- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья на тему Анализ стихотворения М. И. Цветаевой Генералам двенадцатого года
Статья на тему Анализ стихотворения М. И. Цветаевой Генералам двенадцатого года
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кузнецова А.О. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
О МОЛОДЫЕ ГЕНЕРАЛЫ СВОИХ СУДЕБ…
Перелистывая страницы истории, никто, на мой взгляд, не может остаться равнодушным. Почему так важно человеку знать свою историю? Почему мы возвращаемся к ней? Народная мудрость гласит: «без прошлого нет будущего», «у того, кто не знает своего прошлого, нет будущего». И действительно, неизвестно, как бы сложилась наша судьба, судьба нашей страны, если бы не наши предки, которые пережили очень трудные времена. То, как они выстояли, заставляет нас гордиться ими и нашим историческим прошлым.
Каждый раз, когда начинаешь думать и писать о важном историческом событии, хочется добавить что-то своё, несмотря на то, что об этом уже много сказано и написано.
Отечественная война 1812 года… Что об этом событии можем сказать мы, потомки, из своего 2012-го? Что оно значит для нас? Намного ближе в книге истории страницы о Великой Отечественной: каждый год 9 мая мы празднуем День Победы, во времена Великой Отечественной воевали мои прадеды. А 1812 год кажется таким далёким… Но, слава Богу, до наших дней дошли воспоминания, дневниковые записи, письма участников событий 1812 года. По-особому оживает прошлое в художественных произведениях. События воплощаются в образах, каждый из которых несёт печать души автора, знаки его прикосновения к истории.
Такое прикосновение подарила нам крылатая лирическая героиня Марины Цветаевой. Ариадна Эфрон, дочь Цветаевой, рассказывает, что стихотворение «Генералам двенадцатого года» было написано под впечатлением от покупки баночки (коробочки) с изображением генерала Тучкова Александра Алексеевича. Романтический портрет красавца-генерала поразил Марину, и она не расставалась с баночкой ни в эмиграции, ни на родине - хранила в ней карандаши, ручки. Она хранила память о человеке, погибшем в Бородинском сражении.
Хотя в стихотворении особая роль отводится генералу Тучкову, в тексте его образ возникает не сразу. Композиция ведёт читателя от общего к частному, а затем вновь возвращает к общему. На примере А.А. Тучкова поэт показывает судьбу очень многих воинов, погибших в 1812 году, имён которых мы не знаем, отсюда и название стихотворения.
Меня поразило то, каким эмоциональным шквалом лирическая героиня стихотворения, это юное создание, отреагировала на полустёртую гравюру с портретом Тучкова-четвёртого. Она не могла уснуть, она вместе с героем Отечественной войны прожила его короткий век, так же, как он сам, - в невероятной скачке. Такая жизнь - порыв, полёт, - несомненно, близка самой лирической героине Марины Цветаевой. Напряжённость этого ритма жизни помогают почувствовать тире, поэтические переносы, контрасты. В моменты наивысшего эмоционального накала используются восклицательные знаки. Так завершается первая композиционная часть:
Вам все вершины были малы
И мягок - самый чёрствый хлеб,
О молодые генералы
Своих судеб!
Или: Три сотни побеждало - трое! / Лишь мёртвый не вставал с земли. (Здесь гиперболизация сродни стилю героического эпоса.)
Завораживает развёртывание поэтической речи, позволяющее нам вдруг почувствовать и себя - крылатыми, способными увидеть глазами лирической героини. Вот удивительные соединения, которые учат читателя видеть по-настоящему, поэтическим озарением: Вы брали сердце и скалу; Вы были дети и герои…
Цветаева пишет экспрессивно, с подчёркиванием, нажимами. Но с решительными акцентами сочетаются удивительная нежность, трепетная очарованность и женская мудрость. Да, безусловно, все эти оттенки объяснимы тем, что мы слышим именно женский голос в осмыслении темы войны, причём голос «самого искреннего русского поэта» (И.А. Бродский о Марине Цветаевой). Поэтические переносы не только выделяют, но и создают эффект эха, как будто слышны отголоски уходящего, к которым мы прислушиваемся вместе с лирической героиней:
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Очень важны в женском осмыслении темы войны высокие образы - образ Бога и матери:
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера -
Малютки-мальчики, сегодня -
Офицера.
Образы Бога и матери объединяются как охраняющие силой высшей любви. Сердце матери болит за своё дитя. Неслучайно почти каждый солдат в бой брал иконку, которая оберегала его. И часто эту иконку давала именно мама.
Очень многие стихи Цветаева посвящала своему супругу - Сергею Эфрону. И «Генералам двенадцатого года» не стало исключением. Что объединяет Сергея и героев, живших - любивших, сражавшихся, погибших - почти сто лет назад? Как писала сама Цветаева, в своём муже она увидела, с одной стороны, благородство, рыцарство, а с другой стороны, некую беззащитность. Этим и схож Сергей Эфрон с теми генералами, о которых пишет Марина Ивановна Цветаева: они тоже беззащитны и величественны одновременно.
Финальная строфа стихотворения - гимн рыцарству:
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие -
И весело переходили
В небытие.
Любовь к жизни - это победа над небытием. Любовь оставляет в мире след, запечатлённый на гравюре, в великой книге истории, в чьём-то сердце…
Стихотворение, написанное в конце декабря 1913 года, заставляет ещё раз поразиться гению Цветаевой: как 21-летняя девушка могла так глубоко, точно почувствовать и передать происходившее в далёком 1812 году? Лирическая героиня Марины Цветаевой, молодая девушка, понимает, что на войну уходят «малютки -мальчики», которые должны стать офицерами и защищать свою землю. Она восхищается их мужеством, храбростью - и красотой такой жизни. И действительно, эти люди - Герои. Они никогда не жаловались, проживали каждый день с любовью и даже смерть принимали с улыбкой на губах. Они - Жили. Не приспосабливаясь к обстоятельствам, а воплощая на земле уровень должного, идеального, настоящего...
На мой взгляд, стихотворение «Генералам двенадцатого года» у многих молодых читателей найдёт в душе сильный отклик. После его прочтения 1812 год уже не кажется таким далёким. Мы чувствуем, что это не рассказ о далёких событиях, а настоящая история любви к жизни и красоте. Воины воспринимаются как настоящие рыцари, исполненные благородства. Тем трагичнее их уход из жизни - таких юных и прекрасных. Пока мы будем восхищаться этими людьми и их подвигами, они будут живы - в памяти грядущих поколений.