• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Сценарий интегрированного мероприятия (литература + ОБЖ) «Исследовательский практикум: достоверность способов ориентирования на местности в произведениях русских писателей»

Сценарий интегрированного мероприятия (литература + ОБЖ) «Исследовательский практикум: достоверность способов ориентирования на местности в произведениях русских писателей»

        Предлагаемая методическая разработка «Сценарий интегрированного мероприятия» проводится в форме исследовательского практикума.         Объектом исследования на данном мероприятия являются произведения русской литературы.        Предметом исследования являются способы ориентирования на местности в произведениях русских писателей.         Целью работы на уроке является выявление достоверности изображаемых способов ориентирования на местности на основе литературных произведений.        Чтоб...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования

«Республиканский центр дополнительного образования»

Дистанционный Фестиваль педагогического мастерства

по проектной и исследовательской деятельности









Сценарий интегрированного мероприятия (литература + ОБЖ)

«Исследовательский практикум: достоверность способов ориентирования на местности в произведениях русских писателей».











Автор:

Дюкина Гульнара Рашидовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №1»



2014 г.

Одной из целей современного образования является развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету, то есть помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала. Высокую эффективность при достижении данной цели имеют интегрированные мероприятия.

Предлагаемая методическая разработка «Сценарий интегрированного мероприятия» проводится в форме исследовательского практикума.

Ежегодно десятки людей теряются в лесу, и не только дети или взрослые. Пожилые люди, десятки лет ходившие по одним и тем же тропам, не могут найти выход из знакомых с детства мест. В этом случае только сосредоточенность и знание основ ориентирования на местности могут помочь. Именно в этом и заключается актуальность данной работы.

Объектом исследования на данном мероприятия являются произведения русской литературы.

Предметом исследования являются способы ориентирования на местности в произведениях русских писателей.

Целью работы на уроке является выявление достоверности изображаемых способов ориентирования на местности на основе литературных произведений.

Чтобы более полно исследовать данный вопрос, на основе общей цели сформулированы частные задачи:

  • Рассмотреть способы ориентирования на местности, рекомендуемые к использованию на уроках ОБЖ;

  • Проследить соответствуют ли способы ориентирования на местности способам, описанным в произведениях;

  • Создать интегрированное учебное пособие.

При работе нами выдвигалась гипотеза: способы ориентирования на местности, использованные в произведениях русской литературы, являются полностью достоверными.

Следует отметить, что тема «Способы ориентирования на местности» рассматривается в специальной литературе, посвященной ориентированию как виду спорта, а также на уроках ОБЖ в 6 и 10 классах учащиеся знакомятся с основными способами ориентирования (в учебнике для 6 класса выделяются параграфы «Ориентирование по компасу, по Солнцу, Луне, звездам, местным признакам»)[7].

Технологическая карта

Этапы занятия

Деятельность

Формируемые УУД

1.Организационно-исполнительский этап

Создание проблемной ситуации. Перед учащимися разложены компас, gps-навигатор, книги, в которых присутствует мотив ориентирования. Проводится анкетирование.

- уметь структурировать знания, выделять существенную информацию;

- понимать смысл информации;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

-формировать познавательные, социальные и учебные мотивы

2.Исполнительский этап

Работа в группах с литературными источниками, в которых есть мотив ориентирования, заполнение таблиц, представление результатов

- быть тактичным и уважительным в процессе учебного занятия

-слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог

-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

-договариваться и приходить к общему решению

-учитывать мнение других

3.Оценочно-рефлексивный этап

На листе бумаги обвести свою ладошку, каждый палец - это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, записать его.

  • Большой - для меня это важно/неважно

  • Указательный - я получил конкретные рекомендации/ я не узнал ничего нового

  • Средний - мне было интересно/ скучно, струдно

  • Безымянный - моя оценка психологической атмосферы

  • Мизинец - хочу для себя выяснить..

- развивать самооценку;

-развивать рефлексивность как адекватное осознанное представленте о качествах хорошего ученика;

-осуществлять рефлексию своих действий

Что такое ориентирование?

