- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Обобщение и систематизация знаний на уроке-игре
Обобщение и систематизация знаний на уроке-игре
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Жумабекова Н.Д. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Великолепная пятерка и вратарь»
Обобщение и систематизация знаний на уроке игре
Активность учащихся на уроке зависит и от содержания, и от методов и приемов обучения, и от того,насколько живо и эмоционально он проходит.К итоговому занятию по теме «Имя прилагательное» в 6 классе я предлагаю ученикам еще раз прочитать все параграфы изученного раздела ,предупреждая о том,что на уроке предстоит сыграть в «Лингвистический хоккей».Это настраивает их на творческий процесс и более ответственную подготовку домашнего задания.Разбиваю класс на две команды- «пятерки» игроков (2 нападающих и 3 защитника ,один из которых -капитан),выбираю вратарей, «арбитра» и его помощников.Остальные будут болельщиками.Они должны подготовить оборудование :сделать ксерокопии текста для анализа,подобрать соответствующие атрибуты(судейский свисток, детали спортивной формы,игрушечное хоккейное поле с игроками для наглядной демонстрации успехов той или иной команды),обеспечить музыкальное сопровождение.Себе я отвожу роль «комментатора».
Начинает игру «арбитр» с традиционного «вбрасывания шайбы»;нужно назвать как можно больше слов с корнем снег.Команды, «скрестившие клюшки»,вспоминают однокоренные слова (снеговой,снеговик,снегурки,снегурочка,снегирь,снежинка,снежный,снежок,заснеженный).Группа «нападающих» из команды,получившей право первой «вести шайбу» к воротам противника, начинает атаку с вопросов и заданий теорического характера.Если «защитники» затрудняются ответить на тот или иной вопрос , они имеют право «передать пас» своему «вратарю».
Какая часть речи называется именем прилагательным? В самом названии части речи- имя прилагательное-уже содержится намек на то,что это слово должно к чему-то «прилагаться»,присоединяется.К каким же словам присоединяется прилагательное? Подберите к словам с корнем снег-свои определения-прилагательные. Зачем прилагательные присоединяются к существительным?Так ли они необходимы? Как вы думаете,какое место в лексике занимают прилагательные по количеству слов?(третье место,после существительных и глаголов.) Изменяется ли имя прилагательное в казахском языке?(Оно не изменяется ни по падежам,ни по числам,ни по родам.Последняя категория вообще отсутствует в казахском языке.) Известно,что имя прилагательное является вечным спутником существительного.Сочетаясь с ним,прилагателное может обозначать самые различные признаки.Какие? Составьте словосочетания «прилаг+сущ.снежок,где прилагательное может обозначать цвет,форму.размер.запах,принадлежность,внешние качества. Защитники сумевшие отразить удар,дают шанс броситься в атаку «нападающим» своей команды,а неправильной ответ приносит «гол» в актив соперников.Теперь в игру включается линия нападения другой ледовой дружины. Перед вторым периодом команды получают от болельщиков текст «Белы снеги-рассказ ученого из Молдовы А.Шамшурина:
Снег.Снега.Снежочек…Белы снеги…Сколько поэзии в этих словах,издавна ставших обязательным элементом многих песен,стихов,сказов!
Мы заждались настоящего снега в эту зиму. «Снег выпал только в январе».В тот день комнаты наполнились странной белизной отраженного света.Звуки города приглушены.В троллейбусах необычно светло,а в двери салонов врывается снежная свежесть.Запах-будто арбуз разрезали…
Прекрасен снег в морозец:хрустит и звенит под ногами-ломаются кристаллические снежинки.Эфирный холодок подмораживает щеки,пощипывает уши…
А на снег солнечный и смотреть нельзя -ослепляет.
Талым снегом-снеговицей крестьянки отмывали белье до белее белого,косы промывал до блеска.Вот вам и снежный шампунь!А в сухом снегу и сейчас мнут,топчут ногами,чистят овчины.шапки,ковры…
Снег-чудо природы.Его исследуют ученые.А вологодские,архангелькие круженицы вплетают снежные звездочки свои знаменитые на весь мир кружева.
Скоротечны зимы в Молдавии. «Здесь кратко царствует жесткость зимних бурь».-писал А.С.Пушкин.Чаще выпадает «снежок-нележок»,его съедают туманы,сживает со света солнышко.
А глубокий снег благодать и для земледельца.Он выходит на «белую пахоту» в снежное поле,чтобы сгрести в валки,законсервировать живительную влагу для будущего урожая.
…Прошло зимнее солцестояние.От лампы утренней до вечерней на «воробьиный шаг» прибывает световой день.Посещают и оттепели.Мальчишки уже успели слепить огромную снежную бабу.Каждый вечер,проходя мимо,я любуюсь этим произведением детской фантазии.
Даю краткий комментарий к тексту,обратив внимание учеников на необычность заголовка.Прилагательное белы употреблено краткой форме,широко рапространенной в народной поэзии.Форма снеги-это старая форма именителтьного паежа множественного числа,которая тоже сохраняется в поэзии.Ее использовал Е.Евтушенко в стихотворении «Идут белые снеги…».Затем команды получают возможность самостоятельно сформулировать вопросы по содержанию текста «Белы снеги»,составить по нему задания или обороняться от противник позаимствованными оттуда примерами.
Вот часть вопросов и заданий из «хоккейной баталии»
Найдите в тексте несколько относительных прилагательных.
Какие прилагательные из этого текста обозначают цвет,форму,внешние качества?
Есть ли в нем краткие прилагательные?
Сколько форм имеют краткие прилагательные?
Каким членом предложения может быть краткое прилагательное?
Почему не склоняются краткие прилагательные?(краткое прилагательное в предложении является сказуемым,которое связано с подлежащим.Поскольку подлежащее всегда имеет форму именительного падежа.Сказуемое тоже может быть только иментельном падеже)
Образуйте сравнительную степень прилагательных сухой,губокий.белый.
Н.Д.Жумабекова учитель школы-гимназии№1 им.М.Горького г.Жетысая Южно-Казахстанской области.