит Воланда вернуть ей Мастера. Встретившись, возлюбленные обретают заслуженный покой вне общества, в ином мире/.

2.Каков смысл финала романа?

Общество отвергло Мастера и Маргариту, поэтому за помощью они обращаются к князю тьмы. Воланд дарит Мастеру и Маргарите свободу от земного горя. Уставший мастер получает заслуженный покой , а вслед за ним его получает и Маргарита/.

3.Почему Булгаков отказал Мастеру в свете, а дал покой?

Свет получают борцы, сильные личности, а мастер слаб. Он не в состоянии бороться за свою любовь, за свой роман, поэтому заслуживает покой. За него просит Иешуа, считая, что Мастер не достоин света/.

4.Как в главах о любви М.Булгаков использует прием противопоставления?

ОН ОНА

1. Любят друг друга

2. Любят роман переживают за его судьбу

1.Отчаивается, разочаровывается 1.Успокаивает Мастера

2.Отказывается от борьбы 2.Готова мстить обидчикам

3.Не борется за любовь, 3.Становится ведьмой,

не подает о себе вестей чтобы вернуть Мастера.


  1. Творческая лаборатория.

Учимся составлять акростих

Может быть и есть жемчужней имя и прекрасней

А зачем пускаться в поиски всем нам?!

Рядом женщина с улыбкой солнечной и ясной

Греет наши души, как сказочный бальзам.

А с ее теплом и мы становимся счастливей,

Радость дарит ее имя для ее друзей

И найдете вряд ли вы женщину красивей...

Так не тратьте время - вы ведь рядом с ней!

Ах, ты Рита-Маргарита, улыбнись еще, скорей!

6. Исследовательская лаборатория

Прочитайте отрывок из стихотворения Н.Гумилева «Творчество»

Моим рожденные словом,

Гиганты пили вино

Всю ночь , и было багровым,

И было страшным оно,

О, если б кровь мою пили,

Я меньше бы изнемог,

И пальцы зари бродили

По мне, когда я прилег.

Проснулся, когда был ветер,

Вставал туман от болот,

Тревожный и теплый вечер

Дышал из южных ворот.

И стало мне вдруг так больно,

Так жалко стало дня,

Своею дорогой вольной

Прошедшего без меня…

Умчаться б вдогонку свету!

Но я не в силах порвать

Мою зловещую эту

Ночных видений тетрадь.

Вопрос:

Какой главе романа созвучно это стихотворение и почему вы так считаете?

главе 32

7.Вопросы для размышления.

Почему Мастер ищет приюта в «доме скорби»,?

Почему Маргарита, защищая свою любовь, рассчитывает на дьявола?

Тема № 6. Своеобразие булгаковской «дьяволиады». Проблемы милосердия, всепрощения, справедливости.

Цели урока:

Формирование представлений о своеобразии решения «мефистофельской» темы в романе.

Развитие навыков монологического высказывания.

Воспитание общечеловеческих ценностей через обсуждение проблемы милосердия, всепрощения, справедливости.

1.Введение в тему урока.

Дать ответ на вопросы:

Кто же становится жертвой Воланда и его свиты?

Жертвой Воланда становятся московские обыватели, литераторы, чиновники, воры, взяточники-люди с нечистой совестью

Какова цель появления Воланда и его свиты в Москве?

Силы, которая борется со злом, в жизни нет, поэтому Воланд и такие симпатичные помощники выступают в романе как судьи, которые несут справедливость и каждому воздают по заслугам.

Воланд хотел проверить нравственную природу человека.

Миссия Воланда заключалась в том, чтобы посмотреть, изменилось ли человечество за 2 тысячи лет, чтобы обличить и наказать людей за содеянное зло, восстановить справедливость.

А для чего?

Фантастические картины романа обнажают действительность, представляют ее в сатирическом, уродливом свете

2. Задание на внимательность.

Определите, кому принадлежат данные предметы.

