Конспект урока по русскому языку Комплексный анализ текста (на примере отрывка из текста П. Сиргунова)

Урок-компант – это урок, целью которого является обучение комплексному анализу текста. Данный урок основан на анализе текста писателя-натуралиста П. Н. Сиргунова. Комплексный анализ текста позволяет не только тщательно изучить представленный текст, но и подготовить «почву» для собственного речетворчества. Данный урок состоит из 3 разделов:I.Установка на восприятие текста;II. Речетворческая беседа;III. Выход в речетворческую деятельность обучающихся.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Юрочкина Ольга Андреевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 48»

(г. Магнитогорск)

Урок-компант по отрывку из текста П. Сигунова

Урок-компант - это урок, целью которого является обучение комплексному анализу текста. Данный урок основан на анализе текста писателя-натуралиста П. Н. Сиргунова. Комплексный анализ текста позволяет не только тщательно изучить представленный текст, но и подготовить «почву» для собственного речетворчества.

I.Установка на восприятие текста

1. Познакомьтесь с биографией автора. Расскажите об основных этапах жизни писателя. Назовите произведения Петра Николаевича. Чему они посвящены? Как вы считаете, какие жизненные обстоятельства повлияли на выбор тематики его произведений?

Сигунов Петр Николаевич (1931-1983)

Писатель-натуралист П. Н. Сигунов родился 15 сентября 1931 года в деревне Глебовка Становлянского района в многодетной крестьянской семье. Писатель вспоминал: «Учиться мне было нелегко… Ближайшая семилетка располагалась в 12 км от нашей деревни, и я ходил туда осенью пешком, зимой - на лыжах…». Затем он уехал в Елец к старшему брату, где с золотой медалью окончил городскую среднюю школу. Там же посещал собрания литературной группы при елецкой газете «Красное знамя».

После окончания в 1955 году геологоразведочного факультета Ленинградского горного института Петр Николаевич много путешествовал, побывал в Крыму, на Урале, в Туве, в Саянах, на Нижней Тунгуске, на Хантайке, в бахтинской тайге. С весны до глубокой осени - экспедиции, зимой - обработка материалов. Любовь к родной природе, забота о ней заставили его взяться за перо, чтобы рассказать о тайге и её обитателях, о том, как надо вести себя человеку, чтобы не нанести ущерба лесам, водам, горам, от которых в первую очередь зависят условия существования и самого человека.

Первая книга П. Н. Сигунова - «Сквозь пургу» - об известном геологе, профессоре Н. Н. Урванцеве - вышла в 1963 году, в следующем году была издана его повесть о работе геологов «Дороги начинаются с тропинки». В 1967 году вышла книга «Ожерелья Джехангира», в которой на фоне экспедиционных будней автор увлекательно рассказывает о романтике ловли тайменей - крупнейших представителей лососевых нашей планеты и поднимает проблему их охраны. В 1969 году в Лениздате вышел его сборник зарисовок о встречах с живой природой «Танцующие иголочки».

П. Н. Сигунов - автор книг «Лесное счастье», «Таежные незабудки», «Зеленые звезды» и других.

Через всю жизнь Петр Николаевич пронес любовь к родному краю. Вспоминая окрестности деревни Глебовки, он пишет в книге «Зеленые звезды»: «Я любил поудить в тихих заводинках студеной речушки Ястребинки крохотных пестрых синявок-гольянчиков, половить самодельным сачком серебристых карасей в пруду Сажалка… Мне нравилось собирать в густой зеленой дубраве Ближняя Еремеевка духовитые весенние ландыши, синие резные колокольчики, оранжевые купавы…».

2. Рассмотрите иллюстрации. Составьте словесное описание животных. Что вы знаете об образе жизни этих животных?

Конспект урока по русскому языку Комплексный анализ текста (на примере отрывка из текста П. Сиргунова)Конспект урока по русскому языку Комплексный анализ текста (на примере отрывка из текста П. Сиргунова)

II. Речетворческая беседа

1. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип данного текста.

2. Кто является главным героем текста? Почему?

3. Выпишите из текста незнакомые слова, найдите их определения в толковом словаре. Дайте определение слова «поденок», «пестрины», «гайно», «ворошек», «кудлатая».

Вопросы по частям текста

Разделите текст на смысловые части, составьте план.

