Простые и сложные предложения

Данный коспект урока помогает раскрыть структурные различия простых и сложных предложений; показать, что сложные предложения представляют собой единое целое и характеризуются интонационной законченностью; учить грамотно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; читать и составлять схемы простых и сложных предложений, подбирать свои примеры к заданным схемам. Конспектом можно пользоваться на уроке русского языка в 5 классе или для повторения в других классах. Также имеется пров...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Простые и сложные предложения

Цели: раскрыть структурные различия простых и сложных предложений; показать, что сложные предложения представляют собой единое целое и характеризуются интонационной законченностью; учить грамотно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; читать и составлять схемы простых и сложных предложений, подбирать свои примеры к заданным схемам.

Ход урока

I. Синтаксическая разминка.

Предложения записаны на доске.

Начертите схему, дайте характеристику.

1. Летом пчелы гудят. Простые и сложные предложения.

2. Летом пчелы гудят в листве, собирают с цветков душистый мед. Простые и сложные предложения.

3. Летом пчелы гудят в листве и собирают с цветков душистый мед. Простые и сложные предложения.

- Что соединяет союз и в предложении?

- Какое предложение называется простым?

- Сколько мыслей выражает одно простое предложение?

II. Объяснение нового материала, с. 91-92.

III. Записать предложения на доске и в тетрадях, начертить схемы, дать характеристики.

1. Дверь каморки растворилась, и показался Герасим.

Простые и сложные предложения.

2. Девочка смотрела вслед улетающей птице, и слезы капали у нее из глаз. Простые и сложные предложения.

3. Таял последний снег, текли ручьи.

Простые и сложные предложения.

4. Дикий виноград обрамляет окно, оно выглядит очень уютно.

Простые и сложные предложения.

- Расскажите, что вы узнали о сложном предложении? о роли союза и?

IV. Образование бессоюзных и союзных сложных предложений из двух простых.

1. Ул_тают жур_вли. Ни_кие осенние обл_ка зав_лакивают небо. 2. С неба свет лился пр_мыми потоками. В_ршины леса казались выпуклыми. 3. Был август. На бере_ках в_сели первые пож_лтевшие листья.

V. Составить предложения к тем схемам, которые обозначают сложные предложения.

Простые и сложные предложения.

VI. Проверочная работа. (Знаки препинания не поставлены).

в а р и а н т I

1. Луна сильно светила и озаряла гору. (В. Гаршин.)

2. Пришла весна закапали сосульки.

3. Командир стоит и конь под ним не шелохнется. (Б. Житков.)

4. Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. (Н. Снегирев.)

в а р и а н т II

1. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери. (И. Соколов-Микитов).

2. Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лег первый мороз. (М. Пришвин.)

3. Поезда еще не было слышно и мальчик огорчился. (А. Платонов.)

4. Звучит музыка и на арену цирка выходят два слона.

К л ю ч: в. I - 2, 3. в. II - 2, 3, 4.

Домашнее задание: самостоятельно составить 4-5 сложных предложений, начертить схемы.



© 2010-2022