Открытый урок по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 9 классе на тему «М.В.Ломоносов-поэт -гражданин .Изучение «Оды на день восшествия на всероссийский престол Её величества Елизаветы Петровны…1747 года»

Цель:проанализировать содержание оды,дать представление о Ломоносове как о поэте-гражданине,познакомить учащихся с особенностями классицизма,способствовать пробуждению чувства патриотизма,интереса к искусству,знаниям.

Оформление:слайды.презентация,музыка В.А.Моцарта.

Ход урока

1.Актуализация знаний.Повторение.

-Ребята,какому великому сыну земли русской был посвящён наш прошлый урок?

-С каким литературным направлением связано его имя?

-Что такое классицизм?

2.Давайте вспомним материал прошлого урока,выполнив тест.(На слайде )

-А теперь проверьте и оцените себя сами.

-Что такое ода?К какому литературному жанру относится ода?

Тема нашего урока звучит также пафосно и витиевато,как это было принято в эпоху классицизма.Запишите название темы.(На слайде)

3.Дома вы должны были прочитать оду и составить план.

Кому посвящена ода?(Индивидуальные сообщения о Елизавете Петровне.Звучит музыка Моцарта,на экране портрет Елизаветы)

_Ребята,вы обратили внимание на музыку,которая сейчас звучала?Вы слышали Моцарта,который был настоящим гением..О нём нам расскажет Алиме.

(Сообщение ученицы о Моцарте,на экране портрет Моцарта)

4.Переходим к анализу оды.О чём она?Какой размер выбрал выбрал

Ломоносов?Благодаря чему создаётся торжественное звучание произведения?

-Поговорим о композиции .Из скольки частей она состоит? Каким

стилем она написана?

-Какие художественные средства использовал Ломоносов для создания торжественного языка оды?Чему и кому посвящена первая часть произведения ?Вторая,третья?

(Рассказ о Петре.Политическая обстановка после смерти Петра..)

Сообщение учеников.

-Обратите внимание ,как меняется стиль в 3-й части-он становится мягче и звучит как обычное стихотворение.Сейчас мальчики прочтут нам наизусть отрывок из третьей части.(Читают под музыку Моцарта)

-Итак,мы чётко видим образы,созданные автором.Это и Елизавета,и Пётр,и Росс,и сам автор.

-Какой мы видим Россию в произведении?

-Кому под силу сделать так,чтоб в России было процветание,прогресс?

-Каким предстаёт в оде сам Ломоносов?

-Можем ли мы назвать его поэтом-гражданином?

…На экране вы видите слово «идеал».Запишите значение этого слова,взятое из словаря Ожегова.Что же является идеалом для самого Ломоносова?

(Родина,труд,долг,самоотверженность,наука,просвещение,мир)

-Я думаю,что и в наше время эти нравственные качества очень важны и должны жить в сознании каждого человека,считающего себя гражданином.

Давайте запишем эти слова…

-Итак.делаем вывод.Какова основная мысль произведения?

(Прославление мира,науки,просвещение России,надежду на то,что к власти придёт грамотный,просвещённый монарх,которому будет небезразлична судьба русского народа,России..)Запишите это в тетради.

Дома вы должны были подумать ,как ответить на вопрос «Как вы думете,сбылись ли мечты поэта?Всё ли свершилось из того,о чём он мечтал?

(Приходим к мнению ,что мечты сбылись.Рассказ о МГУ имени М.В.Ломоносова.)

5.Итак,что вы сегодня узнали на уроке?Какие сделали выводы?С кем познакомились,что открыли нового для себя?

(Дети отвечают на вопросы)

6.Оцени вание

7.Домашнее задание.Выучить отрывок из оды «Гимн науке» наизусть.Прочитать сведения а Д.И.Фонвизине.



© 2010-2022