Кружок по русскому языку «Занимательная грамматика»

В кружковой работе используются следующие методы работы с ребятами: Индивидуальная работа, беседа,показываются иллюстрации и презентации. демонстрации, как обычные, так и компьютерные, практические- выполнение практических, творческих , исследовательских работ. Однако эти методы используются в свободной обстановке обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.На кружке «Занимательная грамматика» дети должны овладеть умениями и навыками: -уметь работать со словарями и друг...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Данная программа занятий носит познавательный характер. Курс построен таким образом, чтобы познакомить детей с историей письменности. Содержание курса органично соединяется с содержанием таких предметов, как история, география, литературное чтение, информатика. Необходимость кружка заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале показать детям, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.

Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ребенка развивается познавательный интерес.

Направленность-гуманитарная .Данный курс направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности ребенка. Широко применяются личностно-ориентированные технологии обучения, в центре внимания которых неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.

Уровень освоения: общекультурный.

Актуальность . При внедрении данной программы наставник получит возможность углубленно, творчески подойти к обучению ребят, помочь познать им тайны русской речи, что находит большой родительский спрос.

Цель: воспитать любовь к слову, интерес к родному языку. развитие и совершенствование психологических качеств личности детей: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Задачи:

  • пробуждение потребности у детей к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • совершенствование общего языкового развития, способствовать формированию и развитию у детей разносторонних интересов, культуры мышления;

  • способствовать развитию смекалки и сообразительности.

  • приобщение ребят к самостоятельной исследовательской работе.

  • выявление и поддержка лингвистически одаренных ребят;

  • поддержка и воспитание веры в свои силы у ребят, слабоуспевающих по русскому языку;

  • расширять словарный запас;

  • формировать умение работать со словарями;

  • воспитать интерес к истории языка, учить «видеть» слово, его этимологию.

Принципы работы кружка:

-принцип добровольного участия в занятиях;

-принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность ребят в подготовке и проведении мероприятий;

-принцип занимательности.

Методы.

В кружковой работе использую такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся, наглядные- иллюстрации, демонстрации, как обычные, так и компьютерные, практические- выполнение практических, творческих , исследовательских работ. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Формы организации.

Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, интернет-олимпиады, неделя русского языка и литературы, дидактический и раздаточный материал.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому ребенку с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Условия реализации программы. Данная программа рассчитана на детей 10-12 лет.

Сроки реализации программы. Срок реализации данной программы 1 год- 72 часа.

Режим занятий. Один раз в неделю по 2 часа.

Ожидаемые результаты.

На кружке «Занимательная грамматика» дети должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

-уметь работать со справочной литературой;

-уметь применять на практике теоретические знания;

-приобрести навыки культурного общения;

-обогатить словарный запас и грамматический строй речи;

-развить логическое мышление.

Этапы реализации программы курса:

  • подготовительный;

  • непосредственно реализация (план прилагается);

  • оценка эффективности;

  • коррекция в соответствии с анализом эффективности;

  • .

Анализ эффективности программы курса:

  • диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);

  • анализ занятий проведенных по плану;

  • разработка рекомендаций.

Подведение итогов реализации. Данный курс завершается следующими формами занятий: выставка, зачетная работа.

Содержание программы: . Фонетика и орфоэпия

  1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.

  2. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.

  3. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

  4. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].

  5. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Морфемика и словообразование

  1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

  2. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.

. Морфология

  1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.

  2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

. Синтаксис

  1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь

  2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

. Правописание: орфография и пунктуация

  1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.

  1. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.


№ п/п

Тема

часы

1

Введение. Язык мой - друг мой.

1

2

Словарь - мой добрый друг и верный помощник.

1

3

Конкурс «Доброе слово сказать - посошок в руки дать» (Русские пословицы и поговорки).

1

4

Участие в Интернет-олимпиаде

1

5

Устный журнал «Что в имени тебе моем?»

Собственные имена.

1

6

Презентация. История моего имени.

1

7

Фонетика. Конкурс «Чей самолет совершит посадку в городе «Фонетика»?

1

8

Звук, слог, слово. Письмо элементов букв. Игра «Угадай слово».

1

9

Хорошо ли ты знаешь грамматику? Анкетирование.

1

10

Новые слова. Игра "Какое слово моложе". Новые имена и названия.

1

11

Весёлая грамматика. Кроссворды, ребусы, письмо слов.

1

12

Словарик Словознайкина

1

13

Слова с буквой И. Словарик Словознайкина. Игра «Изменялки». Загадки.

1

14

Слова с буквой Э. Загадки. Словарик Словознайкина.

1

15

Мягкий знак в конце слова. Игра «Превращение слова в другое». Отрывок из сказки «12 месяцев». Название месяцев в году.

1

16

Мягкий знак в середине слова. Игра «Спрячь в середину». Пословицы. Словарик Словознайкина

1

17

Слова с буквой Я. Я - последняя буква алфавита.

