Проверочный тест по литературе в 9 классе 1 вариант и 2вариант

Представленная модель не вытесняет традиционные формы итогового контроля, содействуя расширению вариативных форм контроля, способов определения уровня литературного образования школьников, способствуя выработке дополнительных стратегий повышения объективности оценки, созданию гибкой системы итоговой аттестации, учитывающей идею профильного и предпрофильного обучения, обеспечивая преемственные связи с единым государственным экзаменом без дублирования этой формы.      Отбор художественных произвед...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мерзликина Ольга Александровна МКОУ Терновская СОШ №2

Терновского района, Воронежской области

Проверочный тест по литературе в 9классе 1 вариант

Первая часть состоит из двух альтернативных вариантов. Один из них экзаменуемому необходимо выбрать. Один вариант предлагает анализ фрагмента эпического (или драматического, или лиро-эпического) произведения, другой - анализ лирического стихотворения (или басни).

К текстовому фрагменту (или стихотворению, или басне) отнесена система письменных заданий (по 5 вопросов для каждого варианта), нацеливающих на анализ проблематики художественного текста и основных средств раскрытия авторской идеи. Предложенные задания призваны выявить особенности восприятия текста экзаменуемым, а также его умения

высказывать краткие оценочные суждения о прочитанном. Каждый из первых четырех предложенных вопросов предполагает письменный ответ в примерном объеме 3-5 предложений и оценивается максимально 5 баллами. Пятое задание обоих вариантов (1.1.5 и 1.2.5) выходит за рамки конкретного эпизода (стихотворения или басни) и требует его рассмотрения в сопоставлении с другим изученным произведением с учетом контекста всего произведения. Задание 1.2.5 второго варианта предполагает сопоставление со стихотворением другого поэта, которое цитируется в полном объеме в варианте экзаменационной работы (задание 1.1.5 также может предполагать цитирование текста, с которым необходимо провести сопоставление, но это не является обязательным требованием КИМ). Задания 1.1.5 и 1.2.5 расширяют границы проверяемого материала и обеспечивают содержательную валидность экзамена. Примерный объем ответа - 5-8 предложений, максимальный балл за выполнение - 7 баллов.

Текст стихотворения (или басни) для сопоставительного задания 1.2.5 берется из произведений поэтов, чьи имена указаны в государственном образовательном стандарте, при этом само стихотворение (басня) может быть в нем не указана (таким образом осуществляется проверка способности экзаменуемого действовать в новой для него ситуации).

Второй вариант части 1 экзаменационной работы в структурном отношении, а также в распределении времени для выполнения заданий идентичен первому, но ориентирован на текст лирического стихотворения (или басни), что определяет специфику заданий к тексту, выявляющих особенности восприятия и понимания лирики (или басенного жанра).

В целом на выполнение первой части работы экзаменуемому рекомендуется отвести 60 минут.

Часть 1

Просмотрите художественные тексты, предложенные в варианте 1

и варианте 2 экзаменационной работы и выберите, какой из вариантов

вы будете выполнять. Оценивается выполнение только одного

варианта экзаменационной работы.

Вариант 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните

задания 1.1.1 -1.1.5

Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги.

- Не забудь, Андрей Петрович, - сказала матушка, - поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.

- Что за вздор! - отвечал батюшка нахмурясь. - С какой стати стану я писать к князю Б.?

- Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши?

- Ну, а там что?

- Да ведь начальник Петрушин - князь Б. Ведь Петруша записан в Семеновский полк.

- Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон1. Записан в гвардии! Где его пашпорт? Подай его сюда.

Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в ее шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочел его со вниманием, положил перед собою на стол и начал свое письмо.

Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством».

Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. Но спорить было нечего. На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в нее чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

(А.С. Пушкин, «Капитанская дочка».)

Для выполнения заданий 1.1.1-1.1.4 запишите сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый связный ответ (примерный объем 3-5 предложений), аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

1.1.1 Как характеризует Андрея Петровича Гринева его решение не посылать сына в Петербург?

1.1.2 С какой целью Пушкин обращает наше внимание на такую деталь: матушка подает паспорт «дрожащею рукою»?

1.1.3 Готов ли Петруша к самостоятельной жизни?

1.1.4 Какая тема доминирует в предложенном фрагменте?

Для выполнения задания 1.1.5 запишите сначала номер задания, а затем дайте развернутый связный ответ (примерный объем 5-8 предложений), аргументируя свою точку зрения, опираясь на художественный текст и обращаясь (по памяти) к другим произведениям.

1.1.5 Фрагмент завершается наказом Гринева-старшего сыну. Сравните это напутствие с отцовским наставлением, упоминаемым в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (ниже приведен фрагмент действия 4 явления 12). К каким выводам привело Вас это сопоставление?

Лиза

И вам не совестно?

Молчалин

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Лиза

Сказать, сударь, у вас огромная опека!

Молчалин

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека...

