Дидактический проект урока русской литературы «Знатоки сказок А. Пушкина»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактический проект урока русской литературы

Предмет: Русская литература

Класс: 5

Тема: Урок-игра «Знатоки сказок А.Пушкина»

Тип урока: урок обобщения знаний

Субкомпетенции:

  • повторить и обобщить знания учащихся о сказках А.Пушкина

  • совершенствовать умения и навыки работы с художественным текстом

  • продолжать развивать репродуктивные и продуктивные виды речевой деятельности учащихся

  • развивать умение анализировать, обобщать, конкретизировать прочитанное, развивать логику мышления учащихся

  • прививать любовь к пушкинскому слову, любовь к сказкам - источнику народной мудрости

  • формировать у учащихся личностные качества: товарищество, взаимопомощь, стремление к победе, разжечь дух соревнования

Методы и формы обучения:

Методы: техника «свободных ассоциаций», «кластеринг», «ромашка Блума», исследовательский, поисковый метод, репродуктивный.

Формы: коллективная и групповая творческая деятельность.

Средства обучения: эпиграф к уроку, игровой момент, конверты с заданиями для работы в группах, иллюстрации к сказкам, портрет поэта, рисунки учащихся, высказывания о сказках, выставка книг, алфавит. Оценочные листы учащихся, медали для победителей, «волшебные перья» - для всех участников игры.

Ход урока.


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы и методы обучения

Оценивание

I

Организационный момент

Приветствие. Перекличка. Проверка готовности к уроку.

Дежурный докладывает учителю.

II

Введение в новую тему

Повторение изученного

- Ребята! Творчество какого поэта мы изучали на прошедших уроках?

- Назовите годы его жизни.

- Где родился А. Пушкин?

- Какого рода произведения писал А. Пушкин?

Дидактический проект урока русской литературы «Знатоки сказок А.Пушкина»

Ученики отвечают на вопросы учителя

(1799 - 1837)

Заполняют таблицу - «паучок» на доске

Эвристический метод (беседа)


Техника «кластеринг»

III

Переход к новой теме

- А какие сказки А.Пушкина вы читали?

- Понравились вам они?


- Чем? А кто Пушкину рассказывал сказки?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

- Рисунки, которые вы подготовили к уроку, также являются подсказкой.

Дети отвечают:

Сказка о царе Салтане

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

Сказка о золотом петушке

Сказка о попе и работнике его Балде

Арина Родионовна Яковлева - няня Александра Сергеевича




IV

Объявление новой темы и целей урока.

- Давайте прочтем вместе тему урока и его цели.

- Сегодня мы проведем необычный урок - Урок-игру!

- Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку

- В честь А.С. Пушкина, в память о нем, мы зажжем сегодня эти свечи.

- Работать на уроке мы будем в группах. Объявляю состав групп:

Читают цитату С. Маршака (на доске)

Ученик читает тему и цели урока

Ученик читает эпиграф


Ученик читает цитату, все слушают

Сообщение

V

Проведение конкурсов, игр, направленных на закрепление и обобщение знаний по творчеству А. Пушкина

Итак, начнем нашу игру и убедимся в правдивости этих строк.

- На партах у вас оценочные листы. За каждый правильный ответ выставляем себе +, за неправильный - .

1. Разминка. «Узнай, откуда эти строки?»

- Послушайте и назовите сказку!

2. Не потеряем ни одного «пушкинского слова»

- Раздаю конверты с заданиями. Ученики читают задания.

3. «Узнай героя по его речи и назови сказку».

4. «Озвучь картинку»

- Раздаю иллюстрации к сказкам Пушкина.

5. Охарактеризуй героя по его речи.

Каждая группа получает карточку с фрагментом сказки (речь героя сказки) и ромашку.

Предлагаю подобрать эпитеты в качестве характеристики героя сказки.

- Что такое эпитет?

- Молодцы! Я рада, что вы так хорошо помните содержание сказок.

- Посмотрите на эту иллюстрацию. Она подскажет вам, какому произведению будет посвящено следующее задание.

- Кто может в стихотворной форме рассказать, что он видит на этой картине?

- Очень хорошо. Вижу, что вы внимательны и сообразительны.

- Следующее задание поможет нам вспомнить поэму «Руслан и Людмила».

- Кто читал всю поэму?

- Давайте вспомним, о чем идет речь в поэме?