Вопросы по 1 части «Кто это? или Загадочные лесные жители» (до слов «Долго я вспоминал…»)

  • Расскажите, где происходит действие? В какое время суток? Сколько действующих лиц вы нашли в тексте?

  • Почему автор начинает свой рассказ с описания природы? Найдите в первом абзаце сравнения, эпитеты, метафоры, которые использует П. Сигунов для описания времени суток. Какова их роль в тексте?

  • С каким животным сравнивает автор сумерки?

  • Перед вами описание филина и белки-летяги из энциклопедического словаря. Сравните научное описание с авторским. В чем отличие? Какое из них вам понравилось больше?

Филины

(Bubonidae) - сем. хищных птиц из подотряда сов (Striges, см.). От сем. сипух (Strigidae) отличается существованием двух вырезок на заднем крае грудной кости, гребень которой не соединен с ключицами, а также - незазубренным внутренним краем когтя среднего, сравнительно длинного пальца.


Летяга

(Pteromys) - род грызунов из сем. беличьих. Передние и задние конечности соединены между собой покрытой шерстью складкой кожи, которой животное пользуется как парашютом при перепрыгивании с дерева на дерево. Летательная перепонка поддерживается хрящом или костью, прикрепленными к запястью. Защечных мешков нет. Хвост или равномерно покрыт шерстью, или шерсть на нем расположена в два ряда (перисто). Ночные животные, живущие в лесах северного полушария. Обыкновенная Л., или полетуха, летучая белка (Pteromys vulgaris Wagn. s. volans L.), светлого чало-бурого цвета, летательная перепонка и наружная сторона ног темнее, нижняя сторона белая; хвост сверху чало-серый, снизу светло-ржавого цвета, покрыт шерстью в два ряда. Зимой верхняя сторона и хвост серебристо-серого цвета. Длина тела 16 см, хвост 10 см.

(Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890-1907)

  • Почему автор употребляет суффикс -ищ-, описывая глаза филина («кошачьи глазища»). Имеет ли этот суффикс смысловое значение? На какие особенности этого животного указывает данное выражение?

  • Обратите внимание на глаголы, которые использует автор, рассказывая о филине и белках. Как ведут себя животные?

  • С чем сравнивается полёт филина и белки-летяги? Что общего и в чём отличие?

  • Как меняется поведение животных при виде человека?

Вопросы по 2 части «Настоящая удача или Неожиданная встреча с летягой»

  • Опишите жильё белки-летяги. Как оно называется?

  • Как ведёт себя животное при дневном свете?

  • Сравните описание крика белки в первой и второй части? Какое из них наиболее точно передаёт «голос» животного?

  • С чем сравнивает автор глаза белки-летяги? Какое объяснение даёт автор, говоря о форме и размере глаз животного?

  • Почему писатель называет встречу с животным настоящей удачей? Зачитайте слова и предложения, подтверждающие вашу мысль.

  • С какой геометрической фигурой сравнивает автор животное?

  • Чем питается животное?

  • Назовите прилагательные, которые использует писатель, чтобы дать подробное описание внешнего вида зверька.

  • Какие особенности строения тела позволяют белке-летяге крепко держаться на деревьях и «летать»?

Вопросы по всему тексту:

  • С какими животными сравнивает автор филина и летягу, описывая их внешний вид и повадки?

  • Какие деревья растут в лесу, где происходит действие?

  • Чувствуется ли в данном тексте отношение автора к природе? Через какие слова и фразы передаётся эмоциональное состояние П. Сигунова.

  • Найдите описание животных у других авторов. Отметьте, в чём особенность художественного описания?

  • Сделайте иллюстрацию к данному тексту.

III. Выход в речетворческую деятельность учащихся

1. Используя характеристики, предложенные автором, составьте статью о белке-летяге и филине для энциклопедии о животных.

2. Сделайте подробное изложение-описание любой части текста.

3. Изучите характеристики вашего любимого животного по энциклопедическому словарю, а затем составьте художественного описание, используя всевозможные средства выразительности.

4. Представьте, что животные наделены даром человеческой речи. Как вы думаете, о чём бы они вели разговор. Придумайте реплики для филина и белки-летяги и напишите небольшой рассказ или сказку.



© 2010-2022