«Ориентирование - определение своего местоположения относительно элементов окружающего пространства. Ориентироваться на местности, это значит найти направления на стороны света (север, юг, восток и запад)»[6]. Умения и навыки ориентирования на местности использовались со времен Древнего Мира, однако правомерно начать обзор исторических фактов с военных состязаний в северных странах Европы. То есть первоначально ориентирование считалось неким видом спорта, который принято относить к концу 19 века. Но знание основ ориентирования на местности необходимо знать не только спортсменам, занимающимся данным видом спорта, но и обычным людям. Скорее всего, каждый из нас хоть раз ходил в лес за грибами, ягодами и до такой степени увлекался процессом, что неожиданно для себя понимал, что он заблудился.

Итак, как же ориентироваться в лесу? Судя по тому, что люди блуждают в нем довольно часто, можно сделать вывод: это не очень простое дело. Такой вывод вполне справедлив. Сложность ориентирования в лесу объясняется крайне ограниченным обзором местности из-за обступающих деревьев и подлеска; во многих случаях видимость теряется уже в нескольких шагах. Кажущаяся «одинаковость» окружения чаще всего и зарождает сомнение: туда ли ты идешь?

Существует несколько способов ориентирования на местности: по компасу, по карте, по Солнцу, по Солнцу и часам, по Полярной звезде, по Луне, по таянию снега, по тени.

Да, тому, кто путешествует по лесу с картой и компасом, можно позавидовать. Однако, подавляющая часть выезжающих в лес не имеет ни карты, ни компаса. Как же быть в этом случае? Чтобы не заблудиться в лесу без компаса, нужно, прежде всего, определить северное направление, в этом случае учитываются местные признаки. Таких признаков, указывающих, в какой стороне находится север или юг, существует немало, все они перечислены в учебнике ОБЖ для 6 класса[7]:

  • У растущих на открытом месте деревьев ветки длиннее и гуще к югу, а стволы северной стороны покрыты мхом.


  • На стволах берез с северной стороны бывает больше пятен.


  • По срезам на пнях можно определить стороны света: годовые кольца с южной стороны шире, а с северной уже.


  • На пнях и валуне почва с южной стороны более сухая, а мох растет с северной стороны.


  • У созревших брусники и клюквы окраска ярче с южной стороны, светлее с северной.


  • На деревьях хвойных пород смола обильней накапливается с южной стороны.


  • Муравейник у ствола дерева, пня или камня находятся с южной стороны.


  • Пчелы обычно строят свои гнезда на камнях и в дуплах деревьев, обращенных к югу.


  • Если вы идете далеко в незнакомый лес без компаса, то старайтесь запомнить во время пути какие-либо заметные ориентиры: болота, ручеек, речку, озеро, тропинку.


  • Можно определять время по так называемым «зеленым часам». Есть немало растений, которые обладают свойством раскрывать и закрывать свои цветки в одно и то же время. Так, шиповник открывает шипы в 4-5 часов, мак - в 5.


  • В весенне-летнюю пору грибник может довольно точно ориентироваться во времени по голосам и пению птиц. Так, задолго до рассвета слышны трели соловья - это значит наступил 2 час ночи.

  • Погоду могут предсказать и другие явления в природе. Перестали петь птицы в лесу - будет ненастье. Комары вьются кучей - к холодной погоде, а если они пищат и жалят - будет дождливо.

Ориентируясь в лесу по местным признакам нужно стараться пользоваться сразу несколькими из перечисленных признаков, чтобы избежать случайной ошибки. Рассмотренные нами местные признаки, по которым удается определить стороны горизонта, являются основными и далеко не исчерпывают всего многообразия, которым располагает природа и которым может воспользоваться наблюдательный человек. Присмотритесь, сопоставьте увиденное, и вы сами откроете, что первые проталины появляются весной на склонах, обращенных к югу, что плоды и ягоды начинают быстрее созревать с южной стороны куста или дерева, что трава весной с южной стороны кочки или камня выше, чем с северной, а в конце лета более сочная с северной стороны и т. д. Научитесь читать следы Солнца на земле, и вы всегда будете с «компасом»!