1

18

Слова с буквой Е и Е. Игра «Хитрые вопросы». Загадки, игра «Превращения».

1

19

Сочетания ЖИ-ШИ. Скороговорки. Игра «Волшебный колодец».

1

20

Звуки и буквы. Алфавит. Сказка «На уроке». Игра «Перестарался»

1

21

Удивительные звуки. Игры "Невидимки звуки", "Читай наоборот". Тест на развитие слухового внимания.

1

22

Звонкие и глухие "двойняшки". Сказка "Про ошибку". Игра "Найди пару".

1

23

Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина "Интересные буквы и звуки"

1

24

"Грамматическое домино".

1

25

Шипящие согласные. Игра "Волшебный клубок орфограмм.

1

26

Что такое азбука? Алфавит. Игра "Кто- кто в алфавите живет?"

1

27

Легкие головоломки. Технология составление головоломок

1

28

Слог. Игра "Собери слово". Перенос слов. Правила переноса.

1

29

Предложение - единица языка и речи. Роль предложения в общении.

1

30

Играем в загадки. Технология составления загадок.

1

31

Добрый "волшебник" - Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры "Помоги Незнайке", "Удивительные превращения"

1

32

Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля.

1

33

Игра " Волшебный клубок орфограмм" (безударная гласная в корне слова)

1

34

Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь - твой помощник

1

35

Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака.

1

36

Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.

1

37

Существительные - слова с предметным значением. Сказка "Приключение в стране "Имя Существительное"

1

38

Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Игра "Лишнее слово"

1

39

Волшебный клубок орфограмм. Рассказ - беседа о роли орфографии.

1

40

Прилагательные - слова называющие признаки. Сказка "Приключение в стране " Имя Прилагательное""

1

41

Дружба имени существительного с прилагательным.

1

42

Глаголы - слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!

1

43

Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра - соревнование "Кто больше знает слов на букву…»

1

44

Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря.

1

45

Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.

1

46

Для чего нужно изучать грамматику. Мастерская "Учусь составлять кроссворд" Технология составления кроссвордов

1

47

Крылатые слова и выражения.

1

48

Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?

1

49

О словах с непроверяемыми безударными гласными. Игра "Где прячется ошибка?"

1

50

Научись правильно определять смысл слов. Незаменимые советчики. Работа с толковым словарем

1

51

Слово или не слово? Игры "Угадай слово", "Собери слово"

1

52

Беседа о богатстве русского языка. Почему мы так говорим? Игра "Пословица, я тебя знаю"

1

53

Волшебный клубок орфограмм (безударные гласные, проверяемые ударением и непроверяемые)

1

54

Слово одно, а значений несколько.

1

55

Решение орфографических задач. Как мы дружны с грамматикой.

1

56

Слова - близнецы (омонимы). Игра "Умеешь ли ты различать многозначные слова и омонимы?"

1

57

Слова - друзья (синонимы). Игры "Знаешь ли ты синонимы?". "Скажи одно и то же по-разному"

1

58

Антонимы. Зачем они?

1

59

Составление кроссвордов.

1

60

Слова - родственники.

1

61

Друзья корней - приставки и суффиксы.

1

62

Слова - части речи. Игра "Я знаю части речи"

1

63

Научись правильно писать трудные слова.

1

64

Слова - части речи. Игра "Я знаю части речи"

1

65

Составление сказка "Как у существительных род появился"

1

66

Интересное о падежах имён существительных.

1

67

Роль имён прилагательных в связной речи.

1

68

Роль глаголов в связной речи.

1

69

Времена глаголов заменяют друг друга.

1

70

Конкурс « Путешествие в страну Орфографию».

1

71-72

Итоговое занятие. Анкетирование. Вечер на тему "Как красив и благозвучен русский язык!"

2

.

Дидактические материалы: наглядные пособия, схемы, фотографии, картины, дидактические материалы, аудиозаписи, фонотека и т.д.

Материально-техническое обеспечение: электронные образовательные ресурсы.





Список литературы


  1. Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995 г.

  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991 г.

  3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. - М.: АСТ, 1996 г.

  4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. - Екатеринбург: АРГО, 1996г.

  5. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! - М.: Самовар, 1994 г.

  6. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! - М.: Самовар, 1995 г.

  7. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! - М.: Самовар, 1994 г.

  8. Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? - М.: Астрель, АСТ, 2000 г.

  9. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. - М.: АСТ-Пресс, 1995 г.

  10. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. - Ярославль: Академия развития, 1997 г.

  11. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. - Смоленск: Русич, 2001 г.

  12. Шибаев А.А. Весёлый алфавит. - М.: АСТ-Пресс, 1999 г.

  13. Шмаков С. А. Игры - шутки, игры - минутки. - М.: Новая школа, 1993 г.

  14. Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. - Минск: Юнипресс, 2004 г.





© 2010-2022