6. Поэма «Руслан и Людмила». «Выбери правильный ответ»


Ученики слушают, определяют из какой сказки взяты эти строки и называют ее.

Читают задания, дописывают нужные слова

Подбирают четверостишие к иллюстрации

Ученики знакомятся с текстом, узнают героя, записывают его имя в середину ромашки. Каждый ученик записывает на своем лепестке эпитет, характеризующий героя.

Дают определение эпитета.

Дети внимательно рассматривают иллюстрацию пролога к поэме «Руслан и Людмила»

«У Лукоморья дуб зеленый»

Декламируют стихотворение

Учащиеся отвечают, кто читал, а кто смотрел художественный фильм, мультфильм.

Дети вкратце рассказывают содержание поэмы.

Работа по карточкам

Эвристический метод



Групповая работа

Техника «ромашка Блума»

Индивидуально-групповая работа



Ассоциативный метод

Выразительное чтение наизусть

Сжатый пересказ

Групповая работа

VI

Обобщение учебного материала

- Это задание поможет нам подвести итоги урока-игры, обобщить наши знания и сделать выводы, извлечь урок для себя.

7. «Прочитай шифровку»

Читаю числа каждой группе. Объясняю, что скрытые под числами предложения помогут им прочитать алфавит с пронумерованными буквами, записанный на доске.



Записывают шифр.

Расшифровывают предложения и читают их вслух.


Исследовательно-поисковый метод


VII

Итоги урока

- Чему же мы научились на этом уроке. Подведем итоги игрой «Свободное письмо»


На доске дано ключевое слово:

СКАЗКА

- За 1 минуту запишите все ассоциации, возникшие у вас.

- Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились и с этим, последним заданием. У вас широкий кругозор.

Учащиеся отвечают:

- Любить сказки Пушкина.

- Сказки учат добру, вежливости.

- Ценить дружбу, трудолюбие, верность и т.д.

Записывают все слова, словосочетания, с которыми у них ассоциируется слово «сказка»

Фронтальный опрос

Техника «свободных ассоциаций»

Групповая работа



VIII

Оценивание

- Кто, по-вашему, заслужил сегодня самую высокую оценку?

Награждаю лучших медалями «Знатоку сказок Пушкина».

Выставляю оценки с комментированием, прислушиваясь к мнению учащихся.

Все ученики получают в подарок волшебные перья, которые помогут им стать поэтами.

Ученики участвуют в оценивании работы на уроке.

Учащиеся получают «медали» и перья, хлопают друг другу.

Комментированное оценивание с элементами самооценки.

IX

Домашнее задание

В учебнике на странице 244 дано буриме. Испытайте перья - сочините стихотворение.

Ученики записывают в дневниках задание на дом.

.



ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Эпиграф:

«…Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое… слово… Свободно и стремительно движется сказка…, а за этой веселой свободой… кроется серьезная мысль, глубокая мораль.»

С.Я. Маршак

2. «Алфавит с номерами» для игры «Прочитай шифровку»:

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

к

л

м

н

о

п

р

с

т

у

ф

х

ц

ч

ш

щ

ъ

ы

ь

э

ю

я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Зашифрованы фразы:

1. Сказки учат нас мудрости.

2. Сказка - ложь, да в ней намек.

3. Язык Пушкина богат и ярок.

4. Читайте сказки Пушкина.

3. «Свободное письмо»: ключевое слово - СКАЗКА.

1 конкурс «РАЗМИНКА»

Откуда эти строки?

«Узнай и назови сказку»

1. Княгиня - диво:

Под косой луна блестит,

А во лбу звезда горит:

А сама-то величава,

Выступает, будто пава…

(Царевна - Лебедь) - «Сказка о царе Салтане»

2. Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело…

(Сказка о золотом петушке)

3. Вот идет он к синему морю,

Видит, на море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют…

(Сказка о рыбаке и рыбке)

4. Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно…

(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

5. Идет, сам не зная куда.

"Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?"

Поп ему в ответ: "Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?"

(Сказка о попе и о работнике его Балде)

6. Братья в ту пору домой

Возвращалися толпой

С молодецкого разбоя.

Им на встречу, грозно воя,

Пес бежит и ко двору

Путь им кажет. "Не к добру! -

Братья молвили: - печали

Не минуем".

(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)


© 2010-2022