Анализ способов ориентирования на местности в произведениях В.П.Астафьева «Васюткино озеро» и М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

2.1 Диагностика общественного мнения.

Для того чтобы проверить, насколько учащиеся осведомлены в целом с понятием ориентирование и способы ориентирования, нами была проведено анкетирование среди учащихся 6 классов нашей гимназии (50 человек), в анкетирование входили такие вопросы:

  1. Какие способы ориентирования на местности вам известно?

  2. Как вы считаете, можно ли в настоящей жизни воспользоваться теми способами, которые описаны в произведениях «Кладовая солнца» М.М. Пришвина, «Васюткино озеро» В. П. Астафьева?

Ответы на первый вопрос:

Компас

Мох

Деревья

Солнце

Звёзды

Муравейник

GPS-Навигатор

Тропинки

карта

31

20

11

27

14

12

3

3

3

Ответы на второй вопрос:

Да, можно

Нет, нельзя

36

14

Таким образом, видно, что учащиеся ознакомлены с основными способами ориентирования на местности, некоторые отметили знание нескольких способов, но следует отметить, что большая часть детей собираются ориентироваться по компасу, но что делать, если его нет под руками? Можно ли следовать тем способам, которые используют герои литературных произведений? Практически половина опрошенных считают, что способы не являются достоверными.

2.2 Анализ литературных произведений.

Проанализировав произведения школьной программы и дополнительную литературу, опросив взрослых, выявили, что мотив, связанный с ориентированием на местности, присутствует во многих произведениях русской и зарубежной литературы: Л. Буссенар «Похитители бриллиантов», В. Гаршин «Лягушка-путешественница», Т. Семушкин. «Алитет уходит в горы», Л. Толстой «Хозяин и работник», М. Салтыков- Щедрин «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил», В.Гайдар «Дым в лесу», А.Беляев «Мертвая голова», А. Насибов «Безумцы». Но можно ли воспользоваться методами, описанными в этих произведениях, воспользоваться в нашей жизни? Попробуем это доказать.

Для подробного анализа нами выбраны произведения В.П.Астафьева «Васюткино озеро» и М.М.Пришвина «Кладовая солнца», которые изучаются детьми в 5-6 классах. В том, чтобы разобраться, являются способы достоверными или нет, нам помогли консультации с учителем ОБЖ Ладэ И.М., сотрудником МЧС Шестаковым И.Н., учителем природоведения Королевой Е.Е.

2.3 Анализ текста произведения В.П.Астафьева «Васюткино озеро» [4].

Отрывок из произведения

Обоснование

Возможность использования способа

«Почти голая сосна у ели - значит, в ту сторону север, а где ветвей больше - юг».

Действительно, с южной стороны, как правило, крона развита больше. Она как бы подается навстречу полуденному Солнцу.

Данный способ является достоверным.

«Перво-наперво надо развести огонь».

Пока горит костер звери не подойдут

Данный способ является достоверным.

«Долго Васютка отыскивал глазами желтую полоску лиственника среди неподвижного зеленого моря, но кругом темнел сплошной хвойник».

Автор сам дает пояснение: «Лиственничный лес обычно тянется по берегам реки». К реке нужно было добраться Васютке.

Данный способ является достоверным.

«Рассудил он просто: в южную сторону тайга затянется на тысячи километров,…а если идти на север, то километров через сто лес кончится, начнется тундра».

Тундра находится севернее зоны тайги

Данный способ не является полностью достоверным, зависит от географического положения.

«Васютка заметил среди однообразного мха тощие стебли травы. Трава стала попадаться чаще и пучками».

Автор сам дает далее пояснение: «Трава растет обычно вблизи больших водоемов»

По данному способу нельзя ориентироваться.

Данный способ является недостоверным.

«Заметив меж хвойных деревьев березки, осинки, а дальше мелкий кустарник, он не сдержался».

Березы, осины - лиственные деревья, значит, впереди река.

Леса с лиственными породами деревьев являются весьма прихотливыми по таким критериям как увлажненность почвы и мягкость климата, поэтому чаще всего таки леса находятся возле водоемов. Способ достоверен.

«Болота чаще всего бывают у берегов озер».