Вторая часть экзаменационной работы содержит пять проблемных вопросов, требующих развернутого письменного рассуждения (не менее 150 слов). Первый вопрос (2.1) относится к произведению, из которого взят фрагмент для первого варианта части 1; второй вопрос (2.2) относится к творчеству поэта, чье стихотворение включено во второй вариант части 1. Задания 2.3 и 2.4 формулируются по творчеству других писателей, чьи произведения не были включены в варианты части 1 (древнерусская литература, литература XVIII и XIX веков), однако эти задания должны быть связаны с текстами части 1 на уровне тематики и проблематики. Задание 2.5 формулируется по литературе ХХ века и может быть не связано с текстами части 1 экзаменационной работы. Экзаменуемый выбирает один из пяти предложенных ему вопросов и дает на него полноформатный аргументированный ответ в жанре сочинения (на эту часть работы учащемуся предлагается отвести 120 минут). При ответе на вопрос, связанный с лирикой, экзаменуемый должен проанализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по усмотрению экзаменуемого).

Ответ на вопрос такого типа оценивается максимально 24 баллами.

Часть 2


Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (2.1-2.5). В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания, а затем дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 150 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. При ответе на вопрос, связанный с лирикой, необходимо анализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по вашему усмотрению).

2.1. Чем интересна личность Пугачева автору и главному герою романа «Капитанская дочка»?

2.2. Почему лирику В.А. Жуковского относят к романтической поэзии?

2.3. Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?

2.4. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема одиночества?

2.5. В чем заключается смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»?

Мерзликина Ольга Александровна МКОУ Терновская СОШ №2

Терновского района, Воронежской области

Проверочный тест по литературе в 9классе 2 вариант

Задание 1. Подберите для анализа фрагмент драматического произведения и сформулируйте задания базового уровня части первой (1.1.1.-1.1.4.) к выбранному фрагменту.

Действие2

Явление1

Фамусов, Слуга.

Фамусов

Петрушка ,вечно ты с обновкой,

С разодранным локтем. Достань-ка календарь;

Читай не так, как пономарь;

А с чувством, с толком, с расстановкой.

Постой же.- На листе черкни на записном,

Противу будущей неделе:

К Просковье Федоровне в дом

Во вторник зван я на форели.

Куда как чуден создан свет!

Пофилософствуй- ум вскружится;

То бережешься, то обед:

Ешь три часа, а в три дни не сварится!

Отметь-ка, в тот же день…Нет, нет.

В четверг я зван на погребенье.

Ох ,род людской! Пришло в забвенье,

Что всякий сам туда же должен лезть,

В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.

Но память по себе намерен кто оставить

Житьем похвальным, вот пример:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить;

Богат, а на богатой был женат;

Переженил детей, внучат;

Скончался; все о нем прискорбно поминают,

Кузьма Петрович! Мир ему!---

Что за тузы в Москве живут и умирают!-

Пиши: в четверг, одно уж к одному,

А может в пятницу, а может и в субботу,

Я должен у вдовы, у докторши, крестить.

Она не родила, но по расчету

По- моему : должна родить.---

Явление2

Фамусов, Слуга, Чацкий.

Фамусов

А. Александр Андреевич, просим,

Садитесь-ка.

Чацкий

Вы заняты?

Фамусов (Слуге)

Поди.

(Слуга уходит.)

Да, разные дела на память в книгу вносим,

Забудется, того гляди.-

Чацкий

Вы что-то не веселы стали;

Скажите, отчего? Приезд не в пору мой?

Уж Софье Павловне какой

Не приключилось ли печали?..

У вас в лице, в движеньях суета.

Фамусов

Ах ! Батюшка, нашел загадку:

Не весел я!.. В мои лета

Не можно же пускаться мне вприсядку?

Чацкий

Никто не приглашает вас;

Я только, что спросил два слова

Об Софье Павловне: быть может, нездорова?

Фамусов

Тьфу, господи прости! Пять тысяч раз

Твердит одно и то же!

То Софьи Павловны на свете нет пригоже,

То Софья Павловна больна.

Скажи, тебе понравилась она?

Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?

Чацкий

А вам на что?

Фамусов

Меня не худо бы спроситься, Ведь я ей несколько сродни;

По крайней мере искони

Отцом недаром называли.

(А.С.Грибоедов. «Горе от ума»)

1.1.1. Как характеризует героев их речь вначале и в конце?

1.1.2. Каково отношение автора к героям в приведенном эпизоде?

1.1.3. Какие темы затронуты в нем?

1.1.4 .Завязка какого конфликта происходит здесь?

Задание 2. Подберите 3 пары стихотворений разных поэтов 18-19 вв. для сопоставительного анализа.

  1. М.Ю.Лермонтов «Пророк» и А.С.Пушкин «Пророк».

2. .Г.Р.Державин «Памятник» и А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг

нерукотворный…»

3. Г.Р.Державин «Памятник» и А.С.Пушкин «Поэт».

Задание 3. Сформулируйте 5 проблемных вопросов, требующих развернутого письменного рассуждения(часть вторая) по творчеству писателей 18-19 веков.

2.1. К какому литературному направлению принадлежит пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

2.2. В чем особенность лирического сюжета и символики стихотворения В.А.Жуковского «Море»?

2.3 .С какой целью вводит Д.И.Фонвизин в комедию «Недоросль» «говорящие» фамилии?

2.4. Как А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин» раскрывает тему- передовой личности в ее отношении к дворянскому обществу?

2.5. Серьезно или иронично звучит название романа М.Ю.Лермонтова-

« Герой нашего времени»?

© 2010-2022