- монокль (кот Бегемот);

- шпага (Воланд);

- портфель с валютой (Босой);

- клетчатый пиджак (Фагот - Коровьев);

- клетчатая кепка (Бездомный);

- украденная из гроба голова (Берлиоз);

- желтые цветы (Маргарита);

- шляпа пирожком (Берлиоз);

- трость с черным набалдашником в виде пуделя (Воланд);

- белая повязка с ремешком (Иешуа);

- треснувшее пенсне (кот Бегемот);

-бумажная иконка со стершимся изображением неизвестного святого (Бездомный);

- кавалерийские усы (кот Бегемот);

- клетчатые брючки (Воланд);

- котелок на голове (Азазелло).

3.Задание-рефлексия.

Выбрать наиболее интересный вопрос, озвучить и дать ответ.

«Узнай героя по описанию»

- «Плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке - был в ковбойке, женаных белых брюках и в черных тапочках». (Иван Бездомный)

- «Бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». (Мастер)

- «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью» (Иешуа)

- «Это была молодая женщина лет двадцати, необыкновенного по красоте сложения, но с какими-то беспокойными и назойливыми глазами» (Фрида)

- «…тощий и длинный гражданин в клетчатом пиджаке, в жокейской шапочке и в пенсне…» (Коровьев)

- «росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях…. По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой» (Воланд)

- «…человек, лет под сорок, был черен, оборван, покрыт засохшей грязью, смотрел по-волчьи , исподлобья» (Левий)

4.Исследовательская деятельность.

Кто основные персонажи романа и их прототипы?

Воланд. Родословная литературного героя огромна: образ сатаны привлекал великих художников - «Фауст» Гете, «демон» Лермонтова, опера Гуно «Фауст», «Мефистовальс» Ф. Листа, опера А. Рубинштейна «Демон», роман Жака Казота «Влюбленный дьявол», трагедия Мильтона «Потерянный рай», «Братья Карамазовы»

Ф. Достоевского, полотна Врубеля «Демон летящий», «Демон сидящий» и многое другое.

Более всего Воланд связан с Мефистофелем из трагедии «Фауст» Гете. Связь эта закреплена и эпиграфом к роману, сначала он был выписан по-немецки, потом - переведен на русский. Но первым толчком к замыслу образа была музыка - опера Шарля Гуно, написанная на сюжет Гете и поразившая Булгакова в детстве на всю жизнь. Вероятно, писатель видел в роли Мефистофеля Федора Шаляпина, ибо одеяние булгаковского Воланда повторяет костюм оперного певца.

Само имя Воланд также восходит к Гете. Оно возникает в «Фаусте» один раз: так называет себя Мефистофель в сцене «Вальпургиева ночь», прокладывая себе и Фаусту дорогу на гору Брокен среди нечисти: Дорогу! - черт идет!

Маргарита. Булгаков сохранил в своем романе имя героини Гете, но его Маргарита имеет и реальный прототип; им послужила Елена Сергеевна Шиловская, ставшая третьей женой Михаила Афанасьевича. Писатель делал выписки о Маргарите Валуа, известной своей страстностью. С 1934 года образ Мастера становится центральным в романе, рядом с ним - обобщенный поэтический образ женщины.

Женщины, которая любит.

Мастер. В черновиках ему присущи черты самого писателя, образ был автопортретным, много совпадений в судьбе героя и самого Булгакова. Еще одна интересная деталь - у Михаила Афанасьевича были легкие, рассыпающиеся светлые волосы, они мешали ему, и работать он любил, натянув на голову шапочку. (Шапочку с вышитой руками Маргариты буквой «М» Мастер показывает Ивану Бездомному в сцене знакомства.)

Азазелло. Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного Азазел. Так зовут отрицательного культурного героя ветхозаветного апокрифа - книги Еноха, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря Азазеллу женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. Поэтому именно этот персонаж передает Маргарите крем, волшебным образом меняющий ее внешность.

Почему роман называется «Мастер и Маргарита»? Почему автор отказался от вынесения в заглавие имени дьявола, как это было в черновиках?

Главный герой не Воланд, а Мастер и Маргарита. В центре внимания Булгакова -история их жизни. Все, что происходит

в Москве до и с появлением Воланда, так или иначе связано с ихсудьбой, их любовь, их страдания волнуют автора.)