Существуют разные типы болот по происхождению, не всегда водная сеть связана с озером, болото может простираться на множество километров (болото-океан).

Данный способ является частично достоверным.

«Еще раз поглядел на озеро, на кровянистое небо: «Ветер завтра будет. А вдруг еще и дождь. Вызвездило - к холоду!»

Народные приметы о погоде:

Вызвездило к вечеру - ночью жди мороз.

Данный способ является достоверным.

«Если озеро проточное и из него вытекает речка, она в конце концов приведет его к Енисею»

Проточные озера - озера которые имеют приток воды по рекам и сток в другую реку, озеро или море.

Данный способ является достоверным.

«Раз ветра не было, а утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное!»

В тех случаях, когда через озера протекают реки, их называют проточными. В таких озерах даже возникают течения, вызванные рекой.

Данный способ является достоверным.

«Далеко Васютка заметил входящую в глубь тайги желтую бороздку лиственного леса. Значит, там речка».

Лиственный лес растет около водоемов.

Данный способ является достоверным.

2.4 Анализ произведения М.М.Пришвина «Кладовая солнца» [3]

Отрывок из произведения

Обоснование

Возможность использования способа

«Митраша не забыл и компас» «…бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно

всегда, как ее ни верти, все на север глядит».

Компас - устройство, облегчающее ориентирование на местности.

Данный способ является достоверным.

«…по ту и другую сторону, аллейкой вырастала

высокая сладкая трава белоус. По этой, не желтого цвета, а скорее цвета белого, траве можно было далеко

впереди себя понять, где проходит тропа человеческая. Высокая трава белоус - неизменный спутник тропы

человеческой».

Белоус - сорная трава, семена переносятся на подошве человека.

Данный способ частично является достоверным. Зависит от географического положения, например, у нас трава белоус не растет.

Проанализировав произведения, мы видим, что способы, которыми пользуются маленькие герои, являются достоверными, но есть несколько способов, пользоваться которыми можно только при определенных географических условиях. Следует сказать, что авторы произведений (М.М.Пришвин, В.П.Астафьев) нередко сами отмечают, поясняют достоверность способа, используемого в тексте.

Заключение

В результате проделанной работы задачи, стоящие перед нами в начале исследования, выполнены:

  • Найдены произведения, в которых есть мотив ориентирования героев на местности;

  • Рассмотрены способы ориентирования на местности, рекомендуемые к использованию на уроках ОБЖ;

  • Были отслежены и сопоставлены способы ориентирования на местности со способами, описанными в произведениях;

  • Создано интегрированное учебное пособие.

Благодаря выполненным задачам нами была достигнута цель работы: выявлена достоверность изображаемых способов ориентирования на местности на основе литературных произведений.

Таким образом, гипотеза, поставленная в начале исследования, подтверждается: способы ориентирования на местности, использованные в произведениях русской литературы, являются достоверными, но следует учитывать географическое положение анализируемой местности.

Данная тема является перспективной, так как можно продолжить рассматривать способы ориентирования на местности, но уже в произведениях зарубежных писателей.



Список литературы

  1. Вертель Л. Ориентирование и поведение в лесу/ Л.Вертель. - СПб.: 1980. - 62 с.

  2. Кайгородов Д. Беседы о русском лесе: Краснолесье. Чернолесье / Дм. Кайгородов. - СПб.: ФормаТ, 2004. - 304 с.

  3. Литература: Учеб. хрестоматия для 6 кл. сред. шк./ Авт.-сост. В.П.Полухина.

  4. Литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / авт.-сост. В.Я.Коровина. - 9-е изд. - М.:Просвещение, 2008. - 303 с.

  5. Моисеенков А. Л. Десять уроков ориентирования на местности. "Физич. культ, в школе", № 6, 1972.

  6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.

  7. Основы безопасности жизнедеятельности: 6-й кл.: Учеб. Для общеобразоват.учреждений / М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л.Воробьева.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 206 с.

  8. gribnik-club.ru/orientirovanie-v-lesu.html

  9. les-info.ru

  10. wikipedia.org



© 2010-2022