Назовите темы романа. Какая из них основная? Докажите это.

Темы Творчества, любви, трусости и раскаяния, современной автору Москвы, свободы и несвободы. Основная - тема любви. Об этом свидетельствует название произведения.

Главы романа Мастера не отделяются от глав, описывающих современную Булгакову Москву. Почему?

То, что происходило в древности в Иудее, повторяется на новом витке истории. Люди, как замечает Воланд, не изменились.

Как создается образ Мастера? Почему у него нет имени?

Главное в нем - талант. Его прозрение, он описал события далекого прошлого так, как это было на самом деле. «О, как я угадал! О, как я все угадал!» - восклицает он. Главное его назначение - творчество.)

Почему автор не дает подробного портрета Мастера?

Как и имя, внешность героя не значима для Булгакова, ибо она не является определяющим в судьбе героя. Но не один раз описываются глаза Мастера, которые отражают тот внутренний свет, которым полна его душа.

В чем назначение миссии Воланда в Москве?

Воланд и его свита вершат своеобразный суд. Они защищают Мастера и Маргариту, наказывают Берлиоза, Лиходеева и им подобных.

Назначение появления нечистой силы в Москве.

Парадоксально, но свита Воланда вершит Добро, восстанавливает Справедливость.

Люди сделали все, чтобы разлучить возлюбленных, а вернуть Мастера поможет Маргарите нечистая сила.

В романе часто звучат слова «вина», «суд», каждый из героев как-то наказан. Почему так жестоко Воланд обходится с Берлиозом?

Потому, что Берлиоз лишен фантазии, воображения и способности воспринимать чужую точку зрения. Он ни во что не верит.

Вопрос-размышление.

Как соотносятся понятия справедливости, милосердия, всепрощения в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Маргарита в романе оказалась плохой христианкой, так как мстила за зло, хотя и очень импульсивно, по-женски, побив стекла щеткой и разгромив квартиру критика. Ей не чужда та мудрость, что если прощать всякое зло, то нечем будет платить за добро. И всё же милосердие для Булгакова выше отмщения. Маргарита громит квартиру Латунского , но отвергает предложение Воланда его уничтожить. И точно так же Левий Матвий , с его фанатизмом верного ученика, готов убить Пилата, а Иешуа прощает его. Первая ступень истины - справедливость, высшая - милосердие.

Всепрощение - полное прощение всего и всех.

Милосердие - готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами.

Справедливость - от прилагательного «справедливый» , т.е. действующий беспристрастно, в соответствии с истиной; - соответствие человеческих отношений, законов, порядков морально-этическим, правовым и т. п. нормам, требованиям.


Вопрос творческому читателю с критическим мышлением

а) Возможно ли появление Воланда в наши дни, если да, то какова будет реакция современного человека?

б) Какие герои романа вам понравились, какие вызвали гнев, раздражение, неприязнь, какие заставили сочувствовать, а кто остался непонятным и загадочным?

Домашнее задание - ассоциации.

Просмотреть мультфильм «Мастер и Маргарита»

Создать с применением информационно - компьютерных технологий проект - ассоциацию

Дорогие ребята!

Вот и перевернута последняя страница бессмертного романа. Его герои, я надеюсь, заставили тебя смеяться и плакать, любить вместе с ними и ненавидеть. Мечтать и верить. Надеяться и ждать.

Есть в романе нота трагизма: покой и независимость дарованы героям в ином мире, роман Мастера не оценили современники, его прозрение оказалось им ненужным, он сам им не нужен; также оказался отвергнутым своим временем и современниками Иешуа. Но любовь торжествует в романе: она дает силы Маргарите, она прощает и спасает.

Роман имеет два основных варианта прочтения: поверить всему фантастическому - или отнести все загадочное на счет гипноза. В эпилоге Булгаков дает «реальное» объяснение всему происшедшему, официальную точку зрения. И здесь каждый из вас выберет версию по своей вере.

Рекомендуемая литература:

И. С. Сергеев. Как организовать проектную деятельность учащихся.

Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. Москва, изд. «Аркти», 2005 г.

Н.Ю. Пахомова. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.

Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. Москва,изд. «Аркти», 20003 год.

Т.В. Рыжкова. Диалоги с Булгаковым.

Методический мастер-класс. Санкт-Петербург:

изд. «Азбука-классика». 2005 г.

Акимов В.М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады. -

М., 1995

Бабинский М.Б. Изучение романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» в XI классе.

М., 1992

Булгакова Е.С. Дневник Елены Булгаковой. -

М., 1990

Вулис А.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». -

М., 1991

Киселева Л.Ф. Диалог добра и зла в романе «Мастер и Маргарита»

Миллиор Е. Размышления над романом М.Булгакова «Мастер и Маргарита». -

Л.,1975

Михаил Булгаков: современные толкования: к 100-летию со дня рождения.

1891-1991. Сб. обзоров / АН СССР. ИНИОН. - М., 1991

Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» в школьном изучении.

Кировоград,1991

Интернет-ресурсы.

СОЧИНЕНИЕ-АССОЦИАЦИИ

Москва.

Канун Нового 2011 года…

…Получившие послания растерянно вертели их в руках. Разнообразнейшие чувства выражали их лица. Тут были и удивление - не шутка ли, не розыгрыш? … И недоумение: а что ж это за адрес такой? Батюшки светы, да ведь это же адрес той квартирки из «Мастера и Маргариты», где, якобы состоялся тот самый, легендарный, описанный в романе бал… Тот самый. Ого!Мастер и Маргарита как последний закатный роман, как завещание, как свое послание человечеству


Кто-то даже вознегодовал: ехать в Москву? Издеваются, что ли? Это же далеко. И всё же после размышлений, подсчётов, наведения нужных справок и советов с семьёй кое-кто поехал-таки на встречу.

Обычная обшарпанная дверь необычной московской квартирки то и дело распахивалась, впуская всё новых и новых приглашённых.


Роскошь и блеск огромного бального зала от самого входа поражал воображение так же, как и в романе Булгакова, и точно так же было непонятно, как же эта обычная московская квартира может вместить в себя такой, невероятных размеров зал, и такое множество гостей!
Золочёные канделябры по стенам, в них тысячи свечей, блеск нарядов и маскарадных костюмов, гул голосов - всё это ослепляло и оглушало вошедших, но они быстро присматривались, вживались и вот уже начинали с интересом вертеть головами, пытаясь узнать своих коллег, скрывающихся под видом сказочных персонажей.

Тут же, у входа в зал, на маленьком канапе, на шёлковой, расшитой золотом, подушечке сидела милая лягушечка с золочёной стрелой во рту.
- Сидит, не шевелится. Чучело? Или настоящая? В любом случае мило... Но дальше! - подумала вновь вошедшая гостья. - Как шумно, как пестро! Какие интересные маски, костюмы! Попробуй угадай, кто спрятался под ними! - и с милой улыбкой гостья проскользнула в залу.

Это была элегантная старушка в шляпке с вуалью. Не спеша, она стала подниматься по широкой, как река мраморной лестнице. Тёмное бархатное платье ловко обливало её стройную фигурку, совсем не похожую на старушечью… Короткие кружевные перчатки, вечерний, расшитый бисером, ридикюль на локотке.
А она уже с удивлением рассматривала странного человека без лица, но зато в костюме, наглухо застёгнутом на все пуговицы и элегантной шляпе.
- А почему у вас лица не видно? Это что - такая маска у вас? А почему вы в перчатках? А почему…?
- Почему-почему… - глухо отозвалось нечто, - да потому, что я - Человек-Невидимка, что тут непонятного? Причём, Правильный Человек-Невидимка! - и незнакомец поднял палец в перчатке.Мастер и Маргарита как последний закатный роман, как завещание, как свое послание человечеству

Мастер и Маргарита как последний закатный роман, как завещание, как свое послание человечеству


Задумчиво обрывая виноградинки с огромной фруктовой вазы в несколько этажей, с которой каскадами свисали гроздья фруктов и цветов, он засмотрелся на гостей.


© 